Пятница, 22 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Педагогическая дыра. Кто будет работать в школах завтра?

24 апреля 2021 / Образование / 0

На сайте Управления образования опубликован обширный список вакансий на 19 апреля 2021 года. Требуются учителя начальных классов, математики, русского языка и литературы, географии, иностранного языка, информатики и физкультуры. В некоторых школах не хватает сразу по 5-7 педагогов-предметников. Газета выясняла, каким образом решается вопрос дефицита учительских кадров.

Работать, а не зарабатывать?

Дефицит школьных учителей в Железногорске существует много лет. И здесь наш город, что называется, в тренде - эта проблема общероссийская. Причины этого явления давние, они уходят корнями еще в 90-е. Престиж профессии стал резко падать после того, как образование вдруг перешло в сферу услуг, а заработная плата педагога стала ниже, чем у продавца пивного ларька. Потом бензинчика в костер плеснул премьер-министр Дмитрий Медведев. Он однажды сказал учительскому сообществу, что не стоит жаловаться на судьбу - если, дескать, вам не нравится ваша работа, добро пожаловать в бизнес. К слову, один бывший директор железногорской школы в те годы заявлял: «В школе не зарабатывают, а работают!». Именно в тот период из городского образования ушла значительная часть молодых учителей. Тогда же стало ясно, что педагогов никто не собирается защищать в случае возникновения конфликтных ситуаций с учениками и их родителями. Недальновидное руководство почему-то было уверено, что на место одного уволившегося учителя будут претендовать сразу несколько соискателей. Возможно, в сытом Красноярске-26 так и было, но времена изменились. В итоге мы имеет то, что имеем. При общем росте среднего возраста педагогов доля молодых специалистов не увеличивается, поэтому перед директорами школ уже несколько лет стоит задача латания кадровых дыр. К 1 сентября обычно удается стабилизировать ситуацию за счет увеличения нагрузки на педагогов. Это тоже повсеместная практика. Возможно, поэтому заместитель руководителя железногорского УО Евгения Титова считает, что острой проблемы с кадрами в настоящее время нет.

- Каждый год возникают проблемы с учителями начальных классов, - говорит Титова. - После введения новых школьных санитарных правил пришлось создавать дополнительные первые классы, потребовались дополнительные педагоги. С 1 января 2021 года СанПиН отменили, но нормы по площадям тем не менее сохранились.

Кадровый пат

Судя по списку вакансий, поданных УО в Центр занятости, в школах не хватает не только учителей начальных классов. Причем к началу текущего учебного года в некоторых школах кадровые бреши ликвидировать не удалось. Есть также большая доля вероятности, что потребность в учителях-предметниках будет только увеличиваться.

- Как начинать учебный год, понятия не имею, - переживает директор лицея 102 Виталий Лесняк. - Нужны учителя начальных классов, русского языка и литературы, а также математики. У меня второй год нет преподавателя географии, уроки ведут три совместителя из других школ. Сейчас увольняется сразу два информатика. Я их понимаю - возраст, здоровье… Люди выработались. Средний возраст коллектива лицея - 54 года. Работать скоро вообще будет некому. Никто не идет в школу после педуниверситета, педколледжа и СФУ. Ректоры университетов мне открыто говорят, что уже к пятому курсу студенты знают, где, в каких фирмах они будут трудиться.

Тревожная ситуация и в тех школах, где пока учителей достаточно.

- Кадровый голод мы не испытываем, - говорит Дмитрий Протопопов, директор школы № 95. - Но я прекрасно понимаю, что школа столкнется с серьезными трудностями, когда уйдут возрастные педагоги. На мой взгляд, у Управления образования должна быть выработана стратегия по вопросам кадрового обеспечения школ. Но пока каждому образовательному учреждению приходится этот вопрос решать самостоятельно.

Спасение утопающих

По словам Евгении Титовой, УО сотрудничает с педвузами и педколлежами. На сайтах данных образовательных организаций оставляют заявки на курсы переподготовки. Например, учитель начальных классов может получить второй диплом - допустим, учителя математики. Но в этом году никто из директоров не оставил заявки на переподготовку своих педагогов, потому что не оказалось желающих, говорит Титова.

Но выяснилось, что вопросы переподготовки учителей школы давно решают самостоятельно.

- У нас не было такого, чтобы на 1 сентября не хватало учителей, потому что мы уже пять лет занимаемся переподготовкой,- говорит Елена Дубровская, директор лицея 103 «Гармония». - За это время 32 учителя получили диплом по второй специальности.

По нашим сведениям, ускоренными курсами переподготовки учителей давно пользуются и в других школах. Другое дело, какого уровня специалист выходит после такого обучения.

- Ситуация доходит до абсурда, - говорит Виталий Лесняк. - Пришлось отправить переучиваться нашего бухгалтера. У нее два высших образования. Теперь уже третий диплом - учитель географии. С одной стороны, мне проще заплатить и получить работающего в школе человека, но это переобучение на самом-то деле не образование. Хотя для службы по контролю и надзору такого диплома достаточно.

По словам Виталия Лесняка, Управление образования давно не имеет никакого отношения к ситуации с учительскими кадрами. Хотя теоретически, по сути и логике, именно это учреждение и должно выстраивать стратегию решения данной проблемы. Только этого почему-то не происходит.

Посмотрим планы УО на апрель 2021 года. Они обширны - здесь и проведение разнообразных фестивалей детского творчества, и научно-практические конференции школьников, и творческие мастерские, и, конечно, подготовка к проведению ЕГЭ, и многое другое. Безусловно, работа ведется огромная. Но в конечном счете она делается руками все тех же учителей.

- Кадрами занимается сама школа, а не Управление образования, - подтвердила Елена Дубровская - У нас они только запрашивают информацию. Четыре года назад в лицей пришел педагог, которому руководитель УО обещал дать служебное жилье. Но квартиру учитель получил только недавно.

Как объяснила Евгения Титова, вопросы с жильем для педагогов теперь взял на себя муниципалитет. Конечно, эти жилища оставляют желать лучшего, их невозможно приватизировать, но для молодых педагогов это хороший старт самостоятельной жизни. Однако в большинстве случаев молодые учителя не выдерживают в школе и года.

- Учитель начальных классов - молодой специалист после педколледжа - получает 40 тысяч рублей в месяц, - рассказал Виталий Лесняк. - У нее ставка учителя, ставка классного руководителя и ставка группы продленного дня. Конечно, работы много, но ведь и наши кадровые сотрудники получают примерно такую же зарплату. И ведут они не одну ставку. А у девушки нет ни высшего образования, ни категории. А она говорит - мол, мне ничего не надо. Не нужны мне ни эти дети, ни их родители, которые могут позвонить среди ночи…

Запас прочности

Средний возраст учителей железногорских школ - 50+. Это значит, что все они давно отработали положенные для получения «педагогической» пенсии 25 лет. И это также означает, что мало кто из этих педагогов избежал профессионального выгорания. Согласно Трудовому кодексу, после каждых 10 лет работы в школе учитель имеет право на длительный отпуск продолжительностью 12 месяцев с сохранением места работы и учебной нагрузки. Но законодательство не предусматривает отплату годичного отпуска учителям. И примеров использования учителями данной возможности для восстановления у нас нет.

Коррективы в ситуацию с педагогическими кадрами внесла пандемия COVID-19.

- В прошлом году на больничном были 50 наших учителей, - рассказала директор лицея «Гармония» Елена Дубровская. - Из них 30 - с ковидом. Они сегодня с ног падают. Будь возможность, давно бы ушли, но некуда. Их бы оздоровить надо или элементарно лишний раз провести обследование, прописать витамины. Но условий для реабилитации педагогов не создано.

Самостоятельно школам такой вопрос не решить. Но у нас нет сведений, что УО озабочено данной проблемой. Насколько хватит запаса прочности у учителей, переболевших коронавирусной инфекцией?

Есть и еще один нюанс, связанный с пандемией. С самого начала режима повышенной готовности в связи с ковидом учителя возраста 65 лет и старше находились на больничном для соблюдения самоизоляции. Как рассказали директора, некоторые из пожилых педагогов сегодня приняли решение уйти на заслуженный отдых. И заменить их пока некем. Но уже сейчас во многих школах учителям приходится вести по 35-36 часов в неделю. Напомним, учительская ставка - 18 часов в неделю. И ведь не дураки в свое время эту норму устанавливали. Именно такой режим работы позволяет педагогу наиболее качественно исполнять свои обязанности и восстанавливаться. Но одну ставку уже никто не ведет. Сначала учителя вынуждены были брать дополнительные часы, чтобы свести концы с концами. А теперь они это делают, потому что работать просто некому.

Марина СИНЮТИНА

Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения