Понедельник, 23 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Наталья Афонина: «Театр – это лекарство от всех болезней».

12 декабря 2023 / Культура / 0
Яркая, неординарная, творческая и талантливая – все это об артистке «Золотого ключика» Наталье Афониной. Вот уже десять лет девушка служит в железногорском театре кукол. А все началось с большой мечты маленькой Наташи и продолжилось упорной работой к достижению цели.
Поиск себя
 
Наташа родилась и провела детство и юность в Зеленогорске. Была довольно замкнутым ребенком, но творческой личности всегда хотелось проявиться. Талант помог раскрыть школьный театральный кружок. Маленькая Наташа поняла, что ей нравится актерское искусство,  именно там почувствовала себя настоящей. Можно петь, танцевать, громко смеяться и перевоплощаться. Позже пошла в народный театр Дворца культуры ЭХЗ к руководительнице Майе Барыкиной. После окончания школы мама предложила Наталье пойти учиться на экономиста. Она поддерживала стремление дочери к искусству, но понимала, что та больших денег на этом поприще не заработает. Девушка поступила в Томский политехнический университет. Подрабатывала на рынке, чтобы помогать маме и платить за учебу. Но мечту стать актрисой не бросила. В перерывах между парами любила снимать театральные этюды на камеру и смотреть на себя со стороны. После окончания института искала себя в разных сферах деятельности. Работала в банке, ювелирном магазине, в страховой компании и туристической фирме. 
 
– Мне кажется, я везде себя попробовала. Теперь понимаю, зачем это мне было нужно и важно, – говорит Наталья. – Кто лучше покажет, как ведет себя продавец ювелирного магазина с покупателями? Только тот, кто работал. У кассира в банке тоже определенный стиль речи и поведения. Такие моменты мне помогли.
 
Если желать и действовать, то все получится
 
Потом Наталья познакомилась с будущим мужем, вышла замуж и переехала к нему в Железногорск. Здесь однажды увидела вакансию секретаря в театре кукол и решила попытать удачу. А бывший директор «Золотого ключика» Анна Мандрыгина сказала, что должность уже занята, но есть место артиста-кукловода.

– И тут я поняла – хочу! Сразу сказала, что театрального образования у меня нет. Анна Викторовна ответила, что если я хорошо себя проявлю, буду работать качественно, то мне все двери открыты. Она поверила в меня и дала шанс, – вспоминает Наталья. – Но сначала нужно было пройти худсовет – рассказать о себе, прочитать басню, стихотворение и спеть. В итоге меня приняли. Три года я была артисткой вспомогательного состава, работала с реквизитом, была на подхвате у артистов в спектаклях и, конечно, изучала театральное искусство, знакомилась со сценой, с цехами.
 
Первая постановка, в которой сыграла Наталья, – «Сестрица Аленушка и братец ее Иванушка» режиссера Евгения Пермякова. Кандидатуру Афониной предложили актрисы Ольга Сторожева и Тамара Кухлевская. В итоге артистке досталась роль собачки.
 
– За спектакль на сцену я выходила всего два раза. Хорошо помню, как после моего ухода ребенок из зала закричал: «Мам, а где собачка?». Тогда я и поняла, что дебют состоялся, меня признали (смеется). Волновалась до мурашек. Я поняла, что быть актрисой – мое призвание. Не имея профильного образования, пришла в театр кукол. Может быть, попала в нужное время, но и без моего желания и стремления к профессии ничего не получилось бы, – говорит Наталья.
 
Наставниками Афониной стали актрисы «Золотого ключика» Татьяна Фролова, Ольга Сторожева и Тамара Кухлевская. Они дали азы кукольного мастерства и научили контактировать с юными зрителями. Самый любимый спектакль артистки – «Зощенко» режиссера Чакчи Фросноккерса. Там она сыграла девушку времен нэпа – Матильду Сквозняк-Мухановскую.
 
– Чакчи – мой самый любимый режиссер. Именно он дал мне раскрыться и поверить в себя. Он сразу сказал, что меня должно быть слышно и видно, – говорит артистка. – Все 45 минут спектакля я была на сцене, это невероятно! Помню, как он сказал не сомневаться в себе, ведь театр – мое место. Но нужно обязательно учиться. Тогда я и решила поступать в театральный институт.
 
В 30 лет на первый курс
 
Сначала Наталья решила попробовать поступить сразу на две специальности – артиста-кукловода и режиссера. Но позже поняла, что для режиссуры слишком мало опыта. В итоге девушка в 30 лет стала студенткой Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) в Санкт-Петербурге. Поступила на заочное отделение, где учатся те, кто уже работает в театре кукол. Ее мастерами были Тамара и Александр Стависские.
 
– На первом курсе было ощущение, словно я и не служила никогда в театре. Было страшно выходить на сцену, – вспоминает Наталья. – Помню, как ко мне подошла мастер и сказала: «Прекращай чувствовать себя здесь чужой, ты актриса! Да, у тебя меньше опыта, чем у ребят, ведь они пришли после колледжа. Но шаг за шагом ты будешь идти в верном направлении и по своему пути».
 
Театр кукол – это не только сами куклы, спектакли и актерское мастерство, здесь нужно увлечь и заставить поверить в происходящее. Наталья говорит, что дети – самый критичный зритель. 
 
– Когда выступаешь перед детьми, важно именно проживать, потому что ребенок сразу видит фальшь и игру артиста. Юный зритель не верит актеру, потому что тот сам не верит в то, что делает. Нужно быть искренним и открытым, тогда все будет понятно, – считает актриса.
 
В актерском искусстве важно подмечать мелочи, ведь именно детали наполняют персонажа и создают атмосферу. Но бывают случаи, что персонаж не дается, и у артиста не получается до конца прочувствовать своего героя. Так получилось у Натальи с ролью мальчика из спектакля «Васюткино озеро».
 
– Я не смогла стать этим мальчиком, не взяла роль. Тогда у меня просто не хватило опыта, поэтому не смогла показать, – рассказывает Наталья.– Но здесь повлияли и сжатые сроки. Я была во втором составе, роль нужно было выучить за три недели. Режиссер работала в основном с первым составом, а я смотрела на репетициях из зала. Так бывает, когда нужно поставить спектакль очень быстро. Но теперь я легко могу сыграть роль маленького мальчика, ведь у меня появился сын. Наблюдаю за его поведением, походкой, манерой речи и воплощаю это на сцене.
 
И коня научит
 
Четыре года назад Наталья стала режиссером необычной постановки. На территории школы верховой езды «Лошадка» состоялась премьера конного спектакля «Маленький принц». Девушка занималась верховой ездой, и однажды ей предложили поставить волшебную сказку с участием лошадей.
 
– Там все было масштабнее, чем в театре. Работали с детьми, лошадьми и пони, а еще с огромными полотнами, костюмами. Даже не верится, что это было, – вспоминает Наталья. – Очень красиво – открытый манеж, грациозные лошади и талантливые дети. Не всегда животные хотели выполнять команды, поэтому на премьере все очень волновались. Но опыт потрясающий!
 
Помимо этого, Наталья была режиссером множества интермедий, а также преподавала в театральном клубе раннего развития детей «Малышок». Там дети вместе с родителями знакомились с театром, учились взаимодействовать с куклами.
 
– Во мне сидит что-то режиссерское. Я в себе это чувствую. Например, когда артисты теряются, а я их оперативно организовываю и направляю, – делится ощущениями Наталья. – Возможно, когда-нибудь поставлю спектакль. Предложения есть, но жду какого-то вдохновения. Думаю, все еще впереди.
 
Не театром единым
 
Наталья курирует работу социокультурного проекта театра кукол «ЗАТОчка». Это молодежная лаборатория творческих медиа. Здесь учатся писать посты и рецензии на мероприятия, осваивают работу с фото- и видеотехникой, обучаются ораторскому искусству и многим другим навыкам. Основная цель «ЗАТОчки» – вовлечь подростков и молодежь в культурную деятельность Железногорска и Красноярска.
 
– Считаю, что это хорошая профориентационная программа, ведь здесь мы рассказываем о деятельности журналиста, видеооператора, режиссера видеомонтажа, актера. Ребята окунаются в профессию и приобретают опыт. Помимо этого, у наших культурных блогеров появляется вкус, они начинают понимать, что их привлекает. Это крутой проект!
 
Но и это еще не все. Наталья вот уже три года занимается визажем. Во время декрета выучилась на визажиста и стала работать в студии.
 
– Я отличаюсь от других визажистов тем, что я актриса, – говорит Наталья. –Для меня макияж — это как постановка спектакля. Происходит настоящая магия. Еще занимаюсь укладками, а также обучением. Такой навык помогает мне и на работе в театре.
 
Так много всего в этой яркой и улыбчивой девушке. А сколько еще планов, целей, идей, которые непременно сбудутся, достигнутся и воплотятся! 
 
– Сейчас во мне растет наставник и режиссер, – говорит Наталья. – Планирую стать одним из преподавателей студии «Арлекин», включиться в работу с детьми и подростками. А еще обучиться способам театральной терапии и работать с детьми с ОВЗ, пожилыми людьми, участниками СВО и их семьями. Ну и, конечно, поставить спектакль в «Золотом ключике» и сняться в кино. Очень хочется, чтобы люди знали о нашем театре, артистах и с удовольствием приходили на спектакли. Здесь погружаешься, отбрасываешь проблемы. Считаю, что театр – лекарство от всех болезней.
 
Марина АНДРЕЕВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения