Пятница, 22 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Педагогическая дискуссия

12 июня 2021 / Образование / 0
Каким должно стать образование, чтобы дать детям конкурентные преимущества? Этот вопрос станет главным на   дискуссионной площадке, которая состоится 15   июня в   парке на   площадке «Собольки». К   открытому разговору приглашаются все желающие обсуждать новые предложения для позитивных перемен в   системе образования и   молодежной политики Железногорска. Сегодня ГиГ начнет эту дискуссию: о   болевых точках, проблемах, кризисе и   возможных вариантах выхода из   него мы   поговорили с   двумя директорами железногорских школ   — Денисом Зайцевым и   Владимиром Люто.

КТО ВИНОВАТ?

Экзаменационная пора   — всегда испытание. Эмоционально и   физически в   этот период сложно всем   — выпускникам 9-11-х классов, педагогам, родителям. На   этой неделе город в   прямом смысле слова гудел: «О, ужас... дети плохо сдали математику. Как   же так? Что дальше?». Действительно, пожалуй, впервые железногорские девятиклассники так плохо написали ОГЭ по   математике (в   одной только школе 97   — 29   двоек). И   причин тому масса   — от   пресловутого провального дистанта до   особенностей развития и   способностей каждого ребенка.

—   За   любой провал школы отвечает только директор. Сегодня и   всегда от   меня лично и   от   других директоров зависит, как мы   работаем с   личным составом педагогов, как организовываем процесс,   — говорит Денис Зайцев, директор школы №   97. —   Впереди у   нас серьезная работа. Необходимо понять, в   чем причина такого массового провала. Надо признать, что пришло время изменить систему подготовки выпускников, понять, как исправить ситуацию в   данный момент и   в   перспективе. Первая наша задача   — сделать так, чтобы каждый ребенок получил свой заветный аттестат. Однако выдать аттестат просто за   красивые глаза невозможно. Потом этот молодой человек пойдет дальше по   жизни, и   он   должен уметь проходить испытания. И   педагоги должны держать на   этом фокус внимания в   воспитательной и   учебной работе с   детьми.

—   Результаты ОГЭ в   этом году меня лично не   радуют, даже огорчают,   — делится Владимир Люто, директор школы №   100. —   И   в   целом по   городу результат позитивным назвать нельзя. Надо признать педагогические упущения... Дистант принес свои плоды   — не   получилось организовать качественной подготовки учащихся. Это настоящий вызов для педагогов: предстоит изменить систему подготовки к   экзаменам. У   ребят, конечно, есть возможность пересдать экзамены. Общее образование обязательно для всех, и   мы   обязаны приложить все усилия, чтобы аттестат за   9-й  класс получил каждый. А   дальше каждому решать, куда и   как идти. Меня радует, что в   последнее время все больше выпускников и   родителей адекватно оценивают свои силы и   возможности и   принимают решение продолжить обучение в   техникумах или колледжах.

От   результатов ЕГЭ педагоги тоже пока особо ничего не   ждут   — лишь   бы сдали. Плохих прогнозов делать никому не   хочется, а   для оптимистичных нет уверенных оснований. Все понимают, что единый государственный экзамен   — серьезнейшее испытание.

—   Основные проблемы, которые возникают на   ЕГЭ и   ОГЭ   — это «задрессированность» детей на   тот результат, который все хотят увидеть в   заветном сертификате,   — рассуждает Денис Зайцев. —   Это стирает качество подготовки и   возможность адекватно реагировать на   неожиданный ход событий. Вторая проблема   — психологическая неготовность ребят к   условиям экзаменов. Нельзя шелохнуться, повернуться, почесаться, они все время в   максимальном напряжении. С   этим необходимо как-то работать. Возможно, приучать детей к   тому, что быть в   такой атмосфере не   страшно. Хотя звучит это странно, конечно.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Дискуссия вокруг ОГЭ и   особенно ЕГЭ возникает каждый год уже 20   лет. Сегодня этим формам экзаменации альтернативы нет   — так считают многие педагоги и   чиновники от   образования. Возвращаться к   системе традиционных советских экзаменов   — не   вариант. Это не   сработает в   современной системе воспитания и   образования. Сегодняшние дети иначе мыслят, они быстро осваивают новое и   принимают решения, но   не   умеют анализировать большой объем информации. Они быстро находят данные, но   не   знают, как их   правильно применить.

—   Клиповое мышление современного школьника   — данность. И   школа уже знает, что с   этим делать,   — говорит Владимир Люто. —   Но   процесс реформирования в   образовании очень небыстрый. Он   требует новых подходов, а   инерцию, в   том числе и   учительского корпуса, никто пока не   преодолел. Но   у   нас есть ресурсы. Образование   — сложная система, и   трансформировать ее   надо эволюционно. Менять подходы в   материально-техническом обеспечении   — школы должны отвечать вызовам времени, а   мы   пока отстаем. Пока мы   живем достижениями прошлого, так и   будет. Огромная проблема   — кадровый потенциал. Я   бы предложил создать общую муниципальную программу привлечения молодых специалистов   — с   гарантиями, условиями, перспективами, системой стимулирования. Сейчас ведь директор каждой школы еще и   хэдхантер   — все время ищет или переманивает педагогов. —   Вообще, в   любых дискуссиях о   школе и   образовании начинать надо с   самого термина. Зачем оно и   кому нужно? К   сожалению, все чаще приходится убеждать всех участников образовательного процесса   — и   детей, и   родителей   — что аттестат нужен   им. Это раз,   — рассуждает о   болевых точках системы Денис Зайцев. —   Второе   — уровень заработной платы педагогов не   меняется уже много лет. Точнее, не   меняется объем финансирования, заложенный на   основную деятельность системы образования. Это не   к   нашей местной власти вопрос   — это регулирует краевое министерство. Материальная обеспеченность   — одна из   главных болевых точек образования. Я   знаю выход   — надо просто учиться экономить. К   тому   же неоднократно предлагалось запустить муниципальный грант, который одобрят депутаты. Еще одна проблема, которую надо решать на   региональном или даже федеральном уровне   — инклюзия в   школе. Дети с   особенностями развития есть, и   они должны получать образование. Ну   и   кадры, конечно, которые решают все. Сейчас мы   держимся, а   года через четыре без новой волны молодых педагогов детей учить будет некому. Вот такие темы для дискуссии. Был   бы толк!

Юлия ТРЕТЬЯКОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения