Работу железногорского театра кукол «Золотой ключик» высоко оценили столичные критики. Эксперты отбирали лучшие спектакли для участия в краевом фестивале «Театральная весна», который пройдет в марте 2016-го. На суд конкурсной комиссии «Золотой ключик» представил три спектакля 2015 года: «Большое космическое приключение Маленького принца», «Муху-Цокотуху» и «Царевну-лягушку». Своими впечатлениями с «ГиГ» поделилась Нина Монова, заведующая литературной частью ГАЦТК имени С.В.Образцова, президент европейской комиссии UNIMA (Международного союза деятелей театра кукол).- Нина Валерьевна, вы были раньше знакомы с «Золотым ключиком»?- Я у вас прежде не бывала, но хорошо знакома с директором вашего кукольного театра Анной Мандрыгиной, мы пересекались на многих фестивалях за последние 15 лет. Должна сказать, что о «Золотом ключике» у профессионального сообщества сложилось очень хорошее мнение. У вас работают актеры очень высокого класса, с удивительной харизмой, энергетикой. В каждом из спектаклей они раскрываются с разной стороны, очень хорошо чувствуют зрителя, могут представить себя в разных жанрах, отлично работают в команде. Насколько мне известно, есть проблема с помещением. Считаю, нужно, чтобы город «Золотому ключику» помогал. Потому что именно театр кукол готовит с малых лет будущего зрителя, прививает ему театральную культуру, дает первые впечатления, формирует вкус.
- Вы посмотрели три спектакля. Как оцениваете увиденное?- Впечатления самые хорошие. Тут видны профессионализм актеров, их любовь к своему искусству, фантазия художников - куклы, декорации потрясающие. В каждом спектакле мы отметили органичность игры, замечательную работу с куклой - все на высочайшем уровне. Если говорить обо всех спектаклях, которые мы посмотрели в целом, то видно, что у театра очень разнообразный репертуар.
- Вы же критик. Покритикуйте хоть немного!- У меня есть ряд вопросов к драматургии и режиссуре спектакля «Большое космическое путешествие Маленького принца». Современный сюжет не помогает спектаклю, теряется ряд смысловых акцентов, заложенных французским гуманистом. Появляется некая игра со зрителем через игровые приемы, анимацию, современные технологии. Это снижает нравственный и философский смысл оригинального произведения, а нового ничего не привносит. Мне трудно понять некоторые моменты - например, агрессию. Мы встречаем Маленького принца в момент, когда он отстреливается от космических кораблей. Возможно, таково авторское прочтение, но ведь не об этом вовсе писал Экзюпери! Неуместно смотрелись и современные фразы, бытовые шутки. Удивило, что в спектакле звучала фонограмма, хотя зритель находился на расстоянии вытянутой руки. Театр кукол силен именно тем, что все в нем происходит наяву: артисты сами говорят, поют, играют, оживляют неживое - кукол.
- А есть ли спектакль, который вы порекомендуете для участия в краевом фестивале?- Мне очень понравился спектакль «Царевна-лягушка». Импонирует выбранная режиссером форма повествования. Он рассказывает сказку, обыгрывая отдельные эпизоды с использованием петрушечных кукол. Великолепно придуманы и выходы к зрителю, и работа с залом - нет никаких повторов, каждый раз это что-то новенькое. Все режиссерские приемы помогают раскрыть сказку. В спектакле хорошо соединяются ирония, народный юмор, волшебство и лирические моменты. Все находки режиссера понятны зрителю, они очень современны, но при этом не разрушают структуру сказки, а органично в нее вплетаются. Каждая из актрис находила свой голос для того или иного персонажа. Очень трудно вчетвером разыграть сказку с таким множеством голосов и характеров. «Царевна-лягушка» для меня - кукольный бриллиант, очень хороший спектакль! Несмотря на то, что это народная сказка с петрушками, предназначенная для самых маленьких зрителей, все-таки она полноценное фестивальное произведение.