Быть не таким, как остальные… Понимать, что ты особенный, но не знать, что же с этим делать. Как развивать свой феномен и использовать так, чтобы было полезно, безопасно, интересно? А главное – в каком направлении сделать шаг, если ты постиг природу необычности своего восприятия мира и хочешь этим поделиться, чтобы никто не навредил себе или близкому человеку просто от незнания. Такими вопросами задается десятиклассника Александра Слезко. Она – синестет.
Саша учится в краевой Школе космонавтики. Сама она из Красноярска – там до 8 класса училась в школе №135. Стать планирует химиком-технологом. При нашем знакомстве сразу очень искренне призналась, что рада учиться рядом с большим количеством одаренных ребят. Девушка говорит, что здесь ее все понимают и не считают многие ее вопросы странными. Так с ней было раньше – пока росла. Сейчас девушка изучает такой нейрологический феномен как синестезия. Это когда ощущения, исходящие от одного органа чувств, также проявляются в другом. Синестеты могут видеть запахи, слышать цвета, буквы и цифры для них тоже имеют оттенки.
- Я – синестет. И я очень давно поняла, что я воспринимаю мир и информацию не так, как остальные люди, - рассказывает Александра Слезко. – Сейчас мне легко рассуждать об этом, потому что я начала изучать то, что происходит с моим мозгом. Это нейрологический феномен - при раздражении в одной области мозга раздражается еще одна, которой не очень свойственно быть задействованной в данный момент. Если сказать просто, то синестеты воспринимают слова как вкус, вкусы как звуки, это такие фантомные ощущения. У меня, например, графемно-цветовая синестезия – у каждого слова, буквы, знака для меня есть цвет.
- И это не ассоциация?
- Нет, в том-то и дело, что это не ассоциация. Это не про настроение и мое состояние в моменте. Это данность. Вот смотрите – мой четверг всегда желтый, это мой персональный синестетический отклик. Он будет таким всегда. У каждого имени, дня недели, урока, книги, звука, слова, за исключением тех, где закреплены ассоциации. Александра – желтый, Юлия – зеленый, химия – зеленый… У фамилий тоже есть цвета, если в них нет предметности или привязанного слова.
- А как это проявляется? Что первично?
- Вы меня спрашиваете о механизме синестезии. А он сегодня не изучен до конца и я пока в этом не разобралась настолько, чтобы научно обосновать и объяснить. Есть слово и цветовое пятно. Что первично, я вам сказать не могу. Но совершенно точно цвета никак мне не мешают.
- То есть дискомфорта в восприятии информации нет?
- Негативных сторон у синестезии нет, только положительные. Могу только отметить, что синестетам (у каждого свое, конечно) могут не нравиться какие-то определенные слова/звуки/вкусы, потому что ни вызывают неприятный цветовой/звуковой/вкусовой отклик. Для меня это малиновый и розовый цвета – и мне не нравятся имена с такими цветами. Но это никак не отражается на отношении к человеку. Я научилась разделять. Человек ведь это не одно имя (улыбается). Или могу привести еще пример, я очень часто путаю цифру 4 и 7, потому что они очень схожи для меня по цвету, поэтому когда я запоминаю одну, она непроизвольно у меня в голове заменяется на другую. И вот в эти моменты мне очень хочется разобраться с феноменом синестезии и рассказать другим, что так бывает и это нормально.
- А кому такая информация, по вашему опыту, точно будет полезна?
- В первую очередь самим синестетам. Понимать, что с тобой происходит, важно, чтобы не было паники, чтобы не закрываться, а использовать свой феномен эффективно. Например, у синестетов гораздо лучше память – мы быстрее и больше можем запоминать. И это надо развивать. Это полезно знать и педагогам, чтобы можно было выстраивать образовательный процесс с учетом особенностей таких учеников. Сверхважно знать, что такое синестезия и как она проявляется родителям – если вы заметили, что ребенок говорит о вкусе слова, его цвете, или о том, что у слов или образов есть отдельные звуки (графемно-звуковая синестезия), не надо бить тревогу и бежать по врачам. Это не психопатология – это феномен, особенность работы мозга. Важно не говорить, что ребенок ненормальный – важно поддерживать его во всем, разговаривать, задавать вопросы, разбираться. Я, например, своей маме всегда говорила, что она желтая и многим явлениям присвоила цвет еще в детстве, а сейчас объяснила ей, что же это такое. Очень ей благодарна, что она никогда не считала, что со мной что-то не так. Хотя были и такие люди в моей жизни, кто считал, что со мной не все в порядке. А в Школе космонавтики, кстати, много, кто меня понял и они тоже задумывались над этим явлением.
- А много синестетов вокруг?
- Если верить статистике, то примерно четыре процента от всего населения планеты. Но, если честно, мне кажется, что гораздо больше. Просто люди привыкают к такой своей особенности и не считают это чем-то странным, поэтому и не говорят ни с кем. А рассказывать надо, чтобы было больше информации, чтобы появились тесты для определения типа синестезии, чтобы все помнили, что наш мозг – удивительная штука. Исследования впереди. А сейчас мне необходима информация для подтверждения актуальности этой темы: мыслить несколькими органами чувств – это непросто, но ведь возможно.
Для справки:
Синестеты обладают высокой проницаемостью психологических границ. Они легко переходят от мышления к интуиции, от памяти к фантазии (и наоборот), от одних эмоций и чувств к другим. Это не плюс и не минус, а индивидуальный стиль проявления нейрокогнитивного функционирования.
Синестетические связи нельзя объяснить пережитым опытом или заученными наизусть ассоциациями. В отличие от фантазии синестезия более схематична, возникает непроизвольно из?за дополнительных нейронных взаимодействий в мозге и не меняется с годами.