Мы уже писали о том, что несколько человек от Железногорска проходят обучение в Российской академии народного хозяйства по программе развития моногородов. Итогом обучения станет защита программа развития нашего города. Интервью с одним из «учеников» академии - Евгением Гетцем - недавно публиковалось в «ГиГ», оно вызвало массу откликов. На этот раз представляем вашему вниманию беседу с Олегом Кротовым, еще одним участником обучения. Каковы шансы технологического предпринимательства в нашем городе? Стоит ли строить в Железногорске еще один промпарк?
- Олег Юрьевич, расскажите о вашей роли в проектной команде по развитию моногородов.
- Я представитель бизнеса, бизнес-практик, который имеет опыт инженерной работы в крупной компании и в топ-менеджменте компании масштабом поменьше. Кроме того, живу в Железногорске, и мне небезразлично его настоящее и будущее. Проектной командой мы учимся и используем полученные знания на практике - для подготовки и защиты программы развития города совместно с нашими коллегами из администрации ЗАТО. Программа развития - это комплекс проектов и мероприятий, которые запланированы до 2020 года. Ее цель - «создать условия для трансформации ЗАТО Железногорск в динамично развивающийся, конкурентоспособный и комфортный для проживания центр новых знаний и инноваций». Важно, чтобы программа была комплексной, сбалансированной и отражала интересы всего населения.
- Обозначьте основные направления программы?
- Человеческий капитал, градообразующие предприятия, комфортная современная городская среда, технологическое предпринимательство. Это достаточно большой документ, лишь прокомментирую отдельные моменты. Итак, ключевое место в программе - человеческий капитал и его развитие. Простыми словами, это здоровье, образование, интеллект, качественный и производительный труд и качество жизни горожан. Работоспособному населению - высоко оплачиваемые рабочие места, молодежи - эффективное и конкурентоспособное образование. Пенсионерам - забота и уважение. Для всех этих категорий должна быть создана современная комфортная городская среда с организацией полноценного досуга и достойное медицинское обслуживание.
Вспоминаю 1986 год, когда я после окончания Красноярского политехнического института по распределению приехал на космическую фирму. Причем я шел третьим по распределению в потоке и имел возможность выбора. Так вот, я не только хотел поработать в компании, которая производит спутники, но меня привлекала социальная сфера, которая была развита в Краноярске-26 гораздо лучше, чем в Красноярске. Вот и сейчас наш город должен стать привлекательным для жизни. Кстати, в программе, которую нам предстоит защищать в середине июня, присутствует очень амбициозный и красивый проект «Новый город» - 11 жилых комплексов квартальной конфигурации и 2 жилых дома с уникальной архитектурой в микрорайоне Первомайском. Будет нечто подобное району «Южный берег» в Красноярске.
И еще одно важное направление нашей проектной работы - развитие технологического предпринимательства. Наличие градообразующих предприятий ИСС и ГХК - лидеров в своих отраслях - создает отличные предпосылки для этого.
- Как правило, развитие технологического предпринимательства предполагает создание промпарков, территорий опережающего развития с налоговыми льготами (ТОР). А есть какие-то особенности в этом смысле у Железногорска?
- Давайте начну с наших градообразующих предприятий. Уверен, что успешность ИСС и ГХК в современных условиях - это диверсификация их деятельности. Руководители Роскосмоса и Росатома ставят для предприятий ключевые показатели эффективности по новым видам бизнеса. Работа должна быть организована по двум встречным направлениям - как со стороны госкорпораций в виде целеуказаний, координации и разработки механизмов внедрения инновационной деятельности, так и со стороны самих предприятий - без поддержки и инициативы на местах эти изменения не произойдут. Нужно формировать специальные фонды для финансирования инновационной деятельности. И здесь тоже без согласования этих вопросов с госкорпорациями не обойтись.
- Какие направления диверсификации ИСС вы считаете наиболее перспективными?
- Могу высказать только свою точку зрения. Для ИСС и ее дочерних компаний это более масштабное развитие компетенций в производстве наземной инфраструктуры спутниковых систем связи (ССС) и ускорение коммерциализации разработок на уровне отдельных подсистем, модулей целевой аппаратуры. То есть продавать не только спутники, но и отдельные унифицированные модули, подсистемы. ИСС уверенно движется в
этом направлении. Нужно двигаться еще быстрее. Конкуренция серьезная. Соотношение стоимости наземной инфраструктуры ССС по отношению к стоимости орбитальной группировки как минимум 5:1. То есть основные деньги «на земле». И если не занять эту нишу, то опять возникнут продукты, подобные «дискам здоровья», тренажерам «Кузнечик» и лопатам из титана, которые уже были на ИСС в результате конверсионных программ ВПК.
- Хорошо, допустим, результатом проекта стала разработка, которая имеет рынок сбыта. Где и кем осуществлять ее серийное производство?
- Очевидно, что производство, которое выпускает спутники, в целом заточено именно на спутники, и для того, чтобы удержаться в рыночных ценах на другие, более простые земные продукты, нужно либо искусственно снижать накладные расходы, либо выносить отдельные простые операции (например, серийное сборочное производство), которые не свойственны космическому производству, в новые технологические компании.
А новые технологические компании должны размещать свои производства в промпарках. Смысл создания промпарка в том, чтобы сконцентрировать на одной территории предприятия, использующие единую инженерную инфраструктуру, что позволит всем участникам существенно сэкономить на эксплуатационных издержках.
В качестве примера могу привести проект по созданию комплекса спутниковой связи в новом частотном диапазоне. Для этого комплекса ИСС изготавливает космические аппараты, а совместное предприятие (СП) между АО «ИСС», АО «Радиосвязь» и АО «Прима Телеком» организует сборочное производство абонентских земных терминалов (АЗТ), которых потребуется десятки тысяч. Разработку и производство компонентов АЗТ осуществляют АО «Радиосвязь» и АО «ИСС», тем самым загружая свои механические и другие производства, оснащенные уникальным оборудованием, а сборочное отверточное производство осуществляет СП - субъект малого и среднего предпринимательства, резидент промпарка и ТОР. В итоге снижается стоимость АЗТ.
- То есть промпарк будет развиваться за счет диверсификации градообразующих предприятий и появления новых бизнесов?
- Это один из реальных сценариев. Есть и другие, например, вхождение технологических компаний - резидентов промпарка в производственные цепочки к градообразующим предприятиям. Нужно использовать все сценарии, все инструменты. Можно даже говорить о профильном промпарке ИСС или ГХК в структуре существующего промпарка. На обучении у нас был мастер-класс, на котором присутствовали руководители лучших технопарков и промпарков страны. Они делились практическими советами, как сделать проекты развития техно/промпарков успешными. И по моей инициативе в программу развития вошел пункт о проведении конкурса на выбор профессиональной управляющей компании промпарком. Это первое, с чего нужно начинать.
- Промпарк построили за деньги Минэкономразвития, и его резидентами могут стать только представители малого и среднего бизнеса. Но дочерние компании ИСС ими не являются. Как быть?
- Что касается дочерних компаний ИСС, то идея объединения их в общем промпарке требует обсуждения. Если не получается в промпарке на объездной дороге, давайте создадим свой промпарк. Можно обойтись без серьезных капитальных затрат. У нас, например, на Красноярской, рядом со Школой космонавтики, есть производственная площадка «Прогресс»: земельный участок 2,5 гектара с возможностью расширения, производственные и административные площади - 3500 квадратных метров. Мы готовы потесниться и предложить совместное использование этих активов. Думаю, что в итоге выиграют все.
- Во время обучения у вас были лекции, мастер-классы, которые читали известные эксперты. У вас серьезное образование и бизнес-практика. Что вас могло удивить?
- Я бы отметил две вещи, на которые современный менеджмент делает особый упор: стратегирование и роль лидеров. Как воспринимают сегодня стратегию? Как непрерывный процесс. Но это постоянное движение. Широко известная американская транснациональная корпорация Google каждые две недели занимается корректировкой своей стратегии. А как часто проходят заседания советов директоров в наших компаниях? Раз в год?..
По-прежнему огромная роль в достижении успеха компании уделяется ее лидеру. Он, помимо знаний и навыков, должен иметь «видение» (vision), то есть уметь видеть перспективу. Есть одно очень хорошее высказывание Шопенгауэра: «Человек, попадающий в цель, в которую никто не может попасть, - Талант; человек, попадающий в цель, которую никто не видит, - Гений». Так вот, видение - это ядро, обеспечивающее прорыв к успеху. Люди, видящие перспективы своей организации, работают эффективнее, они лояльны и вовлечены в ее развитие.
- Верите ли вы, что программа развития Железногорска, которую вы представляете, будет реализована?
- Программа хорошо проработана и реалистична, это и есть наше видение перспективного образа нашего города. Да, видение амбициозно, но и оно должно быть таким. Не бывает сильных результатов без сильных решений. Мы очень рассчитываем, что железногорцы поддержат эту программу, будут инициативны и вовлечены в ее реализацию и дальнейшее развитие.
Беседовала Ирина СИМОНОВА
Кротов Олег - член Совета директоров, коммерческий директор АО «Прима Телеком». В 1986 году окончил Красноярский политехнический институт по специальности «Автоматика и телемеханика», в 1996 году - бизнес-школу York University (Торонто, Канада), в 2007 году - МГУ (диплом MBA). В трудовой книжке только две записи: 1986 г. - 1994 г. - НПО ПМ (ИСС), с 1994 г. «Прима Телеком». «Прима Телеком» является одной из ведущей компании в России по разработке и производству антенных систем для телерадиовещания.