В марте впервые в истории города пройдет конкурс поваров школ и детских садов. А пока дорабатывается положение, на совещании в лицее 102 директоры обсудили с профильным заместителем главы города основные организационные моменты и озвучили свои предложения.
Плюсы и минусы системы
Сейчас школы ЗАТО кормят три поставщика питания. По словам заместителя руководителя Управления образования Сергея Карташова, в образовательных учреждениях функционируют бракеражные комиссии и осуществляется родительский контроль питания школьников. Ведутся соответствующие журналы. Также он отметил сильные и слабые стороны существующей системы питания. Со знаком плюс Сергей Карташов выделил сложившиеся коллективы и соответствие требованиям законодательства. А поработать нужно над регулярными жалобами учеников на вкус блюд, небольшое количество школьников, которые питаются в учебном заведении, износ оборудования и отсутствие развития системы питания как таковой. Также пока не все школы города исполняют нормативный документ - письмо Министерства просвещения РФ о размещении меню на своих сайтах.
- Но слабые стороны стоит воспринимать не как проблему, а как зону роста, над которой будем работать, - добавил Сергей Карташов. - Нам необходимо обеспечить повышение качества предлагаемых блюд, предоставить ученикам выбор и повысить гибкость существующей системы питания. Кроме того, сейчас работаем над организацией процесса питания с линии раздачи.
Напомним, на 2022 год запланированы капитальные ремонты школ №100 и №104, и в этих учебных заведениях планируется кормить школьников с раздачи.
Дело добровольное
Заместитель главы по социальным вопросам Евгений Карташов считает, что планируемое мероприятие - это, конечно, не конкурс ради конкурса.
- Сверхзадача - начать вносить изменения в организацию питания в наших школах. А для этого нужно понимать, кто работает в пищеблоках, как работает и на каком оборудовании. И сегодня хочу в прожектном формате услышать от вас какие-то пожелания. Но при этом, напоминаю, качество питания - это прежде всего ответственность директора.
Одна из целей конкурса, озвученная на совещании, - привлечение внимания к профессии повара. Предполагается, что от каждой школы будет участвовать один специалист. Пройдут два этапа - отборочный, где на базе ТИПТиС, партнера конкурса, повара приготовят стандартные школьные блюда. Лучшие, по мнению жюри, проходят в финал, где придется выполнять задания на порядок сложнее. В жюри пригласят представителей профильного факультета СФУ, красноярских и местных рестораторов, представителей ТИПТиС и железногорских депутатов.
Школьный повар - профессия не публичная, как правильно заметила директор гимназии №96 Евгения Бреус. И предложила подумать над альтернативными вариантами.
- Понимаете, в чем дело - мы ставим на конкурс людей, которые не привыкли работать на общественность. Не получится так, что они скажут: «Нам это не надо?». Поэтому почему бы не сделать конкурс блюд, которые, согласно САНПиН, можно давать детям? Ведь за те деньги, которые выделяются на школьное питание, ресторанное блюдо не приготовить.
Предложение обещали обдумать. Кроме того, Евгений Карташов добавил, что участие в конкурсе - дело добровольное. Но за активность будут поощрения.
Директора, в свою очередь, беспокоятся, что конкурс никак не повлияет на увеличение количества школьников, которые питаются в школьных столовых. И это большая проблема. Одну из причин такого явления они видят в том, что при существующей системе обязателен комплексный обед. А многие дети не едят то или другое блюдо. Почему бы, говорят руководители учебных заведений, нам не пригласить специалистов, которые могут поспособствовать разделению комплексного обеда? И уже это отразить в конкурсе.
- Ваш вопрос как раз и решается оборудованием линий раздачи, - ответил Евгений Карташов.
Но очевидно, что при переходе школ Железногорска на принцип раздачи придется встраивать в расписание большую перемену, а не двадцатиминутный перерыв, как сейчас. Готовы ли наши школы к такому перекраиванию расписания? Вопрос открытый.
Екатерина МАЖУРИНА