За эти годы в коллективе сменилось несколько поколений музыкантов, и только создатель и вдохновитель рок-группы Алексей Еременко как истинный штурман всегда оставался у руля. Он рассказал «ГиГ» о том, как когда-то с головой окунулся в мир рок-музыки 13-летним мальчишкой и до чего доплыл к 39 годам.
Сначала Леша увлекался поэзией, писал тексты песен. О том, чтобы потом исполнять их, даже не задумывался, пока не услышал Владимира Высоцкого. Тогда-то и понял, что песня под гитару - намного круче, чем песня на бумаге.
- Стихи - это оружие, стихи, положенные на музыку - огнестрельное оружие, а рок - это уже ядерная бомба, - говорит Еременко.
Шел 1989 год, перестройка, рок-музыка в СССР уже стала разрешенной, по телевизору и радио звучали песни «Кино», «Аквариума», «ДДТ», «Алисы» и других.
- Самое лучшее, что мне доводилось слушать до этого - немецкий дуэт «Modern Talking» и Высоцкого, - рассказывает Алексей, - а тут как плотину прорвало, сразу столько хорошей музыки появилось, и главное, все в новинку. Меня быстро захватила мысль создать собственную рок-группу.
Скоро у Еременко нашлись и единомышленники - одноклассники Кирилл Харламов и Алексей Жилкин, им тоже было по 13. Конечно, у подростков не имелось никакой технической базы, инструментов.
- Мы сидели в квартире и играли на обычных акустических гитарах, - вспоминает Алексей. - Желание играть оказалось таким сильным, что невозможно было ждать, когда появятся деньги на электрогитару. И вот тогда мы взяли то, что было под рукой, и на обычный катушечный магнитофон у Кирилла дома записали свой первый альбом. Так, собственно, и начался «Штурман».
Еременко в собственной группе всегда был самым непрофессиональным музыкантом - почти все остальные ребята в свое время получили музыкальное образование. Да и вообще путь Алексея к року вышел очень уж заковыристым. Родители еще в первом классе отвели его во Дворец пионеров. А там столько предметов: специальность, сольфеджио, хор - ребенок оттуда быстро сбежал. Пошел в художественную школу и только ближе к выпуску понял, что художником быть не хочет. Тянуло совсем к другому.
«Штурман» всегда упрекали в отсутствии приверженности к одному стилю - расстояние от пост-панка до арт-рока группа преодолевает в один шаг. На концерте конца 90-х, например, прямо в середине композиции запросто могло зазвучать соло на рояле, и музыка из рока переходила в вальс. Панки, завсегдатаи тогдашних рок-концертов, просто сходили с ума и не знали, как бороться с подобными вольностями группы.
- Я и сам не знаю, зачем мы такое вытворяли, почему-то тянуло к сложным концепциям, - признается Еременко. - Потом это прошло, вернулись в рок-н-ролл. Стали меньше играть от головы, больше от сердца.
Нельзя сказать, что команда «Штурмана» постоянно экспериментирует со стилем, просто группе в своем творчестве сложно удержаться в определенных рамках. Каждый музыкант привносит что-то свое, диктатуры нет, работа коллектива напоминает своеобразный музыкальный салон, где в спорах рождаются новые песни. Тексты тоже о разном, практически все авторства Алексея Еременко.
- Чтобы написать песню, нужно найти тему, которая тронет так сильно, что ни о чем другом думать не сможешь, - приоткрывает автор секреты творчества. - Что греха таить, если отбросить весь этот «секс-наркотики-рок-н-ролл», то темы не новые - люди и их жизнь со всеми ее, часто совершенно не бытовыми, сложностями. Но композиции не так просты и однозначны, как кажется на первый взгляд. Все там есть - и любовь, и жизненная философия.
По-настоящему писать песни Еременко начал после 1990 года, когда погиб Цой. Для 14-летнего подростка смерть музыканта стала ударом - он понял, что никто больше не напишет его любимых песен. Они и сейчас, спустя много лет, кажутся Алексею идеальными: ни ноты, ни звука не выкинул бы. «Кино»мания лидера штурманцев нашла выход в творчестве - на красноярском открытом фестивале памяти Виктора Цоя железногорцы четыре года подряд награждались, как одни из лучших. Дошло до того, что группа перестала участвовать в конкурсной программе и перешла в разряд почетных гостей фестиваля.
Зрители «Штурмана» любят. Иногда подходят после концерта и говорят: «Вы так здорово играете, почему до сих пор не в Москве?» Алексей подобных вопросов искренне не понимает. Выходит, играть на отлично нужно только для Москвы, а в Железногорске и что-то средненькое потянет? Еременко не согласен. Он уверен, что всегда нужно быть на высоте, словно выступаешь на «Уэмбли». Зритель везде одинаковый - что в столице, что в Сибири люди хотят слушать качественную музыку, поэтому надо соответствовать. Иначе не имеет смысла играть.
- Нас многие знают, но не скажу, что у «Штурмана» толпы поклонников, врать не буду, - признается Алексей Еременко. - Самое ценное то, что у нашей группы на протяжении всех 26 лет поклонники всегда были. И сейчас немало людей, которые слушают и скачивают наши песни, собирают видеозаписи с концертов, порой мне пишут и просят выслать тексты. Так везет не каждой группе!
Поклонников, не пропускающих ни одного штурманского выступления, Алексей знает в лицо. Некоторые даже повзрослели на его глазах: окончили школы, вузы, стали семейными людьми. Кто-то из них до сих пор приходит на концерты обожаемого с детства «Штурмана».
- Так что не только зритель следит за творчеством любимых музыкантов, мы тоже видим и помним всех своих зрителей, - улыбается Еременко.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА