Железногорский театр оперетты скоро представит публике мюзикл «Мертвые души». В качестве балетмейстера в спектакле дебютирует преподаватель современного танца Габриель Арма, по слухам, темнокожий красавец и иностранец к тому же. «ГиГ» не мог пройти мимо настолько уникального факта в культурной жизни города и познакомился с хореографом поближе.
Этот па-а-арень чернокожий…
Габриель Арма появился в редакции вместе со своим пятимесячным рассел-терьером. Любопытный щенок обнюхал все углы кабинета главреда и радостно залаял. «Мэгги, нельзя!» - на чистейшем русском языке отругал собаку наш гость. Это была первая неожиданность - парень-то, оказывается, совсем не иностранец! Своей экзотической внешностью наш герой, как выяснилось, обязан отцу, гражданину республики Гана, что расположена в Западной Африке. Мама русская, из Белгорода.
Он появился на свет в Харькове в студенческой семье. Для европейской части бывшего СССР, в отличие от Сибири, такие браки давно уже перестали быть диковинкой. Когда мальчику исполнилось 4 года, родители увезли его в Африку, но через несколько лет мама с Габриелем и его младшим братишкой Даниелем вернулась на родину. В первый класс Габриель пошел в белгородской школе и именно там впервые вышел на сцену - в роли Майкла Джексона. А кого же еще мог сыграть и станцевать шустрый темнокожий мальчуган, тем более если его мама была самой преданной поклонницей афро-американского певца?
- Мама сшила мне шляпу с локоном, перчатку со стразами и научила «лунной походке», - вспоминает Габриель. - Номер вызвал овации. А в 7 классе я вместе с девчонками был на школьной сцене в образе группы «Бони М».
Талантливого подростка заметил хореограф народных танцев и начал с ним заниматься. С 14 лет Габриель и три его сверстника стали выступать с гастролями в составе шоу-балета. После школы Арма поехал в Москву, где тоже много танцевал и занимался со знаменитыми столичными педагогами, попутно получив диплом менеджера управления экономики.
В Сибирь за любовью
Десять лет назад Габриель решил сменить бурную столичную жизнь на провинциальную. Весьма странный шаг - обычно творческие натуры из глубинки стремятся уехать, считается, что в Москве больше возможностей себя реализовать.
- Я приехал в Красноярск из-за девушки - солистки Свободного балета Валерия Терешкина, - объяснил Габриель. - Профессия меня догнала уже потом.
Любовная история, правда, через несколько лет закончилась, но Арма к тому времени уже стал для Красноярска своим. Теперь он известная в краевой клубной культуре личность, преподаватель современного танца, хореограф, постановщик шоу.
Уже несколько лет Габриель сотрудничает с Красноярским музыкальным театром: в качестве балетмейстера участвовал в постановке детского мюзикла «Щелкунчик», а потом его пригласили во взрослые мюзиклы «Казанова» и «Голубая камея».
При всем неоднозначном отношении к произведению, критики в один голос утверждают: Габриель Арма в роли тюремщика Петропавловской крепости - находка и удача музыкального спектакля. «Присутствие на сцене темнокожего танцора-певца Габриэля Арма послужило некоторым «манком», он просто приковывал к себе все внимание зрителей и мелкие оплошности его партнеров в танце терялись окончательно», - писали театральные рецензенты.
- Первые ощущения от большой сцены незабываемы, - поделился с газетой Габриель. – Такое чувство, что сердце выпрыгнет от страха! И каждая частичка тела чувствует его вибрацию. Лиц зрителей вообще не видишь - сплошная пелена перед глазами. Публика думает, что ты поешь и танцуешь для них, а на самом-то деле весь мозг направлен на контроль над движением, голосом и эмоциями. Роль в «Голубой камее» для меня очень важна. Пять лет, что мюзикл идет в Красноярске, я стараюсь сделать так, чтобы внимание зрителей, получивших от меня неожиданную волну адреналина, было приковано к сцене.
Уличные танцы Чичикова
В начале сентября этого года Габриель Арма приступил к постановке хореографии мюзикла «Мертвые души» в железногорском театре оперетты. По задумке режиссера-постановщика спектакля бессмертные гоголевские персонажи будут танцевать уличные танцы.
- Конечно, Чичиков, Манилов и Ноздрев крутиться на голове не станут, - успокоил хореограф. - В спектакле просто будет присутствовать современная пластика - как я понял, в театральную сферу Железногорска это направление хореографии еще не заходило.
Насколько оправдан такой риск? Арма уверяет, что в музыкальные спектакли, поставленные на исторические темы, современная хореография вписывается довольно органично.
- Мюзикл - это драйв, энергетика, - с жаром объяснял Габриель. -Классическое па-де-де академическим танцорам театра оперетты, возможно, исполнить будет намного проще, но мы хотели свежего ветра. Как и полагается по жанру, в мюзикле «Мертвые души» танцевать будут все актеры, занятые в спектакле. У каждого героя - соло. Для Плюшкина мы поставили номер буквально за один день, на последующих репетициях пришлось сделать всего два-три изменения для шлифовки. Это как механизм, который был запушен, и в него не попала никакая соринка, ничего не помешало.
Оказывается, Плюшкина будет играть женщина, и именно поэтому Габриелю так легко было поставить для этого персонажа хореографический номер. По словам балетмейстера, работать с мужчинами всегда намного сложнее. На обучение непрофессионального танцора-мужчины всегда нужно в два раза больше времени, чем для занятий со слабым полом.
И все равно с железногорскими актерами, по заверению балетмейстера, работать ему комфортно. Правда, не всегда получается то, что задумано. Если с номером для Ноздрева никаких проблем не было, то с Чичиковым все сложно. Главную роль в спектакле играют два артиста, и оба они с точки зрения хореографии дополняют друг друга. Что в итоге получится, решать, конечно, зрителям.
Откуда берутся дети?
- Почему-то в Железногорске не приглашают на постановки спектаклей молодежь, - удивляется Арма. - Я знаю, что у вас в городе много детских и молодежных коллективов современной хореографии. Мне кажется, что руководству театра стоит присмотреться к юным звездочкам. Это ценный и полезный опыт не только для тех ребят, кто захочет связать свою жизнь с танцами, но и для театра - ему крайне нужна свежая кровь. В красноярском мюзикле «Щелкунчик», например, участвуют воспитанники хореографической студии. Я поставил им номер «Мышильда», где мышатам от 4 до 15 лет.
По мнению Габриеля, современные дети мало чем отличаются от их ровесников прошлых лет в восприятии театрального искусства.
- Прекрасно помню, как мама в девятилетнем возрасте меня впервые привела в театр. В Белгород тогда приезжал с гастролями Санкт-петербургский театр с рок-оперой «Юнона и Авось». Я отчетливо помню всю картинку и как мне было интересно. Но эмоции, захлестывавшие меня, передать я не умел, я держал их в себе. И сегодня дети точно также реагируют на то, что происходит на сцене – и не потому, что мама или учительница запрещает им кричать и прыгать. Должно пройти время, чтобы ребенок осознал, начал анализировать и воспринимать музыку. Конечно, это восприятие нужно воспитывать, особенно, у мальчиков. Девочки в силу своих психических особенностей более пластичны и восприимчивы к искусству. Сегодня молодые люди идут со своими девушками на спектакль чаще всего только во время конфетно-букетного периода, а потом женщины ходят в театр со своими подругами. Дети дарят специально родителям билеты, а папа в последний момент говорит маме: я не могу, позови подругу. Именно поэтому в зрительном зале женщин намного больше, чем мужчин.
Фигаро тут, Фигаро там
- Мне очень жаль, но на премьере мюзикла «Мертвые души» 31 октября я побывать не смогу, - сокрушается Арма. - В этот же день в Красноярске состоится премьера фильма «Дороги» о приключениях старых школьных приятелей, решивших быстро разбогатеть. Я играю одну из эпизодических ролей. Опыта в кино у меня никогда не было, поэтому мне очень интересно, что получилось. Я обязательно приеду в Железногорск 1 ноября - на второй премьерный показ «Мертвых душ».
Он и сам не может объяснить, как ему удается совмещать работу над новым мюзиклом в Железногорске и выступление на сцене Красноярского музыкального театра с участием в съемках фильма, ночной работой в клубах и утренней - на краевом телеканале «Енисей-регион», где он ведет программу «Утро на Енисее». Он, как Фигаро, успевает везде и, похоже, никогда не отдыхает.
- Первые пять лет жизни в Красноярске я пытался отдыхать на гастролях, - рассказал Габриель. - Несколько дней в поезде, новый город, новые впечатления. Но потом понял, что это не отдых. Своеобразный недельный отпуск у меня был в 2010-м, когда я ездил в Москву для участия в финале телевизионного проекта канала ТНТ «Танцы без правил-3». А через два года меня пригласили пройти кастинг на красноярском телевидении. Неужели я мог упустить эту возможность? Теперь по средам и субботам мой день начинается в 4 утра, чтобы в 6 быть в студии. Так что отдыхать я буду потом!
В планах новый 12-серийный телевизионный проект под пока еще черновым названием «Танцуй, студент!». Если соединить танцевальные школы Красноярска с лучшими студенческими коллективами, может получиться замечательное шоу, уверен неугомонный Габриель.
Нет, я не Байрон, я другой!
Кулинария – еще одно страстное увлечение нашего героя. Он ведет телерубрику «Вкусные новости», где прямо в эфире готовит вместе с профессиональным поваром. Сам же Арма предпочитает острую пищу, сказываются африканские корни. Когда он в раннем детстве жил с родителями в Гане, любил маленькие красные перчики чили - грыз их, как яблоки.
- Белгород, впрочем, тоже сделал свое дело, - улыбается наш собеседник. - Мы с дедушкой всегда ходили на грибную охоту. С тех пор обожаю гречку с белыми грибами. А еще я знаю главную тайну - как сделать так, чтобы твое блюдо понравилось любимой женщине. Нужно уметь экспериментировать с ингредиентами, которые нравятся твоей половинке. Я могу приготовить как европейское, так и африканское и мексиканское блюдо, но никогда не положу в кушанье то, что не любит моя девушка.
Похоже, 32-летний темнокожий красноярец уже всерьез задумывается о создании семьи.
- Такие мысли есть, - признается Габриель. - С моей избранницей мы уже полгода вместе. Моя личная жизнь раньше не складывалась, наверное, из-за того, что я много времени уделял работе и старался, прежде всего, обустроить свой быт. Я не из тех, кто женится и живет в съемной квартире, не имея стабильного заработка. Я другой!
Марина СИНЮТИНА