Каким должно стать образование, чтобы дать детям конкурентные преимущества? Этот вопрос станет главным на дискуссионной площадке, которая состоится 15 июня в парке на площадке «Собольки». К открытому разговору приглашаются все желающие обсуждать новые предложения для позитивных перемен в системе образования и молодежной политики Железногорска. Сегодня ГиГ начнет эту дискуссию: о болевых точках, проблемах, кризисе и возможных вариантах выхода из него мы поговорили с двумя директорами железногорских школ — Денисом Зайцевым и Владимиром Люто.
КТО ВИНОВАТ?
Экзаменационная пора — всегда испытание. Эмоционально и физически в этот период сложно всем — выпускникам 9-11-х классов, педагогам, родителям. На этой неделе город в прямом смысле слова гудел: «О, ужас... дети плохо сдали математику. Как же так? Что дальше?». Действительно, пожалуй, впервые железногорские девятиклассники так плохо написали ОГЭ по математике (в одной только школе 97 — 29 двоек). И причин тому масса — от пресловутого провального дистанта до особенностей развития и способностей каждого ребенка.
— За любой провал школы отвечает только директор. Сегодня и всегда от меня лично и от других директоров зависит, как мы работаем с личным составом педагогов, как организовываем процесс, — говорит Денис Зайцев, директор школы № 97. — Впереди у нас серьезная работа. Необходимо понять, в чем причина такого массового провала. Надо признать, что пришло время изменить систему подготовки выпускников, понять, как исправить ситуацию в данный момент и в перспективе. Первая наша задача — сделать так, чтобы каждый ребенок получил свой заветный аттестат. Однако выдать аттестат просто за красивые глаза невозможно. Потом этот молодой человек пойдет дальше по жизни, и он должен уметь проходить испытания. И педагоги должны держать на этом фокус внимания в воспитательной и учебной работе с детьми.
— Результаты ОГЭ в этом году меня лично не радуют, даже огорчают, — делится Владимир Люто, директор школы № 100. — И в целом по городу результат позитивным назвать нельзя. Надо признать педагогические упущения... Дистант принес свои плоды — не получилось организовать качественной подготовки учащихся. Это настоящий вызов для педагогов: предстоит изменить систему подготовки к экзаменам. У ребят, конечно, есть возможность пересдать экзамены. Общее образование обязательно для всех, и мы обязаны приложить все усилия, чтобы аттестат за 9-й класс получил каждый. А дальше каждому решать, куда и как идти. Меня радует, что в последнее время все больше выпускников и родителей адекватно оценивают свои силы и возможности и принимают решение продолжить обучение в техникумах или колледжах.
От результатов ЕГЭ педагоги тоже пока особо ничего не ждут — лишь бы сдали. Плохих прогнозов делать никому не хочется, а для оптимистичных нет уверенных оснований. Все понимают, что единый государственный экзамен — серьезнейшее испытание.
— Основные проблемы, которые возникают на ЕГЭ и ОГЭ — это «задрессированность» детей на тот результат, который все хотят увидеть в заветном сертификате, — рассуждает Денис Зайцев. — Это стирает качество подготовки и возможность адекватно реагировать на неожиданный ход событий. Вторая проблема — психологическая неготовность ребят к условиям экзаменов. Нельзя шелохнуться, повернуться, почесаться, они все время в максимальном напряжении. С этим необходимо как-то работать. Возможно, приучать детей к тому, что быть в такой атмосфере не страшно. Хотя звучит это странно, конечно.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Дискуссия вокруг ОГЭ и особенно ЕГЭ возникает каждый год уже 20 лет. Сегодня этим формам экзаменации альтернативы нет — так считают многие педагоги и чиновники от образования. Возвращаться к системе традиционных советских экзаменов — не вариант. Это не сработает в современной системе воспитания и образования. Сегодняшние дети иначе мыслят, они быстро осваивают новое и принимают решения, но не умеют анализировать большой объем информации. Они быстро находят данные, но не знают, как их правильно применить.
— Клиповое мышление современного школьника — данность. И школа уже знает, что с этим делать, — говорит Владимир Люто. — Но процесс реформирования в образовании очень небыстрый. Он требует новых подходов, а инерцию, в том числе и учительского корпуса, никто пока не преодолел. Но у нас есть ресурсы. Образование — сложная система, и трансформировать ее надо эволюционно. Менять подходы в материально-техническом обеспечении — школы должны отвечать вызовам времени, а мы пока отстаем. Пока мы живем достижениями прошлого, так и будет. Огромная проблема — кадровый потенциал. Я бы предложил создать общую муниципальную программу привлечения молодых специалистов — с гарантиями, условиями, перспективами, системой стимулирования. Сейчас ведь директор каждой школы еще и хэдхантер — все время ищет или переманивает педагогов. — Вообще, в любых дискуссиях о школе и образовании начинать надо с самого термина. Зачем оно и кому нужно? К сожалению, все чаще приходится убеждать всех участников образовательного процесса — и детей, и родителей — что аттестат нужен им. Это раз, — рассуждает о болевых точках системы Денис Зайцев. — Второе — уровень заработной платы педагогов не меняется уже много лет. Точнее, не меняется объем финансирования, заложенный на основную деятельность системы образования. Это не к нашей местной власти вопрос — это регулирует краевое министерство. Материальная обеспеченность — одна из главных болевых точек образования. Я знаю выход — надо просто учиться экономить. К тому же неоднократно предлагалось запустить муниципальный грант, который одобрят депутаты. Еще одна проблема, которую надо решать на региональном или даже федеральном уровне — инклюзия в школе. Дети с особенностями развития есть, и они должны получать образование. Ну и кадры, конечно, которые решают все. Сейчас мы держимся, а года через четыре без новой волны молодых педагогов детей учить будет некому. Вот такие темы для дискуссии. Был бы толк!
Юлия ТРЕТЬЯКОВА