Можете ли вы себе представить, что детский сад располагается прямо на ферме, а трехлетки сами кормят телят и козочек? Малыши играют на сеновале, осматривают серьезную сельскохозяйственную технику, видят, как перерабатывают молоко, и участвуют в ярмарке по продаже сыра. Такое необычное дошкольное учреждение находится под Амстердамом. Недавно там побывали педагоги из Железногорска. Заведующая детским садом «Теремок» Юлия Минеева и учитель-дефектолог Татьяна Грищенко рассказали «ГиГ» об особенностях образования в Нидерландах, где они проходили стажировку за победу в конкурсе Росатома.
Три дня в неделю, и то до обеда
Осенью 2016 года «Теремок» выиграл конкурс в рамках проекта «Школа Росатома». Два представителя садика получили возможность посмотреть своими глазами, как воспитывают маленьких голландцев.
- Система дошкольного образования Нидерландов сильно отличается от российской, - говорит Юлия Минеева. - В декретном отпуске женщины находятся всего 6 месяцев, и если мама решает выходить на работу, то устраивает малютку в садик. Все детские сады этой страны рассчитаны на возраст от полугода до четырех лет. И все они частные. Государственное бесплатное образование начинается с 4 лет - с этого момента ребенок считается учеником начальной школы. Причем в школу малыш идет не с 1 сентября, а сразу после своего четвертого дня рождения. Но, по сути, это все тот же детский сад - обучать чтению и письму в Нидерландах начинают только с 6 лет.
Бедные голландские детки! Уже с полугодовалого возраста они «выходят в люди», совсем как в СССР, когда в ясли отдавали двухмесячных грудничков! Но проводить параллель в данном случае некорректно. В советских яслях ребенок находился полный рабочий день и всю рабочую неделю, ведь мама была полностью занята на производстве. В Нидерландах же дошкольные учреждения работают только до обеда. Причем малышей приводят туда не каждый день, поскольку женщины в этой стране трудятся лишь один-три раза в неделю. Более того, отцам дошкольников работодатели предоставляют в среду свободный день. Государственная политика здесь однозначная: детей должны воспитывать родители.
Садик с прозрачными стенами
Поскольку единой системы дошкольного образования в Стране тюльпанов нет, каждый садик работает по своей программе. Тот, что на ферме под Амстердамом, так изумивший железногорцев, является уникальным и для самих Нидерландов. В основном же детские дошкольные учреждения здесь традиционные. И все равно не такие, как у нас.
- Мы постоянно слышим, что в Европе повышенная опасность террористической угрозы, - отмечает Татьяна Анатольевна. - Предполагается, что в этих условиях дети должны быть защищены в первую очередь. Тем не менее, все, что мы видели в Голландии, говорит об обратном. Садики практически не огорожены - разве что живой изгородью. Принцип - открытость социуму. Мы видели, когда вообще не было границ между прогулочными участками и дворами жилых домов. В детский сад может зайти любой человек, даже когда там находятся малыши. Охраны нет, только видеокамеры и дежурный.
Но полная открытость проявляется не только в свободном доступе для посторонних. Железногорцев удивили огромные витринные окна садиков - с улицы можно увидеть, чем занимаются ребятишки. Часто здание внутри также с прозрачными перегородками. Считается, что ребенок, попадая в такой «аквариум», видит окружающий мир в целом, в отличие от малыша, чья исследовательская потребность ограничена глухими стенами группы.
- Понятно, что из-за нехватки средств заменить у нас обычные окна на витринные, до самой земли, нереально. В наших климатических условиях это и не нужно, - признается заведующая «Теремка». - Но идея с прозрачными дверями и большими застекленными проемами, создающими эффект большого пространства, нам понравилась. Хотелось бы ее воплотить!
Читать научит школа
Не столько внешний вид голландских детских садов удивил наших педагогов. В отличие от российских сверстников, дети в садиках Нидерландов играют! Что же в этом особенного? С помощью сюжетно-ролевой игры маленький человечек во все времена познавал мир и учился строить отношения с окружающими. Но режим дня в современных дошкольных учреждениях России времени на игры почти не оставляет. Дети гуляют, спят, едят, а в остальное время с ними проводят занятия, ведь в школу каждый из них должен прийти подготовленным. В сущности, беззаботное время ребенка заканчивается, когда он впервые переступает порог садика.
Педагоги давно бьют тревогу: малыши почти не играют в сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Больница», «Магазин» и многие другие. И это несмотря на то, что в детских садах полно игрушек. Но ребята быстро теряют к ним интерес.
- Мы перенасытили игровое пространство, - считает Татьяна Грищенко. - Возможно, изобилие привело к тому, что дети разучились вместе играть, у них плохо развито воображение.
А в Нидерландах дошколята играют деревянными кубиками, чурочками. Другие игрушки, конечно, есть, но их совсем немного. Если по сценарию игры требуется какой-то предмет, то маленькие голландцы просто рисуют его или заменяют чем-нибудь другим. Главное - воображение. И практически никаких занятий! Читать и писать учит школа. Когда-то такой подход к дошкольному образованию был и в нашей стране. Сегодня к нему вновь возвращаются, говорят педагоги.
- Ребенок должен играть 50 процентов времени, причем играть самостоятельно! - утверждает Юрия Минеева. - Но воспитателям сложно быстро перестроиться, ведь последние несколько десятилетий нас учили, что детей нужно заставлять выполнять какие-то задания и постоянно контролировать. Надеюсь, полученные знания и опыт помогут преобразовать наше образовательное учреждение, эволюционно изменить его среду.
Табу на наказание
Главным условием воспитания ребенка является эмоциональная безопасность, уверены в Нидерландах. Детей нельзя наказывать физически, повышать на них голос. Не допускается моральное унижение.
- За все время стажировки ни разу не увидели ни одного плачущего малыша и раздраженного взрослого, - утверждают сотрудники «Теремка». - Мы удивлялись, как воспитатели управляют дошколятами?
Вот как это происходит, например, на улице. Мальчишки и девчонки занимаются каждый своими делами и, кажется, не слышат и не видят ничего вокруг. Но когда воспитатель хлопает в ладоши и произносит считалочку, все малыши мгновенно выстраиваются в ряд и послушно идут за взрослым. В России бы на это потребовалось намного больше времени и сил. И, скажем прямо, напряжения голосовых связок.
В общем, признаются Юлия Минеева и Татьяна Грищенко, у Нидерландов есть чему поучиться. Быть может, какие-то подсмотренные за рубежом методики и укоренятся на нашей почве. Хотя рассчитывать на кардинальные изменения не приходится, грустят железногорские педагоги. Ведь в России по-прежнему кто угодно отвечает за воспитание детей, только не их родители.
Марина СИНЮТИНА