Пятница, 22 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

История с бородой

30 октября 2013 / Культура / 6
В городском театре оперетты 25 октября открылся 56-й творческий сезон. Как всегда - премьерой. Для нового спектакля труппа выбрала историю про кровожадного рыцаря, положенную на музыку классика жанра Жака Оффенбаха. Было очень много «кровожадной» рекламы, хотя на сцене многие увидели добрый детский утренник длиной в три часа.

Многим знаком сюжет культовой детской сказки Шарля Перро про то, как владелец рыцарского замка без конца выбирал себе жен, а потом они, одна за другой, бесследно пропадали в его бесчисленных покоях. Страшно, аж жуть!

На железногорской сцене главенствовала сказка, но не страшная. Главный режиссер театра Антон Лободаев назвал ключ к восприятию сценического действия – гротеск. В гротесковом прочтении и проходит все действо. «В оригинале у Оффенбаха «Синяя Борода» - это комическая опера. Сам композитор в гениально написанной музыке как бы иронизирует над страстями своих героев, - пояснил он свою задумку, - поэтому мы ввели в спектакль ряд мизансцен, которые смешат, забавляют и озадачивают зрителей».

И на самом деле: прикольные сюжеты были сплошь и рядом рассыпаны по ходу действия. То вдруг на сцену врывается гигантских размеров кукла, которая катится на самокате, то у балетной подтанцовки появляются обыкновенные плавательные ласты и спасательные круги, то главные герои оказываются перед эстрадным микрофоном на высокой блестящей стойке, который начинает фонить (это в средневековом-то замке!). Оценить предложенный креатив оказалось сложновато. Временами режиссерские находки просто мешали воспринимать музыку, а она, без сомнения, являлась украшением спектакля.

Для музыкального руководителя постановки Андрея Пузанова «Синяя Борода» стала первой самостоятельной работой в качестве дирижера театра. Он, еще недавно руководивший оркестром войсковой части 3377 и сменивший военный китель на светский фрак, скромно отметил, как много пришлось работать музыкантам, добиваясь слаженного звучания. Хотя ему, выпускнику военно-дирижерского отделения Московской консерватории, было не привыкать к классическим высотам: помимо бравурных маршей дирижировал и оперой, и симфонией.

Главный хормейстер театра Елена Зайцева тоже подчеркнула, что, несмотря на легкость, музыка Оффенбаха сложна для воспроизведения. Пожалуй, ни в какой другой постановке и солистам, и хористам не приходилось столько петь, как на нынешней премьере. Недаром «Синюю Бороду» Оффенбах задумал и воплотил именно как оперу! Нельзя не отметить и солистов: Ивана Слуцкого (Синяя Борода), Елену Вырезкову (крестьянка Булотта), заслуженных артистов России Николая и Веру Алексеевых (король Бабеш и королева Клементина).
 
Порадовал Сергей Китаев, сыгравший женскую роль Оскарины, лейб–медика короля. Пусть останется маленьким секретом, сколько репетиционных часов он потратил, вырабатывая фирменную походку своего персонажа. Были по-королевски блестящи, но, увы, лишены индивидуальности в силу либретто пять жен герцога – их роли исполнили Алена Эсаулова, Ольга Зайцева, Анна Строганова, Кристина Кабертай и Наталия Рон. Обращал внимание экзальтированным поведением в роли принца Сафира Роман Ридзель.

Зрительские симпатии по поводу премьеры радикально разделились. Кто-то смеялся от души и восторженно принимал игру актеров, кто-то ушел после первого отделения со словами «Чушь какая-то!» Но современный театр, скорее всего, на то и рассчитан, чтобы не давать однозначных ответов, искусство это или псевдо. Так легче и вроде бы честнее. На программке к спектаклю и в рекламе премьеры изображалась прекрасная дама, горло которой сдавливала колючая проволока, а из раны сочилась алая кровь. Анонсированный подзаголовок «Как заполучить мужчину» настраивал большинство женщин на конкретику: так все-таки как, даже если речь идет о Синей Бороде? В реальности зрители увидели добродушную пастораль – модерновую, но наивную, местами затянутую.

В общем, сказка-триллер пока заняла свое место в репертуаре театра. Время, конечно же, покажет, сколь долго на наших подмостках просуществует «Синяя Борода» в такой оригинальной упаковке.

Елена ГЛАЗУНОВА, Александр ЖЕТМЕКОВ
Комментарии
31 октября 2013 / Печальный зритель
Правильно! Детский сад и есть, но только артистов очень жалко - они то вынуждены были играть в это всерьез...
31 октября 2013 / Евгений
Ну что вы хотите! Режиссер молодой. Вы приходите в театр в следующий раз лет через 20 - авось, поумнеет:)))
1 ноября 2013 / Сильва
Китаев-душка))
1 ноября 2013 / Счастливый зритель
Шикарный спектакль, ничего лучшего за последние 10 лет не показывали ни в Железногорске и в Красноярске.
4 ноября 2013 / Берия
Хотелось бы разделить ваше воодушевление, но...увы... Я увидел очень нудную сказку и ничего больше. и приемы эти режиссерские совсем не новы...
5 ноября 2013 / Masha
А мне понравилось. Необычно!
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения