Вторник, 26 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Игорь Колотупов: «Люди стали успевать доживать до своего рака»

11 августа 2017 / Общество / 0
Сегодня, наверное, не осталось ни одного человека, который не слышал бы о раке. Практически у каждого есть родственники или знакомые, кто сталкивался с этим страшным заболеванием, а из СМИ мы то и дело узнаем, что у той или иной знаменитости обнаружили злокачественную опухоль. Кажется, что рак повсюду. Но все ли понимают, что это за недуг? Как с ним бороться, а самое главное - как его избежать? «ГиГ» пообщался с Игорем Колотуповым, заместителем главного врача КБ-51 по медицинской части, онкологом.
 
- Игорь Викторович, что такое рак? Это ведь не вирус, им нельзя заразиться в толпе, подхватить на улице. Какова природа данного заболевания?

- Словом «рак» называют все злокачественные новообразования. Они развиваются из-за мутаций в генетическом аппарате клетки. Повреждение или изменение некоторых участков ДНК приводит к появлению клетки с совершенно иными свойствами, не теми, которые были заложены в ней изначально. Такая клетка теряет свою функцию, но при этом не желает погибать, а хочет расти и делиться до бесконечности. Подобные мутации происходят постоянно. Каждый день и у меня, и у вас, и у любого другого человека появляется примерно сотня тысяч атипических клеток. Но они благополучно исчезают под воздействием собственных сил организма - иммунной системы и внутреннего контроля самой клетки.
Но когда механизмы внутреннего контроля организма ломаются или иммунная система отвлечена на что-то другое, может образоваться пара-тройка клеток-мутантов, потенциально настроенных на бессмертие. Если организм проглядел такую клетку, вовремя от нее не избавился, она начинает мимикрировать, притворяться «хорошей». В таком случае иммунная система не в состоянии ее распознать. Клетка закрепляется и начинает делиться и расти. Так появляется опухоль. Затем клетка начинает путешествовать - происходит метастазирование, и опухоль распространяется по организму.
Появление злокачественного новообразования - сложный биологический процесс, который протекает не месяц, не два, а годы. В самом начале этого пути опухоль определить невозможно, потому что это еще всего одна клетка, пусть и неправильная. Мы же состоим из триллионов клеток! Естественно, не будет никакой боли, никаких внешних признаков, клинических проявлений. То, что мы обычно наблюдаем, то есть последние год-два существования опухоли, - всего лишь финальный акт, который проходит при свечах. Все остальное действие разворачивается в полной темноте.

- Что может спровоцировать мутацию в клетке, или это всегда роковая случайность?

- Существуют канцерогенные факторы, способствующие развитию опухолей. Их довольно много: физических, химических, биологических и даже наследственных. Самый известный физический фактор - ионизирующее излучение. Всем нам это понятие знакомо, люди уверены, что именно от радиации наибольшая заболеваемость злокачественными образованиями. Отнюдь! Из всех раков, которые на земле существуют, непосредственно с ионизирующим излучением связаны процентов семь от силы. А вот что касается солнечной радиации, ультрафиолета - это куда более распространенный фактор. Лицам со светлой кожей, у которых не хватает пигмента меланина, а потому нет механизмов защиты от УФ-излучения, не стоит много находиться на солнце или посещать солярий. Почему, вы думаете, в Австралии заболеваемость раком кожи на первом месте? Коренные жители там смуглые, но потом континент заселили европейцы, а их кожа не приспособлена к жизни в таких климатических условиях.
Подавляющее большинство факторов связаны с образом жизни и характером питания. Есть вещества-канцерогены, которые попадают в организм с пищей, воздухом. Про выбросы в атмосферу с ТЭЦ и заводов я уже и не говорю, они очень плохое влияние оказывают. Нельзя есть копченую колбасу, жарить еду на жире - лучше варить, парить или тушить. Тушенку не стоит покупать, там сплошные нитраты, которые используются для консервации. Нитраты в желудке превращаются в нитриты, а нитриты - опять же канцерогены. Лучше свеженину есть, а не консервы.
Большинство видов злокачественных опухолей связано с развитием дрожжевых грибов. А где у нас дрожжи? В пиве. Они должны быть выброжены, но сейчас многие производители стараются пиво продать побыстрее, не выдерживают технологию и просто спирт доливают. Часть дрожжей остается, они гасятся спиртом, а потом в кишечнике встают на дыбы и начинают снова бродить. Так что дешевые виды пива способствуют развитию рака толстой кишки, этот факт доказан.

- Опять же курение.

- Всем известно, что оно приводит к развитию злокачественных опухолей, в первую очередь в легких. Риск развития рака у курильщиков в 24 раза больше, чем у некурящих людей. Также курильщики чаще страдают от рака поджелудочной железы, почек, мочевого пузыря. Но об этом почему-то никто из них не думает. В табачном дыму содержатся канцерогены, которые всасываются в кровь и распространяются по всему организму. Курение - однозначно бесполезная и даже вредная привычка, тем более в современных сигаретах вообще не табак, а одна голая химия.

- Но довольно много случаев, когда человек не курит и не пьет, а опухоль все равно появляется.

- Да, не все объясняется вредными привычками. Не стоит забывать, что сильный стресс тоже является немаловажным фактором развития болезни. Он снижает иммунитет, а это, как я уже сказал, потеря внутреннего контроля организма, на фоне которой может развиваться что угодно. В том числе и рак. В группе риска люди, работа которых связана с принятием большого числа решений, с ответственностью.
Любое хроническое воспаление - тоже усиленное развитие мутации. Потому что там идет интенсивное деление клеток, а значит, и выше вероятность сбоя. Любая хроническая рана по типу язвы может в конечном итоге привести к развитию на этом месте рака. Какие органы чаще всего поражаются, там и выше риск развития опухоли. Почему, например, в южных странах на первом месте совсем другие виды рака, в отличие от Европы? В тропиках наиболее распространен рак печени, потому что на нее воздействуют паразиты, вирусные болезни.

- Существует ли предрасположенность к заболеванию?

- Здесь идет речь о наследственных факторах. Ребенок может сразу родиться со злокачественной опухолью из-за мутации на этапе формирования эмбриона. А может унаследовать определенный набор генов, вследствие чего у него развиваются различные патологии и синдромы. Но в таком случае опухоль обычно проявляется до 30 лет. Это достаточно редкое явление. На всю нашу страну носителей таких синдромов, может, тысяч десять наберется. Большая часть злокачественных образований все-таки связана с накоплением каких-то вредных факторов в течение жизни. И чем дольше человек живет, тем больше вероятность заболеть раком.

- То есть рак - болезнь пожилых?

- Совершенно верно. Об этом говорит статистика - как мировая, так и наша, местная. В Железногорске 72 процента всех выявленных случаев рака - у людей 60 лет и старше. Как вы думаете, почему онкологии стало так много в последнее время? Во-первых, рак научились диагностировать - если раньше человек умирал от старости, то теперь от опухоли. Во-вторых, люди стали дольше жить - и теперь они успевают дожить до своего рака. Еще в 1911 году средняя продолжительность жизни на планете составляла 40 лет, многие виды злокачественных опухолей просто не успевали развиться.
Есть теория, что если будешь жить до 150 лет, обязательно умрешь от рака. Мутации накапливаются в клетках в любом случае. Это как перезапись пленки - никогда седьмая копия не будет такой же, как первая. Где-то лишний шум появляется, некоторые участки утрачиваются. С клетками организма так же. Подобное заложено природой - человек не должен быть бессмертным. Но нам-то чего хочется? Чтобы рак не настиг в трудоспособном возрасте. Нужно оттянуть как можно дальше ситуацию с развитием различного вида новообразований. Тут очень важно санитарное просвещение, отказ от вредных привычек. Мы сами себя строим. Человек должен быть стабильным, способным управлять своей жизнью, прогнозировать свою деятельность, заботиться о том, чтобы вырастить детей, помочь им встать на ноги. А для этого надо вести здоровый образ жизни.

- Не курить и не пить, делать зарядку… А есть еще лично ваш совет как онколога?

- Кстати, насчет алкоголя. Красное сухое вино полезно для сердечно-сосудистой системы, предотвращает образование тромбов. В косточках винограда содержится ресвератрол. Мощный природный антиоксидант, а, следовательно, он играет роль и в профилактике злокачественных процессов. Надо бороться с закислением организма, ацидозом. Самый простой способ - употребление соды. Пить щелочную воду! Ни одна опухолевая клетка не будет жить в щелочной среде, ей намного комфортнее в кислой.

- Надо пить разведенную соду каждый день?

- Существуют такие рекомендации. Только ее гасить следует. Чайную ложечку соды залить кипятком, чтобы не ходить и не икать потом, и выпить. На Западе, кстати, это дело практикуют. В Италии, например, вообще культ соды - повсюду содовая вода, даже ванны с содой принимают! Есть также щелочная минеральная вода «Боржоми», очень много гидрокарбоната содержит, а он нужен организму.

- Еще одна сложная тема - своевременная диагностика рака. Как поймать болячку вовремя? Известно, что подобные исследования многим просто не по карману.

- Я уже говорил, что сегодня обнаружить рак чаще всего можно только на этапе существования опухоли. Задача современной медицины - поймать болезнь еще на уровне генных мутаций. Сегодня существуют методики выявления опухолевых процессов на молекулярном уровне, хотя они и недоступны основной массе населения. Есть так называемые онкомаркеры - молекулы в крови человека, характерные для каких-то только-только начинающихся опухолей. Если их уровень повышен, нужно проанализировать, при каких видах рака такое бывает, и уже целенаправленно искать пока только зарождающуюся опухоль. Все это к тому же очень дорого. Можно потратить большие деньги на такое исследование и ничего в конечном итоге не найти, а человек будет существовать в состоянии хронического стресса и думать, что у него рак, хотя до этого рака ему еще лет 20 жить!
Вообще, лечение злокачественных образований - самое дорогое в медицине. Периодически находят какие-то средства, начинают их применять. Раньше считалось, что четвертая стадия рака, активное метастазирование - уже приговор, срок дожития в среднем 6 месяцев составлял, а то и меньше. Сегодня благодаря лекарственной терапии и изменениям тактики лечения речь идет уже о 4-5 годах жизни! Появилось много препаратов. Они дорогие, да, но благодаря им выживаемость увеличилась на 15 процентов. Многое дают исследования в рамках молекулярной генетики, когда определяется, что за рак у пациента, и персонально вырабатываются антитела. Так можно спасти человека с уже разросшейся опухолью. Правда, обойдется такое лечение в несколько миллионов - совсем не рублей. Повторюсь, лучше все же лечить маленькую опухоль на ранней стадии.

- Что же должно сподвигнуть с виду и по ощущениям здорового человека обратиться к врачу?

- Нужно регулярно проходить скрининговые обследования - для профилактики, а не когда что-то заболело. Возьмем маммографию - метод выявления раннего рака молочной железы. Опухоль меньше сантиметра вполне может быть выявлена. Сейчас маммография входит в обязательный медосмотр для женщин от 40 лет. Молодым женщинам такое обследование проходить не стоит, тем более что рентгеновское излучение само по себе является канцерогенным фактором. Из тысячи исследований в среднем можно выявить 1-2 случая рака. И это, отмечу, у женщин, которые ни на что не жаловались, у которых ничего не болело! Причем раньше, если мы находили новообразование в пять миллиметров, ничего с ним не делали, просто наблюдали. Если за какое-то время оно подрастало, только тогда решали удалять. Сейчас появилась возможность даже такие минимальные образования тщательно исследовать и в случае необходимости сразу же удалять. Это и есть истинное лечение раннего рака. К счастью, такая технология в городе существует. Мы можем сделать маммографию, потом отправить пациентку на ультрасонографию с прицельной биопсией, получить материал опухоли, выяснить, доброкачественная она или злокачественная. Если злокачественная - лечение, начатое на этой стадии, может сохранить молочную железу. Достаточно удалить опухоль и подвергнуть лимфатический аппарат облучению или химиотерапии, чтобы избежать распространения метастазов. Излечиваемость здесь хорошая.
Что касается других видов рака, многое зависит от стоимости и сложности обследования. Где оно проще, там меньше летальность и тем больше случаев раннего выявления. Например, чтобы выявить рак шейки матки, достаточно раз в полгода сдавать мазок на цитологию, а вот чтобы диагностировать на раннем этапе рак кишечника, требуется уже дорогостоящая колоноскопия. В любом случае надо прислушиваться к своим симптомам и не тянуть с визитом к врачу.

- Вам приходилось говорить людям о том, что они неизлечимо больны?

- Самое страшное - не произносить ужасную правду, а ходить в морг к своим пациентам. Это хуже всего. В советское время считалось, что пациенту нельзя ничего говорить, пользовались эвфемизмами, слово «рак» вообще не употребляли, говорили «язва», «воспаление». Люди даже не знали, чем они больны! Уже в постсоветский период появилось понимание, что нужно говорить человеку правду, какой бы тяжелой она ни была. Но ведь и ее можно по-разному преподнести. Поверьте, никому не хочется услышать, что у него рак. Но если скрыть эту информацию от пациента, он может не принять жизненно важное решение, отказаться от лечения. А методы лечения сами по себе суровые, даже калечащие. Человека важно убедить, что нужно все делать ради жизни, что необходимо постараться, потерпеть, чтобы провести еще несколько лет рядом с родными. Онкобольным очень нужна поддержка! Тут важна позиция как врача, так и самого пациента. Если они вместе объединяются и направляют все усилия против болезни, то обязательно победят. А если пациент встанет на сторону рака и откажется бороться за свою жизнь, доктор ничего не сможет поделать.

- И все же о докторе Колотупове ходят легенды, говорят, вы тот самый врач, который брался за самые безнадежные случаи.

- Иногда приходилось принимать нестандартные решения. На всю жизнь запомнил одну операцию. Мне было лет 36 тогда. У пациента злокачественное образование левого легкого. Вскрыли ему грудную клетку, а опухоль очень большая оказалась. В таких случаях хирург вправе не рисковать. Но я, видимо, был очень амбициозным, не хотел сдаваться просто так. Когда желание помочь велико, а физические и технические возможности ограниченны, все происходит на грани фола.
Опухоль находилась крайне близко к легочной артерии, фактически распространялась на нее. Нужно было перевязать три крупных сосуда - две вены и ту самую артерию. Тогда еще отсутствовали сшивающие аппараты для сосудов, можно было только перевязать ниткой. Так вот, в какой-то момент операции закончилось действие релаксанта, и мышцы пациента стали сокращаться. В результате нитка с артерии соскользнула, а там расстояние от сердца сантиметра два всего! Началось массивное кровотечение, по сути, прямо из сердца. Я схватил этот сосуд, зажал, а что дальше? У нас не было аппарата искусственного кровообращения, единственное, что мы могли - попытаться снова перевязать артерию и остановить кровотечение. И вот я правой рукой зажимаю сосуд, а дальше только сердце… Говорю коллегам: «Давайте вскроем сердечную сорочку и перевяжем этот сосуд со стороны перикарда». Так и поступили. Вскрываем перикард, я левой рукой провожу нитку, затягиваем, отпускаем - кровотечения нет, быстро завязываем. Этот прием называется внутриперикардиальной перевязкой. Она практикуется, но в нашей больнице ее раньше не делали. И я знал о таком методе только в теории. Конечно же, мы продлили жизнь пациенту, удалив такую большую опухоль, за которую не каждый хирург бы взялся. Мы рискнули и оказались правы.

Беседовала Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА

По статистике за 2016 год в Железногорске на 100 тысяч населения зарегистрировано 400 впервые заболевших раком. Среди них 16,6% - с четвертой стадией. На учете состоит 2724 онкобольных. Пятилетняя выживаемость при этом составляет 52,9%.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения