Среда, 13 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Когда звучит рояль

2 марта 2023 / Культура / 0

Их называют главными возмутителям академического спокойствия. Когда они вместе, в любой филармонический зал врывается экспрессия, любовь, восторг, гениальное звучание музыки разных эпох. Фортепианный дуэт Геннадия Пыстина и Дмитрия Карпова вновь в нашем городе. На этот раз они дали концерт на любимой сцене Детской школы искусств в рамках проекта «Русские сезоны в Железногорске».

Два рояля в русском стиле – это и название концерта, и его содержание. Виртуозы-пианисты Геннадий Пыстин и Дмитрий Карпов в этот раз исполняли произведения только русских композиторов. И открыли свою программу премьерой для железногорской публики – в четыре руки исполнили Элегию из Серенады для струнного оркестра Чайковского. Музыканты называют Петра Ильича первым в ряду композиторов, прославляющих русскую культуру. А потом звучали Шнитке, Дунаевский, Рахманинов, Ребиков, Бызов, музыка из кинофильмов «Звездопад» и «Фантазии Фарятьева».

Сесть за рояль для них – это ритуал. Они каждый раз подстраивают стулья, высоту подушки, свое положение относительно инструмента. Глубокий вдох, взгляд куда-то вверх, в глаза друг другу, и только тогда первый звук взлетает. А дальше – это уже что-то из разряда нереального, иррационального, такого, что нельзя контролировать. За их музыкой можно только следовать, понимая, что доверяешь этому состоянию абсолютно.

А после каждой композиции они выходят на поклон – всегда такие разные, скромные, веселые, немного на нерве, добрые, открытые, а иногда очень задумчивые. Музыканты говорят, что это зависит от того, что ты только что отдал зрителю и получил взамен.

– Мы служим искусству, и для нас это не просто слова, – говорит Геннадий Пыстин. – Очень важно общение со зрителем – это же уникальное явление. Мы друг друга воспитываем, делаем лучше. А музыкант – всегда проповедник. Он, если хотите, тот самый человек, который присоединяет зал к небесам, к тем энергиям, которые могут быть неведомы. Божественное присутствует в любой музыке. Мне очень импонирует железногорский зритель – ваша публика всегда чутко реагирует на то, что происходит на сцене. И, вообще, эта школа нам очень близка и дорога.

Железногорская Детская школа искусств принимает Геннадия Пыстина и Дмитрия Карпова с концертами и мастер-классами уже почти четверть века – столько музыканты играют в дуэте. Им рукоплескали в Париже и Монреале, в Майами и Токио, в Санкт-Петербурге и Москве. Но больше всего им нравится гастролировать по маленьким российским городам. Они искренне признаются в любви к Железногорску – любят гулять по уютным улицам, общаться с горожанами, бывать на наших сценах.

Геннадий Пыстин: «Музыка – путь к божественному»

– Геннадий Анатольевич, закрытые города вам родные…

– Совершенно верно. Я вырос в Северске. И для меня это город детства, в который тянет невероятно. Когда я туда возвращаюсь, это всегда теплые чувства и переживания. У наших городов есть свой мир, у каждого свой. Мы всегда с огромным удовольствием играем в таких городах. И каждый раз стремимся исполнить что-то новое, обязательно привозим премьеры.

– В чем особенность и уникальность новосибирской фортепианной школы?

– Новосибирск, как и другие города, в которых есть консерватории, отличается собственной историей и свой стилем звучания. Обычно сравнивают, конечно, Москву и Питер. А Новосибирск всегда очень тонко сочетал в себе столичные школы. Я, например, последователь питерской, а Дима – московской. Изучение пианистического древа – это невероятно интересный вопрос. Великие передают свое мастерство, и оно ассимилируется по всему миру. Я учился у Слонима, он – у великой пианистки Анны Есиповой, а она – у Теодора Лешетицкого. Лешетицкий – у Черни, Черни – у Бетховена, Бетховен – у Сальери. Конечно, своя специфика есть в каждой консерватории. И это большое счастье, что школы существуют, и огромное пианистическое древо развивается. И каждый из нас привносит в нее что-то новое.

– Почему дуэт?

– Игра в дуэте совсем иная, чем в соло. Когда один, ты сам за себя. А в дуэте деваться некуда – мы берем ответственность друг за друга, это взаимовыручка, взаимопомощь, умение мгновенно реагировать на настроение партнера. Это все нарабатывается годами. Не так-то просто. Бывают и неожиданности – мы с Димой, например, очень любим делать сюрпризы друг другу даже на концертах. Сегодня, например, мы много импровизировали, и это ни с чем не сравнимо. У нас и разборы полетов бывают. Мы с Димой разные — это нас и объединяет. Сочетание двух разных полюсов дает хороший результат... Мы связаны между собой на уровне подсознания и чувств. Наша цель – постоянное стремление к совершенству. Оно существует, а за ним открывается уже что-то совсем иное. Нельзя сидеть на одной и тоже же программе, надо все время меняться и оттачивать мастерство. Мы постоянно учим новое. И я всегда восхищаюсь музыкантами, которые живут так же. Вот, например, ваш дуэт Татьяны Петровой и Татьяны Дружининой – один из лучших женских джазовых дуэтов мира. Поверьте, я знаю московские, канадские, немецкие, японские дуэты… никто не играет так, как они. У Татьян есть свой стиль, понимание, глубина звучание, та самая джазовая жилка, которую многие ищут и тренируют всю жизнь. А еще они преподают – вот здесь я преклоняюсь. Очень важно передавать опыт. Педагогическая работа играет огромную роль. Если педагог еще и исполнитель, я просто встаю на колени перед такими музыкантами.

– Что вас вдохновляет?

– Эх… я бы так сказал – женщины. Самые красивые женщины живут в России. Таких глаз ни в какой другой стране не увидишь. Наши женщины великие, и только они могут вдохновлять на музыку, которая в себе заключает космос, весь звуковой мир, который существует. Я вам признаюсь, более счастливых людей, чем музыканты, я не знаю – мы всегда прикасаемся к великому, потому что оно вот здесь, под нашими руками.

Дмитрий Карпов: «Сцена – профессия смелых»

– Дмитрий, гастроли в малых городах после европейских столиц…

– Я очень люблю бывать в закрытых городах. Железногорск прекрасен всегда. Здесь особый колорит – защищенность, элитарность, единство, культура, лучшие умы и люди.

– Вы очень устаете во время концертов?

– Есть усталость, да, и эмоциональная, и физическая. Но она приятная. Профессия артиста или музыканта такова, что мы отдаем себя, обнажаем. Это требует особой мобилизации всех внутренних ресурсов. Они восполняются, кстати, тут же – это круговорот энергии посредством великого искусства. Сегодня было особенное настроение – мы играли великую русскую музыку разных эпох и разных стилей. И все про Россию, ее нрав, характер, силу, дух. На это надо быть настроенным. Сегодня был разный концерт – он бежал, вздымался, успокаивался, снова немного тревожился. Разные векторы, разные состояния – это интересно варьировать и совмещать, чтобы было разнообразие звука. Быть музыкантом – это путь проводника, постоянный поиск нереального в звучании с помощью реальных средств.

– Что такое поиск звука?

– Поиск звучания – это многомерное понятие. Начинается с зала – акустика важна. В отличие от скрипачей, например, у которых всегда своя скрипка, любимая и родная, мы все время вынуждены на выездных гастролях играть на разных инструментах. У нас со своим роялем мало кто ездит – я знаю только, что Плетнев за собой возит инструмент, Горовиц возил свой рояль и играл только на нем. Но в сегодняшних реалиях это невозможно, конечно. Железногорску повезло в этом плане – у вас есть зал с изумительной акустикой, и зритель имеет возмржнсоть наслаждаться музыкой в полном объеме. Здесь рояль энергетически в зал уходит. А бывает, зал сложный, где звук так не летит, где нужно форсировать. Тогда ты сильно устаешь, и начинается какая-то борьба с ситуацией. Этот контекст всегда разный, и поиск звука вечен, конечно. Есть ведь еще внутреннее звучание и представление, как выглядит звук. Внутреннее – это красота звука… вот послушайте – раз, и звук полетел. Но поиск музыканта всегда с обратной связью, это не что-то абстрактное и неведомое. Это всегда взаимный процесс – я что-то отдаю роялю, а он мне возвращает.

– Сцена и публика такой внутренней работе не мешают?

– Нет. Это же взаимная любовь. Сцена – профессия смелых и даже немного наглых людей. Не в смысле неуважительного отношения к другим людям, нет. Чаще, конечно, для мотивации используем эту формулу в педагогике – учим артистов, воспитываем в них индивидуальность. В отличие от драматических актеров, музыканты могут спрятаться за музыкой. Но чтобы она подействовала на слушателя, нужно вкладывать много эмоций, переживаний. Важно состояние, которое ты проживаешь сейчас.

– В чем секрет успеха дуэта?

– Для меня важно сотворчество. Темпераменты музыкантов в дуэте не обязательно должны совпадать – наоборот, даже интереснее, когда они разные. Совпадать должны вкус и чутье к настоящей, хорошей, замечательной музыке, это главное. Геннадий Анатольевич всегда тонко и мудро выбирает репертуар. Для нас важно отстаивать зону фортепианного искусства. Популярная культура наступает, и живые инструменты уходят, становятся редкостью, как и живое музицирование. А ведь только вибрации живого инструмента воздействуют на людей.

– Рояль для вас – друг, партнер…

– …оркестр под руками, целая вселенная, космос. Это инструмент, дающий жизнь музыке в ее полном объеме. А что может быть лучше живой музыки!

Юлия Третьякова.

Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения