Суббота, 28 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Они прикоснулись к древности и стали частью больших открытий

14 октября 2022 / Образование / 0
Миссия педагога не просто научить взрослеющего человека читать, писать, анализировать. Она в том, чтобы показать путь, воспитать интеллигентных людей, честных, справедливых, любознательных, интересных и интересующихся, таких, которые знают историю Родины, любят край и город. В этом уверены педагоги лицея №102 Анастасия Гревцова и Елена Труфанова. И каждый свой новый проект они реализуют именно с этой миссией. Сегодня рассказ о том, как сводный отряд старшеклассников и учителей Железногорска и Курагинского района побывали в археологической экспедиции в рамках кросскультурного проекта «Большой, но единый край».

Погружение в прошлое

Второй год подряд железногорские педагоги выигрывают грант и организовывают археологический лагерь. Разбивают его в Курагинском районе на территории Шалаболинской писаницы. И только здесь, говорят участники экспедиции, можно стать соавтором научных открытий, узнать, как жили древние люди на территории нашего края,  сделать своими руками глиняную посуду по древним технологиям, научиться жить «один за всех и все за одного» и многое другое. 

– Палаточный лагерь мы разбиваем на территории Курагинского района – там находится Шалаболинская писаница, археологический памятник федерального значения, – рассказывает Анастасия Гревцова, руководитель экспедиции, учитель истории и английского языка лицея №102. – Это уникальный объект. Пять километров скальных образований высотой 200 метров, на которых в три яруса расположены рисунки древнего человека – разного времени, тематики и сюжетов, нанесенные разными способами. Профессиональные археологи, очень сильная команда ученых из Москвы, Абакана, Красноярска, проводят лекции, семинары, работают с ребятами в поле. 

Анастасия Борисовна подчеркивает, что для нее этот проект очень важен – они с коллегами возрождают краевое движение «Юный археолог». В свое время Железногорск мог себе позволить три-четыре экспедиции в год. Это значимо в том числе для продвижения науки. Например, объединение старшеклассников лицея №102 «Палеос» в 2011-2012 годах принимало участие в открытии и изучении археологического памятника – поселения озера Кривое, который поставлен на учет в Министерстве культуры Красноярского края. Возможно, к древней истории территории родного города современные подростки тоже смогут прикоснуться. А сейчас они – активные участники исследований в районе Шалаболинской писаницы. 

– В этой экспедиции наши дети – соавторы памятника, – говорит Анастасия Гревцова.  – Это важный вклад детского археологического движения в развитие науки. Край наш очень большой, огромное количество археологических объектов еще не выявлено до конца. Такие отряды-разведчики, как наш, дают первоначальное описание памятников, по которым профессиональные археологи потом будут их изучать и ставить на федеральную защиту. 

Железногорские подростки и их ровесники из деревень Курагинского района в этот раз были разведчиками, занимались археологическими реконструкциями – лепили и обжигали посуду из добытой глины, создавали копии древних орудий труда. На основании своих открытий и исследований они готовят доклады для научно-практических конференций под руководством ученых. Их первая защита будет уже в ноябре на НПК в Шушенском. 

– В этот раз я продолжала свое исследование, делала новые копии рисунков со скалы. Вот, можно увидеть человечков, – делится Ярослава Власова, участница экспедиции. – Копии мне еще предстоит исследовать, описать и представить в своей работе. Эта скалистая гряда испещрена рисунками разных эпох. Потрясающее место! Сюжеты самые разные – можно изучать быт, обычаи, сценарий охоты древних людей. Чаще всего встречаются фигуры оленей и лосей – в те времена они были основным источником пищи и одежды для наших предков-охотников. Я сейчас пытаюсь по форме и глубине выбоин определить возраст наскального изображения. 

– Здесь жили древние люди, и они оставили немало следов своего пребывания на нашей земле, – рассказывает участник экспедиции Ростислав Музыкантов. – Орудия труда, украшения, осколки посуды – все это лежит у нас под ногами, надо только уметь искать. Нам повезло – с нами рядом работали настоящие ученые, и Анастасия Борисовна дала нам возможность прикоснуться к древней истории: мы реконструировали отщепы – фрагменты камней, сколотые при изготовлении орудий труда и оружия.

В городе такой опыт в дефиците

Анастасия Гревцова уверена, что этот проект не только археологический, он гораздо шире. Дети из городской школы приезжают к ребятам из села, они общаются, учатся делать что-то вместе, дополняют друг друга. Сельчане научили городских играть в лапту, «цепи-цепи кованые» – дворовые игры, которые сейчас не являются частью подростковой субкультуры. А еще вместе рубили дрова, топили баню. Лицеисты учили деревенских ребят анализировать данные, делать презентации. А еще были конкурсы, костры, песни.

– Жизнь в лагере действительно не заканчивается на археологии. Еще есть праздники, общение, организация быта, соревнования, формирование коллективной ответственности, – говорит Елена Труфанова, учитель английского языка лицея №102. – Я учусь вместе с детьми, радуюсь, что в их жизни такое вообще есть. Детям в познании мира надо просто чуточку помочь, направить. И вот тут важен опыт и личность учителя, его отношение к жизни. Мы погружаем детей туда, где они еще не были. Это зона их роста.  

– Это про то, как жить в социуме, потому что порой необходимо побороть свои эгоистические настроения, – рассказывает Анастасия Гревцова. – Не хочу мыть посуду, не хочу готовить, не хочу носить воду – нельзя! Потому что от этого зависит выживание маленького коллектива здесь и сейчас. Наши дети инфантильны, несмотря на акселерацию. Они не умеют заботиться о себе, о тех, кто рядом. Кстати, деревенские ребятишки в этом отношении наших учат. В этом проекте рождаются интеллигентные молодые люди, которые разбираются не только в физике и математике, но и знают историю, любят свой край и свой город, гордятся тем, что живут здесь. Вот в этом, на мой взгляд, победа педагога. Поэтому будем мечтать о том, чтобы движение наше и проект жили и развивались.

Юлия ТРЕТЬЯКОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения