В рамках зимних каникул, незадолго перед старым Новым годом, в Железногорске произошло событие, аналогов которому, пожалуй, не было за всю городскую историю. На главной сцене Дворца культуры самодеятельные актеры - воспитанники железногорского детского дома - показали свой вариант классической новогодней сказки про Снежную Королеву.
Надо сразу подчеркнуть, что такой размах и масштаб артистической деятельности вряд ли кто из воспитанников детского дома испытывал ранее. Да, были школьные театрализованные вечера, да, проходили тематические капустники, да, в классах организовывались импровизированные «Голубые огоньки». Но чтобы облачаться в настоящие актерские костюмы, накладывать на лицо профессиональный грим, а потом появляться в свете ярких софитов перед переполненным залом на огромной сцене - это из области фантастики. И тем не менее такое фантастическое действие совершилось!
А воплотилось оно в реальную постановку благодаря стараниям краевых организаций «Центр развития семейных форм воспитания» и альянса общественных инициатив «Красноярье без сирот», которые, как спонсоры и идейные вдохновители, предложили создать яркое новогоднее представление силами воспитанников железногорского детского дома.
На помощь позвали профессионалов - работников культуры. Режиссерскую бригаду возглавил Александр Годанов, долгие годы являвшийся художественным руководителем Дворца культуры. На подготовку спектакля были отведены крайне сжатые сроки, о чем Александр Сергеевич не без сожаления упомянул в интервью нашей газете. Но при этом, не скупясь, похвалил свою импровизированную труппу. Почти два месяца дважды в неделю музыкальный зал детского дома превращался в репетиционную площадку, где шаг за шагом оттачивались все мизансцены будущей сказки. Сколько при этом перегорело страстей, сколько потрачено нервных клеток и вырвалось восклицаний на повышенных тонах - пусть останется за скобками нашего повествования. Ко дню премьеры, назначенной на 10 января, все (или почти все) было готово.
О значимости задуманного проекта перед переполненным зрительным залом говорила директор «Центра развития семейных форм воспитания» Ольга Абросимова. Она очень тепло и сердечно рассказала о том, что детство, как и прежде, нуждается в защите, и честь и хвала людям, предлагающим для растущего поколения умные и далеко идущие проекты типа «Семья в подарок к Рождеству», который и осуществляется центром совместно с альянсом «Красноярье без сирот». Его руководитель Роман Мозжерин, предваряя своим выступлением спектакль, тоже восхитился творческой работой воспитанников детского дома. Искреннюю благодарность всем организаторам постановки «Снежной Королевы» выразила директор социального учреждения Юлия Татаринова.
А потом развернулось само сказочное действие. Все сюжетные линии авторской (Ганс Христиан Андерсен) задумки в нем сохранились, но добавилось нечто неповторимое - индивидуальный вклад каждого персонажа в общую канву повествования. Его открыл добрый сказочник - Илья Никифоров. Он стал рассказчиком интригующего сюжета и, хотя передвигался по сцене с помощью специальных ходунков (у него серьезное заболевание опорно-двигательного аппарата), в своем величественном колпаке больше походил на волшебника, чем на человека с ограниченными возможностями. Илья вспоминает, что, стоя за кулисами перед самым выходом на сцену, очень волновался, не представлял, как появится перед сотнями зрителей в свете прожекторов. Но потом, когда вышел, очень четко повел свою роль и дальше шестого ряда не видел публики, скрытой в темноте.
Из всего актерского состава лишь две актрисы - Снежная Королева и Герда - были приглашены из драматических коллективов Дворца культуры краевого центра. Зато остальные действующие лица - исключительно воспитанники детского дома.
Любе Филимоновой и Григорию Патрию доверили роли монарших особ – Принцессы и Принца. Люба очень легко прошла кастинг (не обошлось без предварительного отбора и на главные, и на второстепенные роли) и на многочисленных репетициях чувствовала себя свободно, много импровизировала в тексте, ведь главное - отразить тему диалогов и не отклониться от канвы повествования. Кстати, как заверила юная исполнительница, и режиссер был не против таких отступлений. У Григория роль получилась, что называется, на надрыве. Он неоправданно быстро переходил от спокойной, размеренной речи к эмоциональным вспышкам то радости, то отчаяния, то страха.
Очень ровно представил своего героя Кая одиннадцатилетний Игорь Абрамов. Ему непросто далось заучивание текста. Однажды в процессе репетиций даже возникла идея, а не поменять ли его на другого актера? Но в конце концов Игорек взял себя в руки и отстоял свое право представлять на сцене друга Герды. Особенно трудно для него было изобразить грубость и лед в голосе, когда он был подданным Снежной Королевы.
Самой массовой сценой, по задумке режиссера, получилось появление Герды в разбойничьем лесу. К раскрытию темы подключилась и младшая группа ансамбля «Эйдосята». Танцевальная прелюдия к появлению разбойников получилась и смешной, и веселой! Вот уж где была вольница для творческой фантазии самодеятельных актеров! Откроем небольшой секрет: детям самим позволили обряжаться в грабителей, которыми руководили грозная Атаманша (Катя Ковалева) и ее не менее кровожадная дочка (Оля Гусева). Так вот разбойники уже за неделю до премьеры разрезали брючины своих старых джинсов в полоски ткани, разрывали на груди и плечах майки, старательно наносили угрожающие трафареты на банданы. Вот что значит сила искусства! А еще упорно разыскивали среди игрушек мечи, пистолеты и прочую разбойничью амуницию. В общем, в спектакле эти действующие лица реально походили на оголтелую толпу, готовую расправиться с любым лесным гостем.
Но все же главную мысль - вопреки задумке сказочника Андерсена - инициаторы постановки направляют несколько в другое русло. Главные герои вспоминают, что представление проходит в рождественские дни, и на киноэкране, который плавно опускается над сценой, возникает рисованный рассказ о рождении Христа и долгожданном приходе в мир мессии.
Тогда добрые герои сказки просят коварную Снежную Королеву открыть свое сердце для Спасителя. И холодное, коварное чудовище, слегка посомневавшись, соглашается! Финал оказывается совершенно неожиданным. Торжествуют справедливость, гармония и мир!
Инициаторы проекта - «Центр развития семейных форм воспитания» и альянс «Красноярье без сирот» - не только вписали еще одну страничку в культурную жизнь города, но и приобщили воспитанников детского дома к театральному искусству. Сама сверхзадача постановки как бы предлагала юным актерам и их персонажам сложный выбор: оставить в беде друга или помочь, даже с риском для собственной жизни. Риск и спасение встали на первый план. Неплохо, правда? А еще сюжет сказки недвусмысленно дал понять, что если чего-то очень захотеть, то мечты сбываются!
В завершение представления каждый артист получил рождественский подарок - красочный сундучок, полный сладостей и игрушек.
Александр ЖЕТМЕКОВ