Среда, 13 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Чуда хочу. Дайте чуда!

3 сентября 2023 / Культура / 0
Рассказ о том, как столичный режиссер морок в театре кукол воссоздает.
 
Театральный сезон в Железногорске начнется 8 сентября. И это будет несравненный Гоголь. В «Золотом ключике» ставят спектакль по его повести «Нос». Для постановки в город приглашен столичный режиссер Чакчи Фросноккерс. Рождение спектакля под его руководством, – отдельный вид искусства и полное погружение в атмосферу.
 
Его величество Нос 
 
Темный зал. Тревожная музыка. Люди, куклы, декорации... Там, под софитами, все как будто оживает. 
– Браво! – кричит режиссер актерам. – Браво – еще хочется чуда. Дайте мне его. Гениально.
Рождение спектакля – магия. А когда этим процессом руководит режиссер с тайной – магия особенная. Гоголевский «Нос» в Железногорске ставит Чакчи Фросноккерс (он же Дмитрий Петров) – художественный руководитель Малого театра кукол Санкт-Петербурга. Он шутит, хвалит, восхищается, играет, погружается и погружает. Про выбор темы для постановки говорит легко, потому что в его жизни Гоголь определил многое. 
 
– Я – Чакчи Фросноккерс. Это имя презентует меня обществу, - говорит режиссер. – Все не просто так – как говорится, привет Николаю Васильевичу Гоголю. 2 сентября 1994 году находится бутылка с датой моего рождения, именем и указанием места моего рождения. Датируется эта бумага ровно веком ранее. И имя на ней - Чакчи. Как это объяснить? Потом в Петербурге я встречаю совершенно случайно девушку, индианку, которая говорит: «Чакчи - это наш Бог всего и ничего». Думаю, неужели не совпадение. И присвоил это имя себе. Дальше, прикрываясь им, иду в театр. Спросите, что скрываю? Этому пока нет определения в русском языке. Это то, для чего каждому из нас нужна своя маска. 
 
В театральных кругах про него говорят, что ему удаются удивительно живые постановки с помощью кукол и людей. Сам Чакчи повторяет, что любит ставить сложные задачи, браться за разный материал, главное, чтобы он волновал и интересовал его самого, актеров и зрителя. Ровно поэтому его новый спектакль  – «Нос».
 
– Гоголь –  один из основных для русской матрицы писателей. Его правонаследник – Даниил Хармс, который доказал что не существует никаких причин, следствий, связей - один сплошной хаос, – говорит Чакчи Фросноккерс. - Если ты думаешь, что жизнь идет путем, если все события в причинно-следственной логике, то ты, скорее всего, даже подумать не можешь о том, что у тебя нос пропадет. Казалось бы, такая пропажа - абсолютная чушь. Но как она меняет человека, превращая его жизнь в ад. Про это мы и делаем спектакль. Я не очень люблю ярлык мистического писателя для Гоголя. Для меня он, скорее, писатель морока.
 
Наслоение смыслов, поиск настоящего – да так, чтобы закрутило – завертело. В этом спектакле настоящий Гоголь, считает его режиссер. 
 
– В основе всего визуальный прием, – рассказывает Чакчи Фрокноккерс. – В центре Нос, – в этом мы, наверное, не оригинальны. Совпадаем с Николаем Васильевичем и попадаем в его тональность. Нос - отличительная черта майора Ковалева и вообще всех героев повести, а мы делаем его во всех смыслах главным героем, он здесь во всем – это такой своеобразный культ. Все говорит об этой выпирающей части тела. Все персонажи носатые. Даже лесенки на сцене в форме носа. Вместе с тем большую роль играет живой план. Многие артисты не имеют текста, все они цирюльники – цокающие, присвистывающие, издающие довольно странные звуки. При этом они являются помощниками кукол и повествования и живой декорацией. Это наша фишка.
 
Смысл в жестах и образах
 
Чакчи в железногорском театре кукол не первый раз. Он уже поставил у нас три спектакля. И Гоголь в его творчестве тоже не впервые – год назад ставили «Мертвые души» в Благовещенске. Это нам рассказала художник Ульяна Елизарова – она уже много лет работает в дуэте только с этим режиссером. И вот снова эксперимент.
 
– Гоголь – очень интересный автор. Мистический, пронизан всякими инфернальными штуками, - рассуждает Ульяна. - Отрада для художника в том, что фантазия развивается как угодно, можно делать все, что хочешь. Как мы любим. Потому что театр кукол – это символ и метафора. В Гоголе же важен язык сам по себе – это он погружает зрителя и читателя в тот самый морок. А наш спектакль о том, что мир сложен и все в нем взаимосвязано. В один момент все может сломаться. Нам кажется, что мы все понимаем и осознаем, а на самом деле нет.
 
Ульяна рассказывает, что над куклами для этого спектакля пришлось поработать особенно тщательно. В основе все они планшетные, но у них живые руки артиста. Режиссер ставит задачу - никакой статики. Зритель должен понимать, что происходит с майором Ковалевым только с помощью жестов.

– Мы с режиссером всегда выбираем уникальную стилистику и стараемся ее придерживаться, – делится Ульяна Елизарова, художник. – Каждый раз пытаемся сделать то, чего еще не делали. Все куклы в этом спектакле на первый взгляд немного комичны и как будто находятся в шоке - глаза у всех выпучены, они не понимают, что происходит. Такое сочетание растерянности, трогательности и тревоги. Очень интересно, как все это сработает с живым планом для зрителя. 
 
Достичь левитации  
 
Железногорские кукольники в новой постановке задействованы почти всем составом. Говорят, что этот спектакль будет экспериментом, а это всегда интересно. 
 
– Решение, которое предложил нам режиссер, неожиданно. Оно настраивает на очень интересный лад, – делится Василий Ходаков, актер театра кукол «Золотой ключик». – Этот спектакль точно будет не похож на то, что мы делали раньше. В нем звуки, танцы, движения кукол и актеров – все необычно. А еще Гоголь – это же колоритный текст. Я перечитывал «Нос» несколько раз и каждая новая встреча – откровение и загадка. В общем, работать интересно. И профессионально тоже – мы ведем куклу по двое или даже втроем. Здесь важно чувство партнера, координация, единый настрой и эмоция. Люди как бы сливаются воедино в своем герое, в кукле. 
 
– В Железногорске блистательные артисты. Профессионалы от и до. Но есть ещё кое-что, что находится над профессионализмом, над крепким ремеслом, - резюмирует Чакчи Фросноккерс. – Это в полном смысле одухотворенные люди, которые понимают, что, выходя на сцену, они должны подняться на несколько сантиметров над ней. Должны достичь артистической левитации. А суть кукольного искусства – все делать зримым. Театр сегодня вышел на такой уровень, когда не утверждает, а задает вопросы. И вот очередной. Ждем на премьере 8 сентября.
 
Юлия ТРЕТЬЯКОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения