Воскресенье, 22 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Кто ты, наставник?

9 февраля 2024 / Образование / 0
От Года педагога и наставника – к Году семьи! Под таким девизом прошел второй городской форум-диалог «Железногорск – город детства».

Пусть вас не пугает официальное слово «форум» – в воскресенье, 4 февраля, в библиотеке имени Горького царила душевная и творческая атмосфера. Были и выступления творческих коллективов из детских садов. А еще –  потрясающие мастер-классы, на некоторых из которых юные железногорцы на время сами стали педагогами. 

А взрослые ненадолго вернулись в прошлый год. Помните проект газеты «Город и горожане» и Муниципального телевидения «Мой наставник»? Организаторы форума вспомнили, пригласили и наградили всех героев статей и сюжетов: учителей, воспитателей, тренеров, педагогов дополнительного образования, общественников. Тех людей, которые видят в наших детях потенциал и вместе с родителями грамотно и тактично развивают его.

Рада, что в Железногорске есть новая традиция – форум-диалог. И за это отдельно благодарю Нину Лебедеву, старшего воспитателя детского сада №37 «Теремок». Человека, который ратует за наше детство и вокруг этого объединяет нас, взрослых, – отметила главный редактор Муниципального телевидения Юлия Третьякова. – Проект «Мой наставник», продолжался весь прошлый год. И совершенно точно его значение не должно теряться ни в этом году, ни вообще никогда. Низкий поклон всем героям этого проекта за то, что вы делаете. И не просто делаете, а живете, пульсируете тем, чтобы каждое новое поколение становилось лучше. Ведь каждый день вы делитесь с ним опытом, мудростью, знаниями. 

Форум-диалог предполагает… правильно – собственно, диалог. Общение профессионалов, дискуссию, разбор ошибок, споры и обмен опытом. Спикерами на панельной дискуссии стали: руководитель Управления образования Дмитрий Протопопов, заведующая Детским садом № 37 «Теремок» Юлия Минеева, педагог-организатор гимназии № 91 Татьяна Одинцова и заместитель директора по учебной работе Мариинской женской гимназии Марина Ковалева.
 
Спикерам и остальным участникам форума модератор площадки Юлия Третьякова предложила порассуждать, какие акценты в учебной деятельности расставил прошедший Год педагога и наставника, и есть ли разница между этими двумя определениями.
 
В идеале, конечно, педагог – он же наставник. Но мы прекрасно с вами понимаем, идеального не бывает, – говорит Дмитрий Протопопов. – Поэтому прошедший год заставил задуматься – являемся ли мы наставниками? Или просто учителями, преподающими свой предмет, что тоже допустимо. Потому что наставник – это призвание еще большее, чем учитель. А если мы вспомним своих учителей, то в первую очередь тех, кто как раз был не столько учителем, сколько наставником. 
 
А вот заведующая детским садом «Теремок» Юлия Минеева поняла, в чем была неправа относительно наставников и наставляемых. Она призналась, что заблуждалась, когда полагала, что наставник – это тот, который учит, и неважно, хочешь ты этого или нет. Учись – и все тут! 
 
Как результат – сопротивление. И ко мне пришло понимание, что на самом деле здесь должно быть партнерство, в котором учатся обе стороны, и где важно найти точки понимания. Это нам далось очень тяжело. Поэтому как наставником, так и наставляемым может быть не всякий. Мой совет – не надо давить сверху, – добавила Юлия Владимировна.
 
Участники дискуссии неоднократно отмечали, что до недавнего времени ставили знак равенства между определениями «педагог» и «наставник». И не особо старались найти различия. Но, с другой стороны, наставник – это не всегда именно педагог. И отличный пример того, что дети тоже могут быть наставниками, привел руководитель Управления образования Железногорска.
 
Мне кажется, очень важно, когда сложные, трудные дети сами становятся наставниками. Это способствует их развитию. В моей педагогической практике много примеров, когда дети из группы риска, у которых большая вероятность преступить закон, становятся в чем-то твоими доверенными лицами. Например, ответственными за школьную аппаратуру, – вспоминает Дмитрий Владимирович. – И когда к такому подростку прикрепляешь детей помладше, он кардинально меняется, так как у него появляется ответственность. Безусловно, не все дети готовы к такому. Но когда это получается, результат налицо. И тут, конечно, не обойтись без инициативы взрослого. А поможет в этом уклад в данном случае в школе, где созданы механизмы, способы, атмосфера, в которой людям не все равно. И где обращают внимание на детали.
 
Но пока речь все больше о роли взрослого. Но, как справедливо высказалась заместитель директора по учебной работе Мариинской женской гимназии Марина Ковалева, кем станет для ребенка взрослый, педагогом или наставником, выбирает ребенок. Потому что он решает, какую роль на себя возьмет взрослый. И вот поэтому нужно правильно расставлять акценты. Когда мы назначаем ответственных, часто во внимание не берется желание ребенка. И поэтому для кого-то взрослый может стать наставником, а для других остаться просто педагогом, обучающим наукам. И это нормально.
 
Но доверие должно быть всегда, – говорит Марина Ковалева. – Как его заслужить? Прежде всего, не должно быть двойных стандартов, то есть таких ситуаций, когда я себе позволяю много, а ребенку тут же запрещаю. Своим ученицам всегда говорю: «Я с себя требую ровно столько же, сколько с тебя». И второе – нужно уметь выслушать ребенка, его точку зрения, например, о конфликтной ситуации. Ребенок должен понимать, что если он прав, его позиция будет услышана. Это касается не только школы, но и отношений в семье тоже.
 
Заместитель руководителя Управления образования по вопросам образования Евгения Титова затронула еще одну очень важную тему. Наставник может быть как положительным, так и отрицательным. Последнее часто прослеживается в работе со сложными детьми. И тогда педагоги и семья должны предложить ребенку альтернативу и общее дело, которое его привлечет.
 
Наставник должен быть интересен ребенку, увлечь его. Но так, чтобы это не превратилось в «мне скучно на вашем уроке, развлеките меня». Поэтому и дети, и педагоги должны понимать, что делать, быть единым целым, школьно-семейным сообществом, в основе которого – ребенок.
 
В детском саду, в школе наши дети зачастую проводят гораздо больше времени, чем в семье. И пусть наступивший Год семьи всем нам напомнит о том, что общение с наставником не должно подменять собой общение в семье. Важно достичь здесь гармонии и понимания. Из семьи ребенок идет в детский сад, школу, спортивные секции – и возвращается в семью. Когда ребенок уходит в другое пространство, нужно, чтобы ценности семьи там тоже присутствовали. У нас должно быть сообщество единомышленников с общими ценностями. 
 
Екатерина МАЖУРИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения