Понедельник, 23 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Как для взрослых, но лучше.

8 декабря 2023 / Культура / 0
На прошлой неделе в Театре оперетты состоялась премьера – «Стойкий оловянный солдатик». Это часть совместного проекта «Территории культуры Росатома» и Российского института театрального искусства (ГИТИС) – «Свежий взгляд».
 
И главное, что можно сказать по этому поводу – ура, в этом году новогодний детский спектакль получился просто волшебным!
 
Как может «Стойкий оловянный солдатик» быть новогодним спектаклем? Ведь герои-то погибли. Наверное, там счастливый конец, но насколько он сочетается с духом прекрасной, но печальной сказки Андерсена? 
Такие опасения были перед началом спектакля. Спойлер – совершенно напрасно. Это действительно очень «по мотивам», но в спектакле сохранилось главное – дух и стиль сказок Андерсена, их своеобразная атмосфера, отсутствие назидательности, сентиментальность и юмор. В либретто Николая Денисова действуют персонажи нескольких сказок, и все они очень логично вплетены в сюжет. Здесь есть Крыса (ОльгаЗайцева) и Крот (Сергей Китаев), и два соловья – механический (Кристина Кабертай) и живой (Валерия Зеленская), и потрясающе гротескная Свинья-копилка (Наталья Рон). Садовые розы в исполнении женской группы хора заставляют вспомнить «Цветы маленькой Иды». Но вот что значит профессионально сделанное либретто – ни один из этих персонажей не выглядят инородным. У каждого своя задача и своя роль, смысл, который он несет зрителю. Чеховский принцип «если на сцене есть ружье, то оно должно выстрелить» точно соблюден. 
 
Еще один огромный жирный плюс спектакля – прекрасная музыка Сергея Баневича и живой оркестр. Как говорится, для детей надо делать так же, как для взрослых, но лучше – вот это именно тот случай.
Режиссеру-постановщику Даниилу Горшкову удалось достичь, пожалуй, максимально точного попадания в образ каждого из железногорских артистов. Роман Ридзель (Чертик из табакерки) еще раз продемонстрировал, насколько он хорош в ролях плохих парней. Его персонаж, кстати, чем-то схож с Шутом из концерта «Король и Шут». Сергей Хихич (солдатик), Максим Бутыч (Конь), Алена Эсаулова (Кукла), Ольга Зайцева (Крыса) – все интересны по-своему.
 
Визуальная часть спектакля (художник-постановщик Варвара Бабошина) тоже порадовала. Лаконичные, но выразительные декорации, яркие костюмы. Живой Соловей в серебре и механический Соловей в золоте просто завораживают. Конь в костюме, расписанном яблоками, вызывает улыбку – правда, скорее у взрослой аудитории. Жутковатый черно-красно-белый Чертик – прямо олицетворение кукольного зла. А солдатики в исполнении артистов хора и балета! Вместе они появляются на сцене ненадолго, но это очень эффектно: красное и белое с золотом, красота! Очень хороша Балерина, возлюбленная Оловянного солдатика (артистка балета Дарья Лаврентьева). Ее роль без слов, но они и не нужны. И так понятен характер – жертвенность и решимость следовать за своей любовью до конца. А уж внешне она именно такая, какую придумал Андерсен – нежная, хрупкая, изящная.
 
Правда, некоторые решения художника не совсем понятны. Например, есть сцена кукольного бала. В нем участвуют уже названные персонажи – визуально яркие, заметные, каждый со своей индивидуальностью. И, казалось бы, артистов хора и балета (это же тоже игрушки?) можно было одеть так же неординарно. Это могли бы быть разные куклы, меховые звери, даже мячики и музыкальные инструменты. Они сочетались бы с основными героями, их было бы интересно рассматривать и узнавать. Но почему-то женская часть балета и хора одета в одинаковые кремовые платья. Это выглядит странно и вызывает вопрос – а кого, собственно, они изображают? Допустим, кукол – но почему одинаковых? Не очень узнаваемы, особенно для детей, и костюмы садовых роз (артистки хора). 
 
Но зато в финале спектакля происходит… чудо! Иначе не скажешь. Во всяком случае, для маленьких зрителей. Таинственная огромная рыба и кораблик, подсвеченные изнутри, плывут прямо над темным зрительным залом – это волшебно!
 
В афише театра возрастное ограничение «Стойкого оловянного солдатика» обозначено как 3+. Но не факт, что трехлетка сможет высидеть более чем часовой спектакль и понять весь его смысл. Скорее всего, запомнит только эту потрясающую сцену и живую музыку. Но и это уже прекрасно – театр будет ассоциироваться у ребенка с волшебством, магией, которую нельзя посмотреть по телевизору или в интернете. Даже ради одного этого стоит попытаться сводить малыша на «Стойкого оловянного солдатика». 
А уж с детьми постарше посмотреть его не только можно, но и нужно. Кроме красивой картинки и хорошей музыки, в нем есть и четко сформулированные моральные принципы: что ценность кого бы то ни было не измеряется деньгами, что нельзя решать свои проблемы за счет других, что безопасность и сытость не стоят свободы… Да много чего еще там есть – будет о чем задуматься даже взрослым зрителям. 
В общем, возьмите любого ребенка, который у вас есть, и сводите в театр. Удовольствие и новогоднее настроение гарантировано обоим.
 
Светлана КАЛИНИЧЕВА
 
Анастасия Касаткина 
главный режиссер Театра оперетты
 
Работа хорошая, красочная. Мне очень понравилась хореография – свежий взгляд, новая хореографическая лексика (хореограф-постановщик Эрдыни Канаткалиев – Прим. автора). Яркие образы. И я очень рада, что этот спектакль идет под живой оркестр, под прекрасную музыку Баневича – это для детей крайне важно! Сейчас вроде бы все можно послушать в записи, но живой звук воспитывает душу. Очень хороший опыт. Молодые люди более точно чувствуют наше время, стиль. И они обогащают наш театр своим творчеством.
 
Даниил Горшков 
режиссер-постановщик
 
Я считаю, у нас получился хороший спектакль, с хорошей хореографией, с красивой картинкой, с хорошими голосами и интересными актерскими работами. Я специально сделал хэппи-энд. Уходя со сцены, зажгите свечу надежды. Люди должны уйти со спектакля с надеждой на светлое. Мы уже подружились с вашей труппой, нашли общий язык. И если будут еще приглашения, я обязательно приеду еще.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения