Вторник, 26 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Светлана ВОЛКОВА: «Самое сложное в английском – начать»

18 февраля 2017 / Общество / 0
Жизнь так круто изменилась и даже не с советских времен, а вот с тех самых демократических перемен, что английский стал востребован не только в больших городах, но и в малых. Без него вряд ли поступишь в престижный вуз, получишь престижную работу, да и за границей, если честно, мало кто хочет выглядеть «читаю и перевожу со словарем». Светлана Волкова, директор «Международного Центра Развития», утверждает: знание одного иностранного - это уже не роскошь, а необходимость. Начинать никогда не поздно, но лучше все делать вовремя.

- Светлана Анатольевна, когда вы поступали на иняз, неужели думали работать в школе?

- В тот момент, конечно, нет. Тогда было сильное желание узнать язык еще больше и больше. Я хотела выучить 3-4 языка, а голубая мечта была съездить в Лондон. Но шли годы перестройки, мои родители не сильно много зарабатывали и не могли мне подарить такую поездку. Окончила вуз и волею судеб - просто отправила резюме, и меня взяли! - оказалась в краевом престижном туристическом агентстве, где с головой окунулась в образовательный туризм. Уже через месяц я поехала в Англию, где выбирала школы для образовательных туров. Это была та самая волшебная поездка, которую помнишь всю жизнь, ведь тогда осуществилась моя мечта.

- Как ваш английский? Не подвел?

- Помню, полетела в Москву в посольство Великобритании на собеседование - девушка незамужняя, загранпаспорт чистый. По процедуре выделили переводчика, но когда я ответила на первый вопрос сотрудника посольства, он удивленно поднял на меня глаза и знаком отпустил коллегу. «И где вы так хорошо изучали английский?» - поинтересовался он. Я говорю, в Красноярске, в пединституте. «И вы никогда-никогда не были за границей? И, что, вот там, в Сибири…

-…где ходят медведи по улицам…

-…так хорошо учат английскому?» - спрашивает он. Я отвечаю - да. В его взгляде читалось такое изумление! Сейчас, конечно, все намного проще, страна стала более открыта миру, много контактов, возможностей изучать язык. Но тогда, 20 лет назад, хорошее произношение и беглая речь действительно очень удивляли иностранцев.

- Детки воспринимали эти поездки как дополнительное образование или относились как к очередной туристической поездке? Кстати, насколько это дорогое удовольствие?

- Тогда, в начале 2000-х, тур на две недели обходился в 2 тысячи евро. Сейчас, в связи с поднятием курса валюты, мы такие поездки не предлагаем. Потому что понимаем - пока это неподъемно. Ну а в те времена было по-разному. Некоторые ребята, чьи родители действительно не бедствовали, относились к туру в Лондон как к поездке в пионерлагерь, а кто-то действительно стремился узнать страну, язык. Все зависит от взрослых, какие цели они ставят перед своими детьми. Как-то, уже работая в железногорском бизнес-центре, я повезла в Великобританию группу наших школьников. Потом мы их не узнавали: если раньше на уроках их нужно было дополнительно мотивировать, что-то придумывать, чтобы они учили слова, делали домашнее задание, то после поездки это стало лишним. Сами все учили, очень много занимались дополнительно, разговаривали по скайпу со своими сверстниками, переписывались, в общем, их английский очень быстро прогрессировал.
Тогда в лондонской школе проводили независимое тестирование наших ребят, испанцев и итальянцев, что вместе с нами проходили обучение. И мы оказались на голову выше! Как ребята гордились! Они поняли, что уровень преподавания языка в Железногорске соответствует международным стандартам, и английский здесь знают не хуже, а даже лучше иностранцев.

- Детей к вам на курсы в основном приводят за ручку родители?

- Здесь опять же все по-разному. Конечно, если речь идет о начальной школе, то да, это больше инициатива мамы и папы. В таком случае задача педагога - поддержать интерес ребенка к языку и развить его. У нас есть очень интересные методики, когда дети, например, сами рисуют учебник английского, показывают его дома родителям, бабушкам, рассказывают-показывают и таким образом закрепляют материал, полученный на уроке. Но если в среднем или старшем звене ученик приходит к нам только по желанию родителей, из-под палки, честно говоря, эффекта не будет. Ребенок должен созреть. Понять, что английский ему нужен. Хотя бы для успешной сдачи ЕГЭ.

- Не каждый взрослый-то способен вовремя понять, что ему нужно от жизни. С чем приходят к вам слушатели постарше?

- Причин несколько. К примеру, намерены сносно знать английский, чтобы переехать на ПМЖ в другую страну. Хотят сдать международный экзамен, и это тоже отдельная история. У нас долгосрочное сотрудничество с градообразующими предприятиями, в частности с ГХК. Большое спасибо генеральному директору Петру Гаврилову, который поддерживает программу обучения своих сотрудников. В 2016-м группа специалистов комбината, которую готовил МЦР, успешно сдала экзамен FCE -First Certificate in English в Красноярске. Просто молодцы! Сейчас готовим еще одну группу.
Но большая часть нашей аудитории - это те, кто желает знать английский для себя, в основном для туристических целей. Есть краткий интенсивный курс «Английский для выживания» - вы изучаете только те темы, что пригодятся за границей: аэропорт, отель, ресторан, магазин. То есть все, что поможет вам не чувствовать себя белой вороной при общении с персоналом. Есть более длительный курс для тех, кто  настойчив в желании более глубоко погрузиться в культуру языка, не ограничиваясь туристическими познаниями.
Здесь надо отметить одну деталь. В отличие от школьников, которым предстоит сдавать ЕГЭ, мы не грузим взрослых сложной грамматикой, главная цель - выстроить коммуникацию, наладить диалог. Правильно-неправильно, без артиклей и верных окончаний, главное, чтобы человек раскрепостился и начал разговаривать. Недавно в бизнес-центре мы открыли киноклуб «Тонкости перевода» - смотрим известный фильм на английском и потом обсуждаем его тоже на английском. Дискуссия идет не так активно, как бы этого хотелось. Возможно, именно потому, что взрослые не могут преодолеть себя и начать говорить. Но все поправимо!

- У языковых школ появился мощный конкурент - интернет с его бесплатными вебинарами, онлайн-курсами. Там обещают помочь овладеть языком за два-три месяца. Реально ли, на ваш взгляд, изучить язык самостоятельно?

- Интернет как дополнительный ресурс к занятиям английским в школе, вузе, на языковых курсах - почему бы и нет? Но как единственный способ изучения - вряд ли. В моей практике таких случаев не было. Как-то к нам пришел студент, который несколько лет изучал язык самостоятельно. Он поставил себе цель выучить 10000 слов на английском, и действительно каждый день зубрил их по словарю. Знал огромное количество, но не мог построить ни одного предложения, не понимал смысла текстов, не говорил. Глобальная работа пошла насмарку, и молодой человек так расстроился! Поэтому в первую очередь нужен куратор ваших занятий, педагог, который системно выстроит занятия, увидит недочеты, подскажет, научит.

- Язык Шекспира продолжает занимать пальму первенства среди ваших слушателей?

- Да, он на первом месте. Очень сильный интерес к китайскому сегодня, всплеск начался после Олимпиады в Пекине и продолжается до сих пор. К немецкому интерес падает, но несколько человек мы обучаем каждый год. Есть группы французского, турецкого.
Сегодня мы говорим нашим ученикам: знание одного иностранного языка - уже не роскошь, а необходимость. Поэтому те, кто намерен поступать в престижные вузы, ближе к старшим классам начинают изучать второй иностранный, чтобы быть конкурентоспособными в той же Москве.

- Часто ли удается общаться с носителями языка?

- Тут есть сложности, у нас закрытый город, поэтому контактов не так много. Мы общаемся с носителями языка в Красноярске, проводим там погружения с британцами, американцами. Для таких встреч типична следующая картина. Первый день наши взрослые слушатели с начинающим уровнем чувствуют себя неуютно, на второй - начинают раскрываться (полужестами, на смеси английского и русского разговаривают), потом наступает огромная радость - он меня понял, и я его понял! Наступает качественный прорыв. Это очень важные моменты для преодоления языкового барьера!

- Ну а если замахнуться на высшую степень, когда не только говоришь, но и думаешь по-английски?

- Достигнуть такого эффекта возможно только в языковой среде и если совсем не общаться по-русски. В Англии уже на третий-четвертый день я поймала себя на том, что думаю на английском.
Поверьте, самое сложное - это начать. Но начните. Придите в языковой центр, пройдите тест, который определит ваш уровень. Решите вместе с педагогом, как вы будете заниматься - индивидуально или в группе. Тонкости есть. Лишний раз напомню, что самые выгодные и большие инвестиции, которые человек делает, - это инвестиции в себя.

- Есть люди, которым, что называется, не дано изучить иностранный?

- Бывают примеры, когда действительно английский кому-то дается тяжело. Но таких людей, что бы не способны в принципе, я не встречала. Тем более, английский по сравнению с другими языками действительно проще. Когда «наши» англичане начинают жаловаться, мол, как им сложно, мы говорим - это вы еще к изучению китайского не приступали!

Беседовала Елена ГЛАЗУНОВА



-
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения