Уже месяц железногорские пятиклашки изучают второй иностранный язык - немецкий. Да, часть школьников вместе с родителями смирились и подстроились под новые реалии. Но к нам в редакцию продолжают поступать звонки и сообщения с вопросами - зачем ввели этот предмет? Можно ли от него отказаться? Тем более что в пяти школах ЗАТО второго иностранного в расписании нет. ГиГ продолжил выяснять, почему так получилось, и можно ли было избежать социальной напряженности.
Отвечает замминистра
Напомним, корреспонденты «Город и горожане» в начале сентября встречались с родителями учеников пятых классов школы 106 (ГиГ №36 от 9 сентября 2021 года). Ситуацию тогда прокомментировал руководитель Управления образования Игорь Скруберт. По его словам, второй иностранный никак нельзя убрать из основной учебной программы.
В свою очередь, родители школьников 106-й обращались за разъяснениями в краевое министерство образования. Первый заместитель министра Наталья Анохина в письме дала ответ по изучению второго иностранного языка. Приводим цитату: «Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утвержденному 31 мая 2021 года, второй иностранный язык может быть включен в учебный план основного общего образования по заявлению родителей. При этом предмет включается в учебный план только при наличии в образовательной организации необходимых кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий».
Далее в письме уточняется, что прием на обучение второму иностранному по упомянутым выше новым ФГОС с пятого класса начнется с 1 сентября 2022 года. Затем замминистра сообщает: «В то же время образовательная организация имеет право принять решение об обучении учащихся 5-9 классов в соответствии с обновленным ФГОСом с 1 сентября 2021 года, с согласия их родителей. Данное решение принимается образовательной организацией с учетом возможности создания условий реализации программы основного общего образования, установленных обновленным ФГОС».
То есть в тех школах, где в расписании есть немецкий язык с 5 класса, есть как минимум комплект учебников и преподаватели этого предмета.
Казалось бы, можно обрадоваться, что все с согласия родителей. Но не тут-то было. Так как по предыдущему ФГОС от 2010 года, который еще действует (до 1 сентября 2022 года), второй иностранный обязательно должен быть в расписании. Из того же письма: «Вместе с тем, обращаем внимание, что согласно ФГОС от 2010 года, формирование учебного плана осуществляется с учетом обязательного изучения предмета «Второй иностранный язык». Таким образом, для обучающихся, в соответствии с ФГОС 2010, изучение второго иностранного языка является обязательным».
Получается, с одной стороны, немецкий изучать можно только с согласия родителей. Но если школа приняла решение ввести его в расписание в этом учебном году, то в принципе согласия и не требуется, так как это обязательный предмет, который должен быть в расписании, так как еще действует предыдущий ФГОС. Вот такое двойное толкование.
Но в письме Анохиной есть и альтернатива - школьники могут пройти курс второго иностранного языка самостоятельно. К примеру, у репетитора, затем предоставить в школу соответствующий документ о пройденном курсе обучения. И потом написать заявление, чтобы у ребенка приняли зачет.
Разъясняет Управление образования
ГиГ снова обратился за комментариями в Управление образования. Начальник отдела общего и дополнительного образования Ольга Михайлова повторила, что тот ФГОС, по которому сейчас учатся школьники, перестает действовать 1 сентября 2022 года. И вступает в силу новый.
- Значит, что в этом году в учебном плане второй иностранный язык - в Железногорске это немецкий - является обязательным, - объяснила Ольга Викторовна. - Но в силу сложившихся обстоятельств в каждом образовательном учреждении должны быть условия для изучения детьми предмета. И здесь самый большой дефицит - это педагоги. Поэтому в тех школах, где преподают немецкий, как правило, это один час в неделю.
Ольга Михайлова подтвердила, сейчас немецкого нет в расписании в тех пяти школах, где нет учителей. Но, поскольку второй иностранный является обязательным в этом учебном году, «пропущенные» часы школы обязаны будут выдать на следующий год, когда дети перейдут в шестой класс. Или через год, в седьмом. И это несмотря на действие с сентября 2022 года новых ФГОС. И здесь есть нюанс - существующая ситуация таковой и останется, если до сентября 2022 года не выйдет никаких новых документов.
- Потому что накал страстей из-за второго иностранного - по всей стране и большая часть родителей категорически против такой нагрузки, - добавила Ольга Михайлова. - И не забывайте, что в школах нет педагогов. А что касается школы 106, то, несмотря на собранные родителями подписи, немецкий у них остается, так как у образовательного учреждения есть условия для введения этого предмета. И в данный момент нет оснований убирать его из расписания. И даже если предположить, что по каким-то причинам пятиклашки перестанут изучать немецкий, в шестом или седьмом классе им придется все равно добирать недостающие часы.
В Управлении образования надеются, что на федеральном уровне обратят внимание на проблему, прислушаются к мнению родителей и директоров школ. И примут закон, который совсем отменяет второй иностранный.
- Знаю, что многие школы, и не только в Железногорске, указывают в пояснительных записках, что если они в этом году не могут ввести для пятых классов второй иностранный язык, то реализация программы будет обеспечена в последующих классах. То есть когда появятся педагоги, которых сейчас усиленно ищут по всем городам края, - продолжает Ольга Михайлова.
Согласно новым ФГОС по заявлению родителей школа может не вводить немецкий со следующего учебного года только у пятиклашек - тех детей, кто сейчас учится в 4 классе. А те, кто уже учит немецкий, будут продолжать его изучать до 9 класса включительно.
И формулировки, на которые ссылаются некоторые родители, что «в этом году можно написать заявление на отказ, и школа будет обязана убрать второй иностранный из расписания», некорректна. Если у школы есть возможность обучать немецкому, заявления родителей не будут иметь силы. Приоритет в этом случае остается за учебным заведением. Так как этот предмет - в обязательной программе, как и все остальные. С таким же успехом можно требовать исключения из расписания физики или истории.
Отметим, в Железногорске есть примеры, когда второй иностранный преподается в форме факультатива. Руководство школы приняло такое решение во избежание конфликтов с теми, кто все же хочет изучать немецкий, если у преподавателя нет возможности вести полноценный курс иностранного языка. Это совсем другая нагрузка. Может быть, образовательным учреждениям не стоило торопиться вводить немецкий язык в основное расписание, а пойти по такому же пути? Тогда напряжение в родительском сообществе точно было бы меньше.
***
А пока на федеральном уровне экспериментируют с ФГОС, родителям и детям приходится подстраиваться или пытаться бороться. Например, никто из чиновников не объясняет, как быть детям, которые перевелись из школы, где не изучался второй иностранный язык. А там, куда они пришли, он есть в расписании. Или что делать родителям, если ребенок не понимает предмет, путается в двух иностранных и отказывается идти на урок?
***
ГиГ сделал запрос в прокуратуру ЗАТО Железногорск, чтобы получить разъяснения о действии ФГОС и праве родителей и детей на отказ от изучения второго иностранного языка. Анжелика Каржаева, помощник прокурора, обещала детально разобраться и расставить акценты в этом вопросе. В следующем номере газеты вернемся к теме. Ждите подробностей.
Екатерина МАЖУРИНА