В театре оперетты готовится к постановке спектакль «Провинциальные анекдоты» по пьесе Александра Вампилова. Здесь не ставили драматических спектаклей уже очень давно, хотя в 60-70-х годах такой опыт был. Накануне необычной премьеры, которая состоится 25 и 26 марта, мы побеседовали с режиссером-постановщиком «Провинциальных анекдотов» - Олегом Мокшановым.
- Олег Владимирович, почему театр решил вернуться к постановке драматических спектаклей?
- В городе нет профессионального драматического театра. Есть самодеятельные, они активно работают, и это прекрасно. Но все же задавать тон, устанавливать планку должны профессионалы. Именно поэтому я обратился к дирекции с предложением поставить «Провинциальные анекдоты» и нашел поддержку и понимание. Руководство театра решилось на этот эксперимент, хотя отношение к нему у коллег разное. Что получится - мне и самому интересно! В любом случае это что-то новое, это развитие, выход из зоны комфорта. А это всегда полезно для творчества.
В труппе много интересных артистов. Да что там много, все интересны! Думаю, этот опыт поможет и каждому актеру раскрыть полнее свой потенциал, а в конечном итоге поднимет на новый уровень и качество работы в музыкальных спектаклях.
- Почему была выбрана для постановки именно эта пьеса Вампилова?
- Прежде всего, Александр Вампилов - можно сказать, наш земляк. Сибиряк, родом из Иркутской области. Невероятно талантливый. За свою очень короткую жизнь он стал одним из самых ярких советских драматургов. Я не знал его, но лично общался с людьми его круга, общими знакомыми. Нужна была легкая, увлекательная пьеса, и «Провинциальные истории» подошли идеально.
- В спектакле использована музыка Гия Канчели к фильму «Кин-дза-дза» Георгия Данелии. Ваша идея?
- Да, это мое режиссерское решение. Действие пьесы происходит в 60-х. Это удивительное, счастливое советское время. Еще есть люди, которые его хорошо помнят - я, например. Но оно ушло и больше никогда не повторится. В те годы государство как никогда пристально интересовалось каждым человеком, его поведением и моральными качествами. И это внимание часто принимало карикатурные, абсурдные формы. Во всяком случае, для нас сейчас они так выглядят. На этом и строится сюжет «Анекдотов».
И в «Кин-дза-дза» то же самое: странная планета, люди, казалось бы, очень похожие на нас, но с совершенно другими понятиями, нравственными ориентирами. И точно так же нужно продираться через нелепые и смешные ситуации в попытках их понять. Да и музыка Канчели великолепна! И то, что мы ее используем в спектакле, очень логично в Год кино.
- Вы сказали - посмотрим, что получится… В каком случае будете считать, что все удалось?
- Я бы хотел, чтобы каждый зритель вышел после спектакля эмоционально обновленным, взбудораженным. Чтобы ему захотелось жить, быть внимательнее к себе и к окружающему сейчас, каждую минуту. Ведь мы так устроены, что всегда ждем счастья в будущем. Но проходит время, будущее наступает, а счастья там нет. Оно, оказывается, было в прошлом!
Счастье - всегда, везде, в тот момент, в котором мы живем. Если наш зритель приблизится к пониманию этого, если после спектакля его мир хоть немного изменится к лучшему - буду доволен результатом.
Беседовала Светлана КАЛИНИЧЕВА