16 мая в Железногорске официально завершился отопительный сезон. Но за последние годы у предпринимателей, да и муниципальных предприятий, сформировалась устойчивая тенденция - отключать батареи задолго до времени «Ч». «ГиГ» попытался выяснить, есть ли в этом толк.
Только тем и спасаемся
В магазине «Малыш» отопление отключили еще 11 апреля. Так делают каждый год, и, по словам собственников, это единственный способ выжить - никакой вентиляции в пристройке нет, и как только на улице теплеет, можно просто задохнуться. А клиенты через пять минут становятся мокрыми как мыши и, понятное дело, сердятся.
- В нашем магазине свои сложности, поскольку пристройка является частью жилого дома. В этом году вышла целая история: когда я написала заявку, никто отключать не приехал. Пришлось пригласить специалиста ГЖКУ, чтобы он перекрыл под мою ответственность, - рассказывает представитель собственника магазина Оксана Власова. - Потом, когда прибыли из теплосети, пошли выяснять, где наша врезка в систему отопления, до общедомового счетчика или после. Был риск, что нам все равно придется платить за тепло, хоть оно и выключено. К счастью, все оказалось хорошо, а то я уже была просто в ужасе - отопление в зависимости от температуры обходится нам в месяц от 35 до 50 тысяч рублей.
Отключили бы, да никак
А вот обитателям «Спорттоваров» на Свердлова повезло куда меньше: там магазин на первом этаже дома, техническая возможность отключить или хотя бы убавить тепло пораньше отсутствует. А с вентиляцией тоже беда: как только на улице плюс - внутри душегубка. Приходится париться и платить кругленькую сумму за ненужный обогрев. Хочешь - терпи, хочешь - беги, альтернативы нет.
- Просто катастрофа, - жалуются предприниматели. - Вынуждены кондиционеры включать, но ведь за электричество тоже надо платить, это дополнительные расходы. А торговля и так на ладан дышит.
Экономия поневоле
Предприниматели из Дома быта, в свою очередь, экономят поневоле. Как известно, многие арендаторы за отопление не платят, накопились огромные долги. И ГТЭ отключает тепло раньше. Как воспитательная мера это работает слабо, зато страдают все: и должники, и исправные плательщики. Из-за огромных старых окон здание продувается насквозь, и в апреле превращается в гигантский холодильник.
- Это ежегодная проблема, очень неудобно. Я плачу всегда вовремя, но остаюсь без тепла: приходится приезжать заранее, включать обогреватель, -прогревать салон. В холодные дни даже это слабо помогает, клиентам постоянно наливаем чай и кофе, чтобы не замерзали, - говорит предприниматель Елена Дударева. - Соответственно, за электричество платим больше. Правда, формально все равно выходит экономия, но смешная - около тысячи рублей в месяц.
Это как раз тот случай, когда люди лишаются комфорта из-за копеечной суммы. Проще бы заплатить и спокойно работать в тепле... А никак.
Следить и регулировать
В МАУ «КОСС» нашли другой способ экономии на тепле: постоянный контроль и регулирование. В учреждении давно организовали учет потребления всех видов ресурсов и везде поставили счетчики. Каждый день специалист записывает показания, заносит их в журнал, и анализирует, что за сутки произошло и почему. С учетом накопленной за годы информации о среднесуточных расходах ресурсов.
- В здании стадиона «Труд» уже почти два месяца не очень жарко, комфортно. Специалист в соответствии с температурой на улице и показателями счетчика регулирует подачу тепла. Это технически уже стало обыденностью. Так и на других объектах: в спорткомплексе «Радуга» мы «прибрали» отопление в половине здания, оставили там, где медкабинеты. И всем хорошо, - поясняет руководитель МАУ «КОСС» Алексей Савицкий. - Пока наши системы не позволяют это делать автоматически, но в ручном режиме можно.
Такой подход позволил сократить количество потребляемой тепловой энергии почти на треть за последние шесть лет. И никто не жарится и не мерзнет. Можно добиться и большего, если поставить полную автоматизированную систему регулировки. Но это уже совсем другие расходы, пока не по силам.
София БЕЛОБРОВКА