Пятница, 22 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

В Железногорске прошли гастроли московского ТЮЗа

2 декабря 2014 / Культура / 0
ТЮЗ один из старейших столичных театров. Это стало возможным благодаря проекту «Территория культуры Росатома». Гости показали на сцене Дворца культуры чеховскую «Скрипку Ротшильда».

Состав звездный. Два народных артиста России - Валерий Баринов в роли Якова и Игорь Ясулович в роли Ротшильда, заслуженная артистка России Арина Нестерова в роли Марфы. Таких вершин не достиг только ученик Ясуловича Антон Коршунов, молодой актер, исполнивший роль фельдшера. Сам режиссер и подавно не уступает труппе – народный артист России Кама Гинкас знаменит не только на родине, он вообще считается одним из лучших режиссеров в мире.

С троицей Гинкас-Баринов-Ясулович даже удается пообщаться сразу после спектакля.

- Когда-то, тыщу лет назад, а если конкретнее, то в конце 60-х, я возглавлял красноярский ТЮЗ и бывал с постановками в Железногорске, - вспоминает Кама Миронович. – С вашим городом меня связывает целая история. Когда я выпустил спектакль «Гамлет», было понятно, что красноярские власти его закроют в силу остроты и новизны постановки. Тогда мы обратились к вашему руководству с просьбой, чтобы премьера прошла именно здесь, в этом Дворце, потому что вы не подчинялись красноярской партии. Мы сыграли, зрителям понравилось. Потом, когда надо было сдавать «Гамлета» уже в Красноярске, приехали ваши представители и сказали свое веское слово. Партийному руководству Красноярска не оставалось ничего, кроме покорного: «Да, да, конечно, показывайте». А спектакль стал в результате одним из самых известных не только в репертуаре красноярского театра, но и вообще везде.

Валерий Баринов тоже однажды бывал в Железногорске - говорит, что лет 40 назад.

- В 1975-м, кажется, мы сюда приезжали с гастролями театра Красной Армии, давали концерты, нам еще вручали книжки, в шахту возили. Правда, ничего не показывали, секретно же все! Мы с другими артистами, помню, еще боялись, вдруг теперь станем невыездными. Тогда было строго - чтобы попасть в Красноярск-26, сначала звонили в Москву, проверяли списки, кто поедет, кто вернется, кто не вернется…

То-то было смеху, когда актеру открыли страшную тайну – мол, и сейчас списки точно так же подавались, куда нужно. Баринов заметил, что в закрытом городе 40 лет назад публика была специфичная. А сейчас?

- Зритель? Вы знаете, зритель пришел повеселиться, - отвечает Валерий Александрович. – В начале спектакля люди были готовы хлопать под музыку, как в детском театре, из зала подсказывать начали: «Ротшильд! Ротшильд!», когда я спросил на сцене фамилию. Я, честно, очень люблю такого зрителя, когда он мне попадается. Вторую половину спектакля публика вела себя идеально - сидела, не шелохнувшись. Это самое дорогое для актера чувство, когда зритель замер и боится пропустить хоть одно слово.

«Скрипка Ротшильда» - не самое простое произведение для сцены. Текста в рассказе 12 страниц, а спектакль тянется полтора часа. Кама Гинкас любит ставить чеховскую прозу, вот только его актерам приходится нелегко. Баринов признается, что для него работа над спектаклем начиналась с борьбы. Чехов как гениальный прозаик заставляет повествовать, а сцена как-никак требует действия. Львиная доля репетиций уходит на то, чтобы преодолеть это противоречие, найти нужный метод.

- Надо сказать, что как только этим методом овладеваешь, понимаешь, что Чехов – очень даже действенный писатель, - усмехается Игорь Ясулович.

Самое интересное в истории создания этого спектакля – то, что его премьера 10 лет назад состоялась не в Москве, а в Нью-Хейвене, в США, где находится Йельский университет. Как-то в МТЮЗ приехали американцы. Посмотрели репертуар и захотели что-нибудь привезти показать в Штатах. Как только узнали про репетиции «Скрипки Ротшильда», заявили: «Все, мировая премьера пройдет у нас!»

- В Нью-Хейвене играть было интересно, американцы – очень наивная публика, и это замечательно! – искренне признается Валерий Александрович. - Если тут у вас зрители только посмеивались в начале, то там хохотали в голос, думали, что на комедию пришли. Когда мы играем в России, здесь хотя бы знают Чехова, а там его никто не читал. В общем, никто не ожидал подвоха! Стояли потом зареванные, аплодировали.

Когда следом речь зашла о молодом поколении артистов, в ход пошли шутки.

- Новое поколение? Оно разное, - задумчиво произносит Ясулович. - Я вспоминаю себя в те же годы, и понимаю, что…

- …был лучше! – заканчивает за него Баринов. Вся компания дружно смеется.

- Что примечательно, у Игоря Николаича в прямом смысле одни заголовочные роли! – уже откровенно «капустничает» Кама Миронович. - В «Скрипке Ротшильда» у него хоть и не главная роль, но непременно Ротшильда. В «Черном монахе» - монаха. Разве что в «Даме с собачкой» не играет собачку. И хорошо, думаю, в таком случае вы не узнали бы Ясуловича. Или не узнали бы собачку.

- Скорее всего, вообще Чехова бы не узнали! – смеется Баринов.

За пересказом забавных историй незаметно пролетают полчаса. Уже никто не помнит, что все начиналось с диалога: «Мы торопимся, поэтому быстро» - «Конечно, мы только пару вопросов зададим!» Разговор растянулся, а знаменитая троица как ни в чем не бывало перешучивалась друг с другом, словно и нет тут никаких камер и диктофонов.

Актеры, что сказать!
 
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА, фото Александра ВЛАСОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения