Кому бы могло прийти в голову учиться летом? Ведь от одного слова «школа» ученикам на каникулах становится дурно. Среднестатистический школьник не желает даже слышать о каких-то уроках в пору законного отдыха. Только этих ребят никак не назовешь среднестатистическими. Они поехали в Красноярскую летнюю школу не просто добровольно, но еще и с огромным удовольствием. Мы постарались выяснить, что же это за КЛШ такая, тем более что находится она буквально под боком - в «Орбите».
Как оно устроено
О том, что с чувством юмора в КЛШ у всех все в порядке, понимаешь, уже просто взглянув на календарный план: «подъем с переворотом», «победный обед», «sin(п/6)-дник», «мозг натружен – нужен ужин!», «крепкий и здоровый… отбой!» и тому подобное. Такова атмосфера всей школы – легкая, непринужденная, обязательно интеллектуальная и, конечно же, с долей здорового юмора. Девиз «Мы с вами интеллигентные люди» как напоминание всегда висит на самом видном месте, буквально в центре мироздания… Угадайте, где это? Правильно, над входом в столовую. И даже здесь чувствуется тонкая шутка: мол, помните, господа проголодавшиеся, что вы все еще интеллигенты, а не питекантропы, узревшие заветную добычу. Крыльцо столовой действительно стало традиционным местом сбора школьников и сотрудников: так здорово взять гитару, поголосить любимые песни, рассказать с импровизированной трибуны какой-нибудь анекдот, ведь много чем можно заняться в ожидании долгожданной трапезы.
Пора познакомиться и с устройством школы. 60 сотрудников, 200 учеников, 18 команд (отрядов), каждая называется одной из букв греческого алфавита. Не всем надоевшие «Дружбы» и «Улыбки», а куда более солидные «Альфы», «Беты», «Гаммы», «Дельты» и так далее. Все - и ребята, и взрослые - попали сюда на конкурсной основе: первые писали олимпиаду и проходили собеседование, вторые защищали планы учебных занятий и факультативов. Приехать в летнюю школу в качестве ученика можно с 14 лет. Обучаются дети по четырем направлениям - точные, естественные, филологические и общественные науки, внутри каждого можно выбрать конкретный учебный курс. Кому-то интересна квантовая теория цвета, другим метафизика, а некоторые предпочитают фрактальную геометрию. В каждой команде из 10-11 человек обязательно есть представители разных направлений.
Вопреки распространенному мнению, что учеба – это скучно, школьники в КЛШ проводят время очень даже интересно. Биологи выращивают в инкубаторе птенцов, наглядно изучают строение животных и растений. Химики делают опыты, что-то с чем-то смешивают, экспериментируют. Филологи не только учат языки, но и самостоятельно изготавливают бумагу и чернила по древним рецептам. Занятия здесь не ограничиваются одними лекциями, а если даже и лекции, то они порой выходят далеко за рамки школьной (и даже университетской) программы.
Хоккей для умников
Но не все же время учиться, даже у летнешкольников должны быть выходные. Все-таки три пары в день – это практически университетская нагрузка. Дни, когда учебы после обеда нет, считаются праздничными, а если уроков совсем-совсем нет, то это уже большие праздники. За сезон школьники успевают отметить дни точных, естественных и гуманитарных наук.
- В день точных наук вместо утренних занятий проводится комплексный научный турнир. Комплексный, потому что школьникам предлагаются задания из разных направлений, - пояснил директор Красноярской летней школы Рустам Байбурин. – Побеждает тот, кто одинаково хорошо отвечает на вопросы из совершенно различных научных областей. В ходе турнира выявляется самый эрудированный школьник.
В КЛШ много интеллектуальных соревнований, которые проходят по образу и подобию спортивных, но с некоторыми изменениями. Физмат хоккей – еще одна давняя традиция в летней школе, она существует уже больше 20 лет. Для игры от каждой команды выставляется шесть человек: три полузащитника, два защитника и вратарь. Шайба – это задача. Все соперники выходят на поле, ведущий зачитывает текст, и «шайба» летит в ворота всех участников одновременно. Полузащитники пытаются решить задачу втроем, но им отводится всего 20 секунд. Если они не справляются, задание переходит к защитникам. Их двое, и на раздумья им дается уже 40 секунд. Если защитники не могут «отбить шайбу», она отправляется к вратарю. Он решает задачу в одиночку, зато у него есть целая минута. Если же и голкипер не преуспел, то «шайба» залетает в ворота. Побеждает та команда, что сможет отразить как можно больше голов, то есть решит больше задач.
Биатлон – еще один пример соревновательного мероприятия с интеллектуальной составляющей. Правила такие же, как в обычном биатлоне, только на огневых рубежах ребята не стреляют по мишеням, а решают пять несложных задач из разных сфер науки. За каждый промах – штрафной круг. Непростое соревнование – тут надо пробежать быстрее всех, суметь сосредоточиться после этого на заданиях, разобраться с ними максимально быстро и безошибочно, а потом двигаться дальше.
Во что не играют в Гонконге
Одна из самых любимых забав у школьников и сотрудников – гонконгский футбол – проводится в день спорта. Сначала играют мужчины-сотрудники против девушек-школьниц, а потом парни-школьники против женщин-сотрудниц. Все, как в обычном футболе, только справедливости ради представители сильного пола выходят на поле стреноженными. Они объединяются в пары, их нижние конечности связываются полотенцем, получаются сиамские близнецы на трех ногах. Откуда взялось это название, в КЛШ уже никто не помнит, одно известно точно – в Гонконге в такой футбол никто не играет.
Соревнования в день спорта называются Играми доброй воли. Вместо привычных занятий и факультативов сотрудники состязаются со школьниками в 10 спортивных видах. Есть среди них традиционные футбол, волейбол, баскетбол, различные эстафеты. Встречаются и совсем уж нестандартные, например, метание ногой тапочки на дальность. В течение всего дня в турнирную таблицу вносятся очки, по одному за каждую победу. Вечером определяется лидер, набравший наибольшее число баллов.
- За последние 10 лет практически всегда побеждала команда взрослых, но вот уже два года верх одерживают школьники, - поделился Рустам Байбурин. - Это стало предметом обсуждения в среде сотрудников. Раньше мы думали, что все равно победим, как всегда, а потом раз проиграли, два проиграли. Теперь вот всерьез озаботились тем, чтобы не уступить ребятам еще и в этом году. Конечно, ни у кого из нас нет цели одолеть соперника любой ценой! Тут главное, чтобы все участники получили удовольствие от игры, а победа просто приятное дополнение.
Герой КаЛоШинских анекдотов
Нет занятия лучше, чем собраться вечером большой толпой школьников и сотрудников, напевать КаЛоШинские песенки. Таких немало - местный фольклор процветает не один десяток лет. Есть здесь и культовая личность, человек-легенда, герой песен, анекдотов, сказок и даже страшилок. Про кого всегда интересно пошутить? Конечно же, про того, кого знают абсолютно все, кто находится в КЛШ чуть ли не с момента ее основания и связывает все поколения летнешкольников. Такой человек – Михаил Георгиевич Садовский. У детей очень популярна послеотбойная игра «Садовский, чаю?». Два корпуса через окна перекрикиваются этой фразой, вся соль в том, чтобы умудриться сделать это громче соперника и при этом не переполошить сотрудников. А то ведь за нарушение дисциплины – наряд, труд на благо лагеря.
- Я сам был в летней школе в качестве ученика в 97-м, а потом каждый год приезжал как сотрудник. И так уже 17 лет без перерыва, - вспоминает Рустам Байбурин. – Помню, как мы по ночам убегали за территорию лагеря, жгли костры, пели песни. Это запрещалось, но с охраной еще не так жестко было, нас караулили сами сотрудники. Ловили, конечно, раздавали наряды, укладывали обратно в кровати.
Сейчас с охраной действительно все строго. Сотрудники охранного агентства пускать корреспондента в «Орбиту» сначала не хотели, только под конвоем преподавателей школы разрешили пройти к директору. Шаг вправо – шаг влево – расстрел, не положено в наше время кому попало так просто шататься по территории лагеря.
Сюда хочется вернуться
Все, кто хоть раз побывал в этой школе, будут уверять: здесь есть своя неповторимая атмосфера, так называемый дух КЛШ. Тут нет пропасти или отчужденности между воспитанником и преподавателем. О ней не может быть и речи, когда простой ученик вместе с профессором университета США поют любимые песни, играют в футбол, обсуждают в дружеской беседе неоднозначные научные вопросы, выступают на сцене во время концертов, смеются над одними и теми же анекдотами. Когда на аукционе в день общественных и филологических наук разыгрываются такие лоты, как «Прогулка с дирекцией под луной» или «Медленный танец с Садовским на дискотеке». Когда хочется возвращаться в летнюю школу год за годом - если уже не учеником, то хотя бы в качестве преподавателя для нового поколения ребятишек.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА