О необычном хобби инженера-конструктора ИСС Сергея Павелко город мог никогда и не узнать. Если бы не интернет! В группе Федерации автоспорта «ВКонтакте» какое-то время назад стали появляться фотографии миниатюрных автомобилей из его коллекции. Мы обратили на них внимание и предложили Сергею поделиться с читателями «ГиГ» историей своего увлечения.
Ничего ты, мама, не понимаешь!
Первую модель, вишневый «Москвич-426», восьмилетнему Сереже родители купили летом 1977 года. Мальчик впервые увидел ее у кого-то из ребят в пионерском лагере и очень сильно захотел себе такую же. Тогда он даже не думал о коллекционировании, просто ребенка завораживала необычная игрушка, до последней детали повторявшая самый настоящий автомобиль, просто малюсенький. И когда третьеклассник обнаружил свою мечту в отделе на втором этаже «Востока», то не смог пройти мимо…И вот спустя 40 лет Сергей достает тот самый «Москвич» с полки, раздвигая целые ряды больших и маленьких автомобильчиков. Моделька уже не такая блестящая, как раньше, да и краска немного потерлась. В среде коллекционеров такие ценятся особо - ведь это номерной экземпляр, из числа первых, выпущенных в Советском Союзе.
- Вторую машинку я выменял у друга на жвачку, - вспоминает Павелко. - Моим родителям кто-то из знакомых привез этот дефицит. И я одну - а тогда на черном рынке ее можно было купить за три рубля! - сменял на модель. Потом мне, конечно, от родителей влетело, не пристало советскому ребенку заниматься спекуляциями! Но машинка осталась у меня. «Москвич-426», только в экспортном исполнении, для продажи за границей. Отличается от моей первой модели только фарами, и цвет голубой. Такую в магазине было не купить! Мама еще спрашивала: «Зачем тебе две одинаковых?» А я вздыхал: «Ничего ты, мама, не понимаешь!»
В Ульяновск за УАЗом, в Казань за КамАЗом
С новым увлечением сына родители смирились сразу: пусть лучше машинки собирает, чем по стройкам лазит! Родственники, зная о хобби мальчика, старались дарить ему на праздники именно модели автомобилей. Но серьезно коллекция пополнилась только в старших классах - благодаря школьным поездкам.
- Помню путешествие по ленинским местам, мы со школой в зимние каникулы отправились на поезде по маршруту Ульяновск-Казань-Горький, - говорит Сергей. - Мне тогда родители дали денег в дорогу (естественно, на питание, походы по музеям и так далее). Конечно, мама прекрасно понимала, куда я всю сумму в результате спущу. Наставляла еще: «Хорошо кушай, а машинки свои не покупай!» Я делал вид, что так и поступлю: «Да, мама, конечно-конечно». Когда же вернулся домой с целым пакетом моделей, она схватилась за голову!
Да и как было устоять, проезжая по таким-то городам? В Ульяновске школьник купил новенькую, только-только вышедшую модель армейского УАЗ-469 с брезентовой крышей, а в Казани набрал КамАЗов. К приезду в Горький учительница уже поняла про Сергея все: «Павелко, тебе, наверное, про Ленина уже неинтересно?» «Что вы, очень!» - уверял он, а про себя все думал - скорее бы в магазин!
- Денег, конечно, тогда не хватило, но ребята мне в долг моделей накупили, - признается коллекционер. - Это был первый раз в жизни, когда мне дали взаймы!
Таких поездок в школе было несколько. И из каждой мальчик привозил модели. Таким образом к 17 годам он собрал целый гараж из 50 машин - и все разные! Увлечение не прошло ни в институте, ни после. К 90-м Сергей уже имел модели почти всего советского автопрома. А уж когда появился интернет, возможностей для пополнения коллекции стало куда больше…
Знакомые все лица
Сейчас в коллекции Сергея Павелко больше пятисот моделей. Вот полка со спорткарами. «Тойота Селика» знаменитого гонщика Карлоса Сайнса, «Митсубиси» Жана-Пьера Фонтене, рядом знаменитый синий болид Жана-Луи Шлессера, разновидности «Феррари» и легенды итальянской гонки на тысячу миль «Милле милья».
- Собирал только те автомобили, которые были мне чем-то интересны, - поясняет Сергей. - Если бы скупал все подряд, давно остался бы без штанов!
Полкой выше - серия машин народной полиции ГДР, которые поставляли в республику из Советского Союза. Отдельно выстроились в ряд пожарные машины, скорой помощи. Вот РАФ-2203 «Тамро» - первый в Союзе реанимационный автомобиль. Выпускала его финская компания, которая закупала в Риге машинокомплекты, собирала их и затем экспортировала уже в готовом виде обратно в СССР. Было несколько таких и в Железногорске. Вот «Жук», его изготавливали в Польше в 1959 году на базе нашей «Победы». И к нам же потом экспортировали в 70-х.
Взгляд притягивает полка с автобусами. Ба, знакомые все лица! Если, конечно, можно так сказать про машины. Вот классический пазик, каких сейчас в российских городах немерено. А вот и маленькая копия нашего 189-го!
- Не совсем копия, - загадочно улыбается Сергей. - В рейсы до Красноярска ходит «Икарус-256», более поздняя модификация. А здесь, на полке, «Икарус-250». Отличается только тем, что немного короче. А еще там биотуалет в конце салона.
Есть среди всех этих троллейбусов-автобусов и совсем «динозавры». Например, трехсекционный «Икарус-293» аж с двумя «гармошками». Этот гигант вмещал сразу 229 пассажиров! В Россию никогда не поставлялся. Оно и понятно: управлять таким монстром невероятно сложно. Это как водить автомобиль с двумя прицепами сразу! И уж точно не для российских дорог с сезонным гололедом. Смотрим дальше - вот автобус, засветившийся на известном историческом фото Железногорска - на въезде в старый город. На крыше у него цветные лампочки - тогда номеров маршрутов не было, и куда едет машина, определяли по комбинации этих огонечков!
Сделано в СССР
Большая часть собрания Сергея Павелко - отечественные, а точнее советские модели. Коллекционер не считает машины родом из СССР плохими и уверен, что они по многим параметрам превосходили своих зарубежных современников.
- У моего отца был «Москвич-412», - Сергей достает с полки соответствующую модель. - Вот такого же цвета, «лоза». На нем мы объездили весь Союз, были на Иссык-Куле, Байкале, забирались в такие дебри, куда я на своем «Ниссане» сейчас не проеду! Больше скажу, мой японец в жизни не пройдет столько километров, сколько намотал когда-то наш старенький «Москвич».
В качестве примера он рассказал еще одну историю. Праотец легендарной «копейки» - итальянский «Фиат-124». Но этот автомобиль совершенно не годился к эксплуатации в наших суровых условиях. Советские инженеры переделали трансмиссию, тормозную систему, двигатель и даже кузов. В итоге от «Фиата» практически ничего не осталось, а получившийся автомобиль превосходил прототип по всем параметрам - и в первую очередь по надежности. Неубиваемость «Жигулей» уже вошла в анекдоты. Наши машины проходили по столько кругов спидометра, сколько и не снилось европейцам. И только японцы спустя какое-то время смогли добиться подобного результата. Откуда же тогда такая критика? Инженерная мысль опережала качество, ведь культура производства на заводах оставляла желать лучшего.
- В 1989 году в политехе я проходил практику на заводе ЗИЛ, на конвейере сборки вот таких грузовиков, - и для этой истории у коллекционера, оказывается, припасена машинка. - Работал в самом начале автосборочного конвейера. Моя операция была - заливать трансмиссионное масло в редуктор заднего моста. Так вот, мне не завезли деталей. Масло-то я налил, а пробок нет! В итоге на следующем участке все масло вытекло под ноги рабочим. Они кричат: «Не заливай!» А я не могу, у меня масло по счетчику отбивается, если не залью, конвейер дальше не пойдет. Что делать? Подбегаю к столбу и нажимаю аварийную кнопку, останавливаю конвейер. Это было страшнейшее ЧП, я парализовал весь завод! Прибегает начальник цеха: «Кто посмел?» Говорю: «Я посмел, нет деталей!» Мне приносят вместо пробок ящик обычных болтов: «Прикладывай верхонку, сверху болт, и молотком забивай!» Возражаю: «Так же нельзя, что потом водитель будет делать на трассе, когда сломается?» «Нам плевать! - отрезал начальник. - Лишь бы машина с участка пошла дальше. А что там на трассе - уже не наша проблема».
- И вот тогда я понял, в каком ужасном состоянии наш автопром, - подводит грустный итог Павелко. - А советские машины, которым сносу нет, это те, что перебрали вручную сами водители. С завода же выходило черт знает что!
***
Насколько дорого заниматься коллекционированием миниатюрных автомобилей? Достаточно. Есть модели относительно дешевые - по 400 рублей за штуку, цена иных колеблется от 2 до 5 тысяч, а самую дорогую машину - автокран ручной сборки под заказ из Херсона - Сергей приобрел за 320 долларов, что по нынешнему курсу больше 20 тысяч рублей. Чем уникальнее модель, тем она дороже. Особо ценятся автомобили, выпущенные ограниченным тиражом, у таких обязательно есть индивидуальный номер и сертификат. Продавать свою коллекцию Сергей не собирается, хотя предложений от потенциальных покупателей получал немало. Говорит, что эти машинки с ним на всю жизнь.
- У меня далеко не самая полная коллекция, - пожимает плечами Сергей. - Есть в нашем городе и побогаче. Просто люди такое увлечение обычно не афишируют. Я и сам не искал славы, но раз уж вы меня нашли, пусть все знают!
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА
Благодарим Глеба Шелепова, председателя Федерации автоспорта, за организацию интервью