7 декабря в городском ДК перед железногорцами выступили Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров, бывшие солисты легендарного состава белорусского ВИА, образованного еще в 1969 году. Леонид известен по песням «Алеся», «Александрина», «Вероника», а Анатолий прославился как исполнитель легендарной «Вологды».
Начался концерт, организованный в рамках проекта «Территория культуры Росатома», вполне ожидаемо с «Беловежской пущи», а завершился «Белоруссией». За полтора часа зрители услышали любимые хиты вперемешку с мулявинскими аранжировками белорусских народных песен. Аплодировали, кричали «Браво!», но в пляс никто, кроме самих артистов, не пускался. Последние не то чтобы зажигали публику, но держались бодрячком, сыпали комплиментами Железногорску, говорили о братстве русских и белорусов, время от времени шутили.
- Вот все наши хлопцы уже разу по третьему-четвертому женаты, – представляет очередную композицию Анатолий Кашепаров. – А я женился лишь однажды и надо мной постоянно подшучивают. Зато у меня, в отличие от них, всего одна теща! Сейчас прозвучит песня «Здравствуй, теща».
И все бы ничего, если бы артисты пели сами. Но кое-где фонограмма была настолько очевидна, что становилось даже обидно. Тот факт, что голоса Кашепарова и Борткевича в некоторых песнях молодели лет так на 20, а то и все 40, иначе как чудесами техники не объяснить. Но публика была рада и этому – ностальгия!..
До начала концерта песняры Леонид и Анатолий с удовольствием пообщались со СМИ. Оказывается, они только-только вернулись из Чикаго и Нью-Йорка. В гостях, конечно, хорошо, а вот дома?..
- Мы обожаем ездить по России, Сибирь для нас - одно из лучших мест в мире, - начинает с комплиментов Борткевич. - Какие места! Какие люди!
- Какие женщины! - вставляет Анатолий, не отводя взгляда от журналисток. Те ничуть не смутились.
На вопрос о неугасающей популярности старых-добрых ВИА Борткевич говорит, что ностальгия по хорошим песням - естественное явление, особенно, сейчас, когда некоторые современные исполнители даже банально петь не умеют.
- Тогда, 45 лет назад, не дай бог, чтобы кого-то, у кого дикция плохая или голос, пустили на телевизоры, - вспоминает он. - Да никогда! Сначала нужно записать песню, потом худсовет решал, пропустить ли ее на радио, только после этого можно было попробовать попасть на телевидение. А уж по первой программе чтоб показали - вообще практически невозможным казалось. С одной стороны, это тоже было не совсем хорошо… ну, эта, как ее… Как называется?
- Цензура, - подсказывают журналисты.
- Именно! Но зато эта самая цензура отбирала нормальных исполнителей. Профессиональный подход во всем был.
- Сейчас все пущено на самотек, - вздыхает Кашепаров. - Одна передача по телевизору - и ты уже звезда. Это неправильно.
- Современная попса - это как молотком по голове, либо просто болтовня под музыку, а не пение, - продолжает Борткевич. - А ведь дети не виноваты, что им крутят это повсюду. Я считаю, нужно национализировать радио и телевидение. Сейчас все тяп-ляп делается - ну, какая это музыка?
Разговор о молодых талантах мог затянуться, поэтому журналисты переключили внимание гостей на их собственное творчество.
- У нас такая трагедия… - интригует Леонид, - очень много хитов, а весь репертуар – песен 600. И попробуй на концерте не спеть ту же «Беловежскую пущу», «Вологду», «Алесю» или «Александрину» - публика обидится. У нас полно новых композиций, но их же просто невозможно вставить в программу. Люди приходят послушать именно те старые песни, которые мы еще 20-летними мальчишками пели.
Сейчас «мальчишкам» уже по 65. Интересный факт – коллективов под названием «Песняры» в настоящее время 5-6. Поэтому перед концертом зрители друг друга спрашивали - те самые к нам приехали или какие-то другие? В каком-то смысле воскресные железгорские гости тоже не «те самые». В Белоруссии и сейчас существует государственный ансамбль «Песняры», а Борткевич с Кашепаровым и еще несколькими солистами покинули его в 2003 году после смерти наставника – Владимира Мулявина. С новым руководством исполнители ужиться не смогли, поэтому создали своих «Песняров».
- Обидно вышло. Мы в свое время пробивались, как могли, - жалуется Анатолий. - И пробились, сделали наш коллектив государственным. Теперь так получилось, что белорусский государственный ансамбль существует до сих пор, а нами там и не пахнет…
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА
фото Александра ВЛАСОВА