Его имя для нашего города, как и предполагали журналисты местных СМИ в начале 2000-х, стало хрестоматийным. Он - режиссер-кукольник, ученик легендарного Сергея Образцова, писатель, автор книжки самобытной национальной прозы «Зеленый гай». В шутку называл себя великим русским советским еврейским писателем. И ставил удивительные спектакли в «Золотом ключике», которые брали призы фестивалей и завораживали зрителя. 16 июля Марксу Койфману исполнилось бы 70 лет.
Досье
В базе данных питерского Центра информационных технологий для театров сохранилось досье артиста. Родился в Казани 16 июля 1946 года. Заслуженный артист России. Окончил ЛГИТМиК (1970), педагоги - Головко Л.А., Образцов С.В., Гончаров А.А. Окончил Высшие режиссерские курсы ГИТИСа, режиссер драматического театра. Стаж актерской работы - 50 лет. Был актером, директором, художественным руководителем Саровского муниципального театра кукол «Кузнечик». Рост 170 см. Телосложение среднее. Вокальные данные хорошие. Другие способности: танец, фехтование. Владеет английским языком, всеми театральными профессиями, кроме художника, - от столяра до техника папье-маше, от портного до изготовления самой куклы.
В детстве Маркс не любил театр. И учиться-то поступил в Ленинградский строительный институт на факультет мостов и тоннелей. Но однокурсница Любочка, мечтавшая стать в будущем женой не бригадира, а интеллигента, записала его на консультацию в театральный институт. Так Койфман стал артистом театра кукол.
После первых сыгранных ролей он выдвинулся в число ведущих актеров. Всего через два года поставил первый спектакль и с этого времени сочетал исполнительскую и постановочную деятельность. Как многопланового актера, блестяще работавшего с куклой, владевшего пластикой тела, его отмечали и журнал «Театральная жизнь», и зарубежная пресса. Неоднократно награждался грамотами и дипломами республиканских, краевых, областных уровней, а в 1997 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». В творческом багаже Койфмана около 400 ролей и более 40 поставленных спектаклей.
Маркс Александрович стал режиссером «Золотого ключика» в 1989-м. Спектакль «Снежный цветок» в его режиссерской постановке потряс город взрывом нежности, лирических эмоций, деликатностью чувств и взаимоотношений персонажей.
1990-й. Койфман уже год в культурном пространстве Красноярска-26. И в очередном интервью муниципальной газете по случаю 25-летнего юбилея кукольного театра, кстати, не стесняется в оценках, искренне считая, что каждый сотрудник театра - от кассира до бутафора, не говоря уж об артистах и художниках, совершает подвиг, работая в плохих условиях: «Дело же не в том, что театр имеет полные залы любящего зрителя, а в том, что город уже долгие годы относится к театру только потребительски. В этом помещении, где плохо и работникам, и зрителю, нет места нормальному театральному мышлению, зато есть некий взаимообман: зрители приходят в якобы театр, который на самом деле театром не является, а театр изо всех силочек стремится быть Театром с большой буквы, хотя в этих условиях быть таковым, мягко говоря, трудно...»
Друзья и коллеги отмечали его невероятное обаяние, искрометный юмор, тонкое актерское и режиссерское чутье. «Если мы на все детские вопросы к сегодняшней жизни не ответим правдой, то обязательно найдется тот, кто ответит ложью... Ясно до очевидности, что надо говорить ребенку правду о главном, конечно, доступным ему языком, но нельзя ни малышей, ни подростков кормить манной кашей известных им истин. Это мое кредо», - заявлял он в 1990 году.
«Ты для меня» - знаковый для Маркса Александровича и в творческом, и в житейском, и в философском плане спектакль стал последним, поставленным в Девятке в качестве главного режиссера «Золотого ключика». В результате творческого конфликта Койфман ушел из театра и открыл свой - частный кукольный театр «Кузнечик». Благодаря ему Красноярск-26 прогремел в 1993 году в Арзамасе-16 на Первом фестивале малых театральных форм при участии профессиональных и любительских коллективов закрытых городов Минатома. Когда «Кузнечику» предложили переехать, Койфман охотно согласился. Ежегодно театр играл (и продолжает играть) 70-80 спектаклей. При этом Койфман не отказывался делать постановки в других городах. И прежде всего в Железногорске, сюда он приезжал каждый год.
В 2003-м Койфман вновь начал ставить «Ивана Царевича, Серого Волка и других» в «Золотом ключике», этот спектакль готовился в момент его ухода из театра, тогда премьера не состоялась. «Я поставил в «Золотом ключике» спектакль, с которого когда-то вылетел из этого театра. Я решил свои вопросы - вытащил из сердца занозу, хотя во мне говорит личная обида, она есть и никуда не уйдет», - поделился он с журналистами перед началом работы.
И, несмотря на обиду, работал, как он говорил, «по большому счету», поскольку не любил «...спектакли о том, что надо почистить зубки после еды и помыть руки после туалета. Я ставлю спектакли о жизни и смерти, о моральных высотах и падениях человека», - говорил он в 2003-м. Поэтому Кощей у него должен по-настоящему страдать от неразделенной любви и играть на скрипке, Волк - без конца балагурить и сыпать остротами, а Баба-Яга окажется очень даже милой старушкой.
К признанию, вернее, к его отсутствию, особенно от чиновников, кукольник относился спокойно, считая, что режиссура - самодостаточное искусство, но причастное к актерским победам. Поэтому каждый громкий успех собственного детища, поставленного им пусть даже в качестве заезжего режиссера, считал своей похвалой.
Весной 2006-го «Золотой ключик» со спектаклем «Волшебная лампа Алладина» взял 5 «Хрустальных масок» на краевом театральном фестивале.
Любовь - именно так, с большой буквы, прошла через всю его жизнь. Он мог быть резким в сторону чиновников, совершенно трогательным, когда говорил, и очень ироничным, но искренним в рассказах о себе, а главное - работал для детей.
Из интервью 2006 года: «Развитие мое оставляло желать лучшего. Все почему-то думали, что если человек так разговаривает (у парня был жуткий украинский акцент. - Авт.), он вряд ли может быть умным, тонким и так далее. А я уже в то время писал стихи, уходил к воде мечтать. Но этого же не расскажешь… Словом, меня тщательно обходил очень привлекательный в то время для меня пол», - рассказывал он о своем первом любовном потрясении, случившемся в 12 лет. «Это было предынфарктное состояние. Я отлежал в больничке. Но все закончилось достаточно благополучно - я смог потом полюбить еще раз», - закончил режиссер историю.
«Есть женщины, с которыми мне как человеку, как мужчине легко, а есть, с которыми сложно, - признавался он в предпраздничном мартовском интервью «ГиГ» в 2007 году. - Конечно, хочется, чтобы рядом был человек веселый, с юмором... К немногим таким женщинам относится Таня Кислова, художник. Вместе мы поставили уже 10 спектаклей. А молодой композитор Оксана Качалова?.. Вообще в Железногорске столько прекрасных женщин! Валентина Попова, директор музея, которая в трудное время предоставила помещение для организации театра. Она мать родная была нам. А Людмила Митюкляева, директор 91 гимназии?.. Когда я был без куска хлеба в буквальном смысле слова, она дала возможность прокормить мне моих детей. Я преподавал урок театра, и с детьми мы поставили замечательный спектакль «О строптивой принцессе и о рыбной котлете и т.д.». Всегда любила наш «Кузнечик» Лариса Семипудова. Она старалась помочь маленькому театру, чем могла. Этот город наполнен женщинами, которым я благодарен! Но главная моя любовь - внучка Аленушка. В ней - память всех поколений женщин. И чудо света, которым я могу бесконечно любоваться».
***
Он умер в Перми в 2009 году. О причинах смерти СМИ сообщили скупо: у артиста было больное сердце. В последнем своем театральном сезоне Койфман ставил спектакль для детей «Золотой цыпленок». Премьера состоялась уже без него.
В день его смерти 9 ноября друзья и знакомые в разных городах страны написали в сети: погасла целая галактика по имени Маркс Александрович Койфман - создатель театра кукол «Кузнечик», режиссер, заслуженный артист РФ, писатель. Человек, который до конца своих дней оставался в душе ребенком и всю жизнь дарил праздник детям.
Но сам Маркс Александрович однажды как-то сказал: «У меня была прекрасная жизнь. Но прожить ее я и врагу не пожелал бы».
Подготовила Елена НАУМОВА при содействии ЦГБ имени М.Горького