Воскресенье, 22 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Пусть плещет вино

29 января 2013 / Культура / 2

Фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» знают и любят целые поколения. История Шурочки Азаровой, переодевшейся гусаром и отправившейся защищать Родину, стала легендой Отечественной войны 1812 года. Однако пьеса была создана Александром Гладковым уже в ХХ веке. Непотопляемая драматургия пережила множество постановок – среди них и радиоспектакль, и балет. Некоторые были осуществлены еще до того, как Тихон Хренников написал к произведению музыку. 25 января премьера музыкальной комедии «Давным-давно» состоялась в железногорском театре оперетты.

Бал, легкий розыгрыш жениха, трепетный румянец влюбленности – это первая картина спектакля, в кремовых тонах. После объявления войны пространство сцены окрашивается в дымные серые цвета. На фоне огромной карты сражений выступает Кутузов (роль исполнил Сергей Китаев). Его трудно узнать, на фельдмаршале нет привычного атрибута – черной повязки. Режиссер спектакля Антон Лободаев намеренно отказался от этого стереотипа. По утверждению историков, великий полководец никогда не носил черную ленту. Мало кто знает, но он все-таки немного видел поврежденным глазом.

Бесславное отступление французов отражалось в осколках разбитых зеркал разрушенного особняка в следующей сцене. В камин летят книги и картины - промерзшие враги сходят с ума в усадьбе Азаровых. Символом великой человеческой беды выступает искалеченная Шурочкина кукла Светлана.

Полноценный драматический материал выявил огромный потенциал железногорской труппы. Исполнительница главной роли Наталия Рон стала настоящим открытием сезона. Молодая актриса, поступившая в труппу железногорской оперетты из абаканского драмтеатра, отлично справилась с ролью Шурочки. Даже несмотря на то, что драматической актрисе вокальные партии давались непросто. Да и техническая сторона исполнения была трудна – в спектакле множество переодеваний, которые нужно совершать максимально быстро. Однако работала Наталия с удовольствием, понимала – о такой роли можно только мечтать. Ее партнером выступил Иван Слуцкий в роли поручика Ржевского.

Вторую романтическую линию постановки выстроила пара Луизы Жермон (Елена Вырезкова) и Петра Пелымова (Алексей Шрамко). Знаменитую арию Жермон Вырезкова исполнила сочно, ярко, достойно образца Татьяны Шмыги. Удачно дебютировал в роли Винсенто Сальгари (испанца, воевавшего в составе наполеоновской армии) выпускник красноярского театрального училища Роман Ридзель. Трогательный, немного растерянный южанин снискал любовь зрительниц.

В массовых сценах участвовали курсанты МЧС. Театр оперетты уже давно сотрудничает с Сибирским институтом пожарной безопасности, и в спектакле на военную тему это партнерство проявилось самым выгодным образом. Столько красавцев-парней на сцене – это половина успеха любой постановки. Причем юношам не приходилось особенно играть, гусарская удаль у них в крови.

Особое настроение создавал оркестр. Была использована не только музыка Тихона Хренникова, но и композиции Геннадия Гладкова, Николая Стрельникова, Юрия Милютина. Оркестр работал под руководством нового дирижера  театра оперетты Бориса Ошивалова.

Главный балетмейстер театра Михаил Лаврентьев поставил красочные балетные номера. И не только классический опереточный канкан, но и плац-парад с боевыми барабанами, лихие батальные эпизоды. Основное историческое действо разбавлялось обилием застольных и разгульных сцен. Лязг оружия, звон бокалов и визг кокоток – на сцене царило подлинное гусарство в самых откровенных его проявлениях. Противники подобных излишеств недоумевали: как это все вяжется с основной сюжетной линией? Апогеем шоу стала «тяжелая артиллерия». Пушки, расположенные в карманах сцены, сразу же насторожили бывалых театралов. И действительно, сие «ружье» выстрелило. На финальной ноте «Жженки» театральная артиллерия произвела оглушительный залп… конфетти. А чего вы ожидали? Это же оперетта!

Избыток красок сам режиссер спектакля объясняет так: «Разве на войне мало спецэффектов? Но как же их изобразить в музыкальном спектакле? Не заряжать же пушку настоящими ядрами – я думаю, зритель не оценил бы такого натурализма. А если серьезно, в постановке действительно много именно военных атрибутов. Например, плац-концерт – это совершенно военная вещь. Кроме того, я убежден, что зрелищность – это основная составляющая успешной театральной работы».

И действительно, спектакль был удостоен благосклонных оценок красноярских критиков и будет представлен на краевых и всероссийских театральных конкурсах.

Ксения ЗЮЗИНА

Комментарии
29 января 2013 / Ирина Владимировна
Вот, приятно же читать. Нормальный полноценный репортаж с явным знанием материала. Спасибо.
14 мая 2013 / Николай Шадрин
Рад за Бориса Михайловича! Дальнейших творческих успехов!
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения