Он объехал с фотоаппаратом всю страну, побывал в горах Алтая, наблюдал извержение вулкана на Камчатке и северное сияние на плато Путорана, прошелся по Куршской косе в Балтийском море. Его снимки рассказывают о красоте российской природы, а еще за каждым из них стоит целая история - чаще всего невероятное, опасное и головокружительное путешествие. На вопрос, в чем же секрет мастерства, он всегда отвечает: «Надо безумно любить снимать, быть настоящим фанатиком».
В воскресенье, 16 марта, в библиотеке Горького прошла встреча со знаменитым красноярским фотографом Михаилом Вершининым. Ее организовал городской клуб любителей фотографии. Хоть слушателей собралось от силы человек двадцать, рассказ о приключениях маэстро растянулся почти на два часа.
История похода Вершинина к вулканическому массиву Толбачик на Камчатке стала гвоздем программы. Все началось, когда Михаил узнал, что спустя 36 лет затишья произошло извержение. Он тут же решил обязательно съездить и поснимать новое для него явление природы. Тогда Вершинин еще не догадывался, что это будет самое опасное и непредсказуемое путешествие за всю его жизнь. Неприятности ждали с самого начала: в положенный день из-за циклона к вулкану не смог вылететь вертолет. Остальные туристы развели руками и разъехались, но красноярец сказал себе, что никуда не уедет, пока не снимет Толбачик. Остался ждать погоды. Спустя 10 дней погода установилась, но вылет опять не состоялся – лететь-то кроме фотографа было уже некому. Герой не отчаялся и решил добираться до вулкана пешком. Доехал до одного из ближайших к вулкану сел – Лазо, прождал еще неделю и присоединился к пешей туристической группе. Путь занял три дня. Уже на второй день Михаил проклял все и вся и не раз пожалел, что вообще отправился в поход.
- В таких экстремальных условиях я прежде не бывал, - продолжает Вершинин рассказ под ахи-вздохи пенсионерок. - Морозы стояли минус 32, приходилось ночевать одному в палатке, обогреваться было нечем, газовых баллонов хватало только на приготовление еды. Рюкзак у меня был за 50 кг, в то время как у остальных от силы по 30. Дорогу тоже не рассчитал - медленные и ровные подъемы, плавные спуски. Пока остальные легко скользили на лыжах, я корячился на снегоступах. Попутчики меня терпеливо дожидались, хотя могли уйти далеко вперед. Я впервые был кому-то обузой!
На этом приключения не закончились, а только начались. До вулкана-то дошли, а погоды снова нет – из-за пурги не удалось сделать ни одной фотографии. Туристы на следующий день отправились в обратный путь, а Вершинин засомневался. Прикинул, сколько сил уже было затрачено: перелет до Камчатки, многодневное ожидание погоды и попутчиков, изнуряющий поход по снежной пустыне на снегоступах. Нет, уйти без фотографий он просто не мог. К счастью, повстречались ему французы: один «местный», обосновавшийся на Камчатке 11 лет назад, а второй – фотограф, 18 лет специализирующийся на съемке вулканов. С ними Михаил и попросился улететь обратно, правда, пришлось померзнуть и поголодать - вертолет из-за непогоды задержался на четыре дня.
- Как сам вулкан-то? Какие ощущения? – раздалось из зала.
- Ощущение было одно: будто находишься в аду, - просто ответил Вершинин. В аудитории раздались сочувствующие комментарии. - Неба не видно, все затянуто дымом и пылью, реки лавы, сильный жар. Воды нигде нет, приходилось искать и растапливать еще ноябрьский снег, чтобы в нем не было пепла.
Получившиеся кадры стоили того, что пришлось пережить на Толбачике: и недель ожидания, и немалых денежных затрат, и голода, и холода, и даже оплавленного в остывающей лаве рюкзака.
Путешествий было много, и далеко не все они опасные. Стать фотографом-пейзажистом может каждый, уверяет Вершинин. Неважно, под 60 лет человеку или даже больше – главное, чтобы он был одержим фотографией. К тому же сейчас можно заранее узнать через Интернет о любой местности, пообщаться с бывалыми путешественниками, заранее просчитать маршрут и таким образом избежать экстремальных ситуаций. Сложнее с заповедниками, попасть туда бывает не так-то просто. Например, на плато Маньпупунер в республике Коми Михаил попал только благодаря многочисленным победам в конкурсах фотографий, а вопрос с пропуском для него решался на уровне министерства природных ресурсов и экологии.
- Государство не понимает, что красоты России – это богатство не хуже нефти и газа, - сетует фотохудожник. – Если грамотно продвигать наши красивые места с помощью фильмов и фотографий, активно развивать экологический туризм, к нам потянутся люди со всего мира. Это помогло бы развитию многих районов, где кроме красивой природы нет ничего – ни промышленности, ни работы.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА