Наступивший учебный год стал новым не только для учеников Детской школы искусств им. М.Мусоргского, но и, прежде всего, для ее руководителя Татьяны Петровой. Известная железногорской публике по фортепианному дуэту исполнительница недавно сменила на посту покинувшую город Ирину Власенко. Петрова рассказала «ГиГ» о своей работе в новой должности и о ближайших планах в директорском кресле.
- Татьяна Александровна, вы педагог с многолетним стажем, но тут сами стали «первоклассницей». Вы кем себя ощущаете - педагогом, исполнителем, директором?
- Решение оказалось неожиданным. Я абсолютно не была к нему готова и никогда не стремилась к этой должности. Для меня ближе педагог и исполнитель, а не администратор. Это совсем другого вида деятельность. Так что пока приходится привыкать. Но весь груз ответственности уже успела ощутить. Пытаюсь найти пути выхода из многих тупиков.
- С чем столкнулись?
- Музыкальная школа сегодня - это многофункциональный центр, в котором сочетаются множество задач: и творческая деятельность, и педагогическая, и научная. Приходится лавировать, чтобы вписаться в рамки, определенные законом и реформами. Идут большие изменения.
- Целесообразные?
- Отчасти это провокационный вопрос. Возможно, мы не до конца понимаем суть новых требований, но спорить со спущенными сверху федеральными законами не приходится.
- Не разрушит ли это систему, выстроенную годами?
- Уже созданная парадигма должна выстоять. Просто все обретет какие-то новые формы. Опыт и традиции, накопленные в нашей школе за десятилетия, сохраним. И залог этому - коллектив педагогов, опытный и профессиональный. У нас работает 80 человек, если считать вместе со всеми филиалами и эстетическими центрами. Но, к сожалению, 62 процента кадрового состава - пенсионеры. Едва ли не первая задача - привлечение молодых кадров. Но чем? Ни будущими квартирами, ни большими зарплатами мы похвастаться не можем - педагог получает чуть больше 20 тысяч рублей. Молодежь ведь теперь какая? Визуалы. Даже чисто внешняя сторона имеет большое значение. И школе нужно становиться современной. Хорошо, что удалось недавно отремонтировать концертный зал, это наше великолепное приобретение. Теперь задача - навести такую же красоту и в классах, обновить интерьер.
- Красота - это хорошо, но на какие средства?
- У нас есть платное отделение для тех взрослых, кто всегда стремился к музыкальному образованию, но в детстве не успел его получить. Конечно, это внебюджетное финансирование - пусть небольшое, но подспорье. Родители, бывает, обижаются, что мы привлекаем так называемые добровольные пожертвования, но без них никак. Ирина Юрьевна Власенко в прошлом году активно занималась этим вопросом. И благодаря ее усилиям отремонтировали помещение на Ленинградском, 45. Такой зал получился! Кроме того, наш парк инструментов безнадежно устарел. Раньше все-таки выделялись средства на их приобретение, а сейчас - ничего. Настройщики уже отказываются с такими инструментами работать. Нужны концертные рояли, в том числе и в филиал на Ленинградском - хотя бы кабинетный! Возможно, удастся приобрести на родительские средства.
- Теперь вам приходится сражаться с проблемами, о существовании которых вы, будучи преподавателем, даже не подозревали…
- Проблем очень много. Все упирается, конечно, в финансы. Стыдно сказать, в прошлом году мы впервые не смогли попасть на конкурс, который без нас никогда не обходился. И не за границей, а в братском ЗАТО. Преподаватели не смогли поехать - не на что. В течение года концертмейстеры и так на все конкурсы отправляются за свой счет. Как сложится в этом году, трудно загадывать.
Сегодня школа должна выживать и зарабатывать. Вообще музыкальное образование испокон веков считалось элитным и дорогостоящим удовольствием. И всегда культура держалась за счет меценатства.
- В городе с этим, насколько мы знаем, туго…
- Можно сказать, никак. По нулям. Если бы не ГХК… Спасибо огромное генеральному директору Петру Михайловичу Гаврилову за то, что он с пониманием относится к проблемам школы. Нужно менять сознание людей, чтобы они поняли - культура необходима. Например, развивать сеть эстетического направления.
- А она не развита?
- Здесь Железногорск снова впереди планеты всей. Эстетические классы есть при лицее 103, школе 93. В городе работает масса учреждений допобразования. Такого охвата, как у нас, нет нигде в крае - чуть ли не 200 процентов. При составлении расписания даже определенные сложности возникают, чтобы втиснуть музыкальные занятия между кружками, секциями, танцами, репетиторами и художественной школой. В крае все неоднозначно. Кроме того, новая учебная программа, продиктованная Министерством культуры, предполагает давать в стенах музыкальной школы предпрофессиональную подготовку для желающих поступать в музучилища и консерватории.
- Насколько востребована такая подготовка?
- Дети, которым надо продолжать музыкальное образование, безусловно, есть. Другой вопрос, что они сами и их родители к карьере музыканта не готовы. Но общая тенденция, к счастью, меняется. Все больше востребовано элитарное искусство. Да сами посмотрите - один за другим отменяются концерты заезжих эстрадных звезд: Аллегровой, Шуфутинского, Успенской и прочих. Не хотят на них люди идти, наелись. Зато приехал балалаечник Архиповский - и в ДК полный зал. Причем приходили не только музыканты или пенсионеры, были люди среднего возраста, много молодежи. Пианист-виртуоз Денис Мацуев способен собрать полный зал филармонии за два дня. Потребность людей в настоящих ценностях неистребима!
- Завершился набор в школу, начался учебный год. Как меняются предпочтения горожан, какие инструменты исчезают из школьного расписания, а какие, наоборот, появляются?
- У меня есть мечта создать в школе духовой оркестр. Когда-то существовал ансамбль флейтистов, но настоящего духового не было. Это украшение любой школы. Главный вопрос - где взять кадры. В этом году мне удалось пополнить класс флейты. Тесно работаем с красноярской академией музыки и театра, подбираем новых преподавателей из выпускников.
- Как ваши новые обязанности сказались на исполнительской деятельности? Зрители не пострадают?
- Ох, тяжело. Одно радует - мы с Татьяной Юрьевной (Дружининой, давним партнером по знаменитому дуэту. - Авт.) теперь в одном здании находимся, так что прорываемся, как только появляется возможность. Публика не должна пострадать. Дуэту в прошлом году исполнилось 20 лет, без музыки уже никак - огромная подпитка для души. Наш традиционный концерт «Татьянин день» остается в любом случае, да и другие не будем пропускать.
- Чем порадуете публику в рамках сотрудничества с красноярской академией музыки, подарившей горожанам столько интересных встреч и концертов?
- Буквально на днях прошел уникальный концерт квартета имени Давида Ойстраха. Для нас он особенный, поскольку руководит всемирно известным коллективом наш выпускник и сын нашего преподавателя Жореса Белугина - Федор. Гордимся, что у нас такие выпускники! Очень хотелось бы завести в город ансамбль ударников. Слышала его на выпускном факультета ударных инструментов в академии - поразительный коллектив с очень интересным репертуаром. Представить невозможно, что такое можно вытворять на ударных установках и других, даже экзотических, инструментах. Хочется, чтобы и железногорский зритель познакомился с этим чудом.
- Замечательных выпускников, звездочек, в музыкалке немало. Вы отслеживаете их судьбу?
- Конечно. Аня Овсийко, например, продолжает свое профессиональное обучение. Поступила в Красноярск. У нее там налажен тесный контакт с симфоническим оркестром и оркестром Бенюмова. Многие наши выпускники окончили московские вузы, работают в консерваториях или известных коллективах по всей стране!
Беседовала Елена НАУМОВА