Сначала немного истории.
Спектакль «We Will Rock You» создали музыканты группы «Queen» на основе собственных песен. Действие переносит зрителя в глобализированное будущее, в котором носят одинаковую одежду, смотрят одинаковые фильмы и слушают одинаковую музыку, производимую мегакомпьютерами.
В этом искусственном мире запрещено всякое проявление живого чувства и, конечно же, живая музыка. Но и здесь находятся неравнодушные люди, которые хотят жить подлинными эмоциями. Главные герои, герои-мечтатели, отправляются на поиски настоящих музыкальных инструментов и вступают в борьбу с могущественной силой Глобализации.
Этот научно-фантастический сюжет, где-то напоминаюший советский фильм «Отроки во Вселенной», был решен постановщиками минималистически. Практически вся сценография осуществлялась за счет экрана. На нем появлялись образы, отражающие основное настроение сцен – так зрители могли не только лицезреть запись томографии головного мозга, но и застыли в оцепенении при виде ядерного взрыва. Ярким моментом мюзикла стало двухсекундное появление на сцене огромного хромированного мотоцикла (настоящего!), призванного эффектно увезти героев в дальний путь.
Качественная живая музыка (на сцене работал целый эстрадный оркестр) и отличный вокал выгодно отличали заморских гостей. Это и неудивительно, ведь именно английская культура дала миру мэтров мировой музыки - «Beatles», «Rolling Stones», «Deep Purple», «Led Zeppelin» и, конечно же, «Queen». Что касается актерской игры, то здесь казались более органичными русские ребята. Может быть, восприятию мешала непривычная английская речь.
В любом случае, даже владеющие языком зрители отметили, что по построению мюзикл больше похож на рок-концерт со специфическим конферансом между синглами. Без особых оттенков показана типичная молодежная среда отнюдь не фантастического, а вполне реального современного мира. То есть были здесь и фривольные костюмы, и подростковый сленг, и даже непристойные жесты.
Постановка, лишенная предрассудков, завоевала внимание зала. Восторженные подростки встречали своих сверстников радостным ревом. Особо впечатленные действом ученики вскакивали на сиденья и подпрыгивали на белых чехлах кресел в такт мировым хитам. Надо сказать, к походу на мюзикл подростки подготовились, как к просмотру боевика в «Космосе», рюкзаки школьников содержали стандартный продовольственный запас (чипсы, сухарики и колу), который тут же пошел в дело. К апогею спектакля в воздух летели опустошенные пластиковые бутылки, горы мусора вырастали в проходах - так юные зрители входили в мир театрального искусства.
Педагоги не особо беспокоились по этому поводу, наверное, влияло присутствие в зале толерантных европейцев. Также благодушно были настроены на просмотр современной постановки и чиновники от управления образования и социальной сферы, восторженно рукоплескавшие юным артистам.
Интересно, что подобная терпимость далеко не всегда распространяется на другие городские культурные события. Так, год назад абсолютно аналогичный не только по настроению, но даже по сюжету мюзикл «Силикон», поставленный Театром оперетты, вызвал дикое отторжение преподавателей и руководства той же самой 96 школы.
Проект городских театралов был назван аморальным, растлевающим, и это даже несмотря на то, что режиссер спектакля основательно поработал над пьесой и внес в нее множество корректив, дабы не травмировать чувства старшеклассников подростковым сленгом. При этом в том же году гимназисты в рамках международного проекта участвовали в мюзикле «Кабаре» - как можно понять по названию, отнюдь не детского содержания.
А еще несколько лет назад те же ученики 96 школы играли в спектакле «Суинни Тодд», главный герой которого – хладнокровный убийца, не только изощренно уничтожавший своих жертв, но и… готовивший из них пирожки.
Но во всем «виноваты» сегодняшние вкусы Европы, считают сегодня организаторы проекта с российской стороны. Классика мало кого интересует, всем нужны эксперименты на театральных сценах. Ради искусства, получается, на многое можно закрыть глаза.
Ксения ЗЮЗИНА
(фото предоставлены гимназией № 96)