Тинейджеры, которые в свое свободное время вместо привычного времяпрепровождения во всемирной паутине предпочитают изобретать, конструировать и общаться офлайн, действительно существуют!
Пятьдесят железногорских школьников провели два дня весенних каникул в Детском оздоровительно-образовательном центре «Орбита». Здесь прошла IV выездная сессия «Инженерные бои» в рамках проекта «Миру нужны инженеры», который реализуется общественной организацией «Экологический союз» и Станцией юных техников при поддержке Фонда президентских грантов.
Чем же занимались ребята, участвующие в проекте «Миру нужны инженеры»? На второй сессии педагоги развивали у них «4К-компетенции» – командную работу, критическое мышление, коммуникацию и креативность. Дети должны были также научиться презентовать свои инженерные фантазии. После того как подростки овладели этими компетенциями, им предложили выполнить нестандартные технические задания. На третьей сессии, например, необходимо было сконструировать машину Голдберга – механизм, выполняющий простую задачу предельно сложным и вычурным путем с помощью цепочки разнообразных действий, построенных по принципу домино. Еще одной масштабной работой на четвертой сессии стало создание гидравлической машины, способной поднять на платформе груз, а потом превращенной в пусковой комплекс для запуска ракеты.
– На прошлой выездной сессии мы делали машину Голдберга, – рассказал восьмиклассник Иван Папков из школы №101. – Каждой команде выдали коробку деталей. Необходимо было сделать сложную конструкцию минимум в четыре шага. У нас получилось восемь шагов – чтобы положить в чашку пакетик чая.
Десятиклассница Полина Ивахно из лицея №103 говорит, что машина Голдберга, которую сделала ее команда, за шесть шагов включала авторскую музыку на компьютере.
– Мне интересно сделать что-то руками, – сказала девушка. – Мы приезжаем в «Орбиту» не в первый раз, все занимаемся на Станции юных техников, у нас тут дружная компания.
О ценности реального общения, которого современным подросткам не хватает, говорили и другие ребята.
– Кроме того, что меня привлекают инженерные информационные технологии, здесь много общения офлайн, – сказал девятиклассник Сергей Ребушев из школы №95.
– Мне проще общаться глаза в глаза, – признался Сергей Ничипоров из 8-го класса гимназии №91. – Мне нравится командная работа и возможность обменяться творческими находками с другими ребятами.
По словам заместителя директора СЮТ по инновационным технологиям Владимира Чеснокова, заниматься приходят разные дети. Есть, конечно, те, кто постоянно сидит в телефоне – они ходят на занятия по требованию родителей, для которых приоритетными с недавних пор стали инженерные профессии. Но в «Орбиту» поехали подростки, по-настоящему увлеченные инженерным творчеством, ведь их сюда никто на аркане не тянул.
– Готовить к профессии инженера необходимо со школьной скамьи, тем более что в наше время выпускники школ слабо ориентированы в мире профессий, – считает президент общественной организации «Экологический союз» Наталья Шулепова. – Постановление правительства РФ «О создании инженерных школ» в июле 2022 года и поддержка Фондом президентских грантов нашего проекта «Миру нужны инженеры» подтверждают актуальность выбранного нами направления. Проект для школьников, имеющих склонности к техническим специальностям, стартовал в сентябре 2023 года и рассчитан на весь учебный год. Состав участников постоянный, поэтому мы видим, как ребята развиваются. Для каждого из них созданы условия успеха. Для педагогов этот проект возможность обретения нового опыта, который они могут представить на педагогических форумах.
Проект «Миру нужны инженеры» рассчитан на знакомство, освоение теоретических и практических навыков в области нескольких компетенций:
- инженерной графики,
- электроники,
- 3D-дизайна и аддитивных технологий,
- программирования,
- технического проектирования, моделирования и эксперимента,
- экологического образования,
- командных и коммуникативных компетенций,
- спортивно-технического мастерства.
Цель проекта – формирование инженерной культуры у школьников 12-16 лет Железногорска.
Марина СИНЮТИНА