Последняя неделя ноября преподнесла железногорцам царский подарок: 26 ноября в Центре досуга состоялся концерт выдающегося скрипача-виртуоза Графа Муржи. В программе прозвучали 24 каприса Никколо Паганини в современной обработке в сопровождении Красноярского камерного оркестра под руководством Михаила Бенюмова.
За несколько дней до концерта было уже очень сложно достать билеты. Еще бы, ведь Граф Муржа не только один из самых ярких и востребованных скрипачей современности, виртуоз, лауреат многочисленных музыкальных премий, музыкант, получивший высший балл за всю историю Королевской академии музыки в Лондоне, но и наш соотечественник. Он очень много гастролирует по стране и часто приезжает в Красноярск - мастер признается, что хорошо знает и любит этот город (в 2012-м маэстро даже дал там серию мастер-классов учащимся и педагогам музыкальных школ).
Концерт в Железногорске – явление уникальное хотя бы потому, что в нем прозвучала новая версия известного творения Паганини - цикла из 24 каприсов для скрипки. Она была написана специально для Графа Муржи к 230-летию со дня рождения великого итальянца, которое весь музыкальный мир отметил в октябре прошлого года.
Не менее интересна история самих каприсов. Эти произведения изначально создавались Паганини для оттачивания техники и мастерства исполнения. Впоследствии они стали истинным мировым достоянием, воплощением гения автора. Некоторое время после смерти Паганини никто не мог сыграть их. И сегодня обращение к этой программе называют музыкальным подвигом. Каприсы порой настолько сложны и виртуозны, что это слышно всякому, даже совсем не искушенному в скрипичном искусстве слушателю. А в новой версии с оркестром они не только не утратили присущей Паганини образности и динамизма, но и наполнились живым, экспрессивным духом современности.
Мастерство Графа Муржи ошеломило железногорцев, зрители долго не отпускали маэстро со сцены. На бис виртуоз исполнил известный caprice ми минор.
[После концерта]
Граф Муржа: «Сейчас потеряно ощущение труда»
- Начну с того, что в Красноярске очень хороший камерный оркестр, а господин Бенюмов совершенно блистательный педагог и музыкант. Я получаю большое удовольствие, сотрудничая с ним. Это вообще уникальный, абсолютно эксклюзивный проект. Ни в Красноярске, ни у вас, в вашем теплом городе, это произведение никогда не звучало циклом. Что касается именно этого варианта каприсов Паганини, понимаете, мне захотелось сделать такую версию, которая будет уже более современна, креативна, более понятна современникам. И я позвонил Тихону Николаевичу Хренникову, нашему гениальному композитору, которого очень люблю. Ему уже больше девяноста лет, и он мне сказал: «Знаешь что, я не буду делать эту работу, я уже стар, а вот сказать тебе хочу одно – найди такого композитора, который оставит каприсы Паганини в неизменном виде и напишет не аккомпанемент, а настоящее сочинение внутри этого произведения, то есть чтобы он сумел влиться в него». И это получилось, хотя очень мало произведений с переделкой, ремейком, когда становятся как минимум не хуже. Это как раз тот самый случай. Я обратился к Гедриусу Купревичиусу, литовцу, специалисту по электронной музыке, и он сделал данную версию каприсов со струнным оркестром - мобильный вариант, в таком составе легко и приятно гастролировать.
Получилось, что профессию мне выбирали родители, а не я, но, в общем, им повезло, потому что они попали в десятку. Я в том юном возрасте (а начал заниматься, как все музыканты, очень рано, в три года) еще ничего не хотел выбирать. Скрипка мне понравилась уже спустя годы. Сначала, конечно, заставляли, думаю, более 90 процентов детей заниматься музыкой приходится заставлять - это совершенно естественно и нормально. Но при этом я никогда не хотел бросить свой инструмент. Я очень люблю скрипку, но это настоящая работа – такая же, как у всех. Чтобы были какие-то результаты, нужно много и (что очень важно!) вовремя трудиться. У нас сегодня система ценностей немного нарушена: люди считают, что можно стать звездой в 18 лет, спев одну песню под фонограмму. То есть сейчас потеряно самое главное - ощущение труда.