В минувшие выходные состоялось очередное заседание клуба советов многоквартирных домов. Встречи проходят в библиотеке Горького. Новое народное объединение появилось еще в октябре прошлого года. Что обсуждается на собраниях клуба, каким опытом делятся друг с другом неравнодушные жители, и удается ли им решать таким образом конкретные проблемы?
Недостаточно горячих тем в сфере ЖКХ не бывает, куда ни ткни - попадешь в болевую точку. Так и с прошедшим собранием, все три вопроса повестки оказались настолько злободневными, что встреча растянулась практически на три часа, а участники сорвали голоса, пытаясь перекричать друг друга. Собралось человек 25 - уже не так много, как поначалу, и почти все, за редким исключением, пенсионеры. Из лиц официальных присутствовал только депутат ЗС Алексей Кулеш, а интересы ГЖКУ представлял начальник юридической службы предприятия Анатолий Рубан.
Печальный опыт первопроходцев в сфере капремонтов многому научил жителей. Конечно, нельзя застраховаться от недобросовестного подрядчика или криворукого проектировщика, и риск остаться без крыши, воды или электричества присутствует. Однако, пришли к выводу участники собрания, многое в руках горожан. Например, нужно соглашаться только на тот вид ремонта, который дому действительно необходим, внимательно изучать перечень предлагаемых работ, без конца дергать УКС, которому переданы функции технического заказчика, чтобы контролировало работы и проверяло их качество. В общем, сделали вывод собравшиеся, если постараться, можно обеспечить в городе нормальный капремонт, но для этого жителям придется подсуетиться самим.
Затем обсуждали переход от ГЖКУ в другие управляющие компании. Несколько председателей поделились опытом, как это сделать. Причем подробно рассказали, каким образом муниципальная компания может попытаться помешать процессу. Как выяснилось, люди бегут от ГЖКУ вовсе не из-за высоких тарифов. Они готовы перейти в другую УК за ту же плату, лишь бы выполнялись все обещанные работы, а к ним самим не относились с пренебрежением.
Члены клуба советов МКД начали наперебой вспоминать, что в их конкретно доме не сделало ГЖКУ: не почистило, не помыло, не убрало, не провело ППР и т.д. Костерили коммунальщиков на все лады. На вопрос, оформил ли хоть кто-то хотя бы раз акт о том, что те или иные работы не были выполнены, народ возмутился: «А почему мы должны что-то актировать?» Алексей Кулеш посоветовал для контроля за работой УК чаще взаимодействовать с жилищной инспекцией и Стройнадзором. Это предложение вызвало смех в аудитории: «Вы о чем вообще? Наша управляющая организация, по мнению Стройнадзора, стала лучшей в крае!»
Кулеш грудью встал на защиту муниципального предприятия, чем сразу же настроил против себя участников собрания. Депутат практически дословно повторил слова Харкевича (директора ГЖКУ) о том, что у муниципалов есть и здания, и персонал, и техника, а у частников - только компьютер и ручка. Да, подчеркнул Кулеш, в работе ГЖКУ есть огрехи, и надо с этим что-то делать. Но при всех своих недостатках муниципальная компания, в отличие от частных УК, не обанкротится сегодня-завтра из-за неплательщиков за услуги ЖКХ, к тому же здесь трудятся низкоквалифицированные работники, которые, не будь ГЖКУ, вообще остались бы без куска хлеба. И если все дома в одночасье возьмут и перейдут в управление к частникам, в городе наступит социальный и экономический коллапс.
- Да нас все это не интересует! - возмутился народ. - Дали нам перечень работ, мы заплатили - будьте добры выполнить. И не надо нам тут проводить какие-то параллели!
Весь оставшийся час участники встречи закидывали обвинениями Анатолия Рубана, начальника юридической службы ГЖКУ. Предметом горячего спора стал договор управления от ГЖКУ, в котором, по мнению присутствующих, что ни строчка, то ущемление их прав. Каждый пытался что-то доказать, и из-за выкриков было сложно разобрать, о чем речь.
Когда создавался клуб советов МКД, мы задались вопросом, могут ли инициативные горожане действительно изменить ход жилищно-коммунальной истории. Или весь конструктив уйдет в бесконечные взаимные претензии? Скоро полгода, как возникло новое народное объединение. Но, кажется, дальше обвинений дело так и не сдвинулось.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА