Вторник, 26 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Александр Марков: «Родным говорил, что служу в Германии»

15 февраля 2018 / Общество / 0
Александра Маркова призвали в армию 20 октября 1985 года, определили в Туркменистан, в городок рядом с пустыней Каракумы. Через полгода учебки его отправили в Кандагар, служба Маркова закончилась 14 октября 1987-го в столице Афганистана - полтора месяца госпиталя после тяжелого ранения и вынужденная демобилизация. Александр Викторович поделился с «ГиГ» воспоминаниями о службе в Афгане.

Даже варежки с собой взяли!

Никаких разговоров о том, куда нас отправляют, конечно же, не велось, знали только, что предстоит распределение. О месте назначения стало известно после прохождения медосмотра - в медицинскую книжку нам ставили штамп и писали «по приказу министра обороны годен для службы в ДРА». А что это за ДРА такая, мы позже у ротного спросили. «В Афганистан, - говорит, - ребята, поедете». Почти все наше учебное подразделение отправили по заграницам: Эфиопия, Куба, Вьетнам, Лаос, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия. Часть ребят - на Украину, под Чернобыль. Я в Афганистане 26 апреля оказался, а на АЭС как раз в этот день взрыв произошел…

Никакого страха перед отправкой не испытывали, молодые все были, здоровые, бесшабашные. Офицеры в подробности тамошней службы нас не посвящали. Мы ехали выполнять интернациональный долг. Как говорится, куда комсомол и Родина пошлет! В общем, как в фильме «9 рота». Поскольку попал в осенний призыв, собирали нас основательно: теплые вещи, шерстяные носки, рукавицы... А когда в учебное подразделение прибыл, увидел пески и верблюдов! На службе все традиционно: марш-броски, занятия на стрельбище, прыжки с парашютом. В общем, постоянные физические нагрузки.

Маме ни слова

Когда в апреле оказался в Кандагаре, там уже все цвело, днем до плюс 25 доходило, а летом даже в тени на все 50 градусов жарило. Нас, вновь прибывших, много расспрашивали, как там, в Союзе, узнавали последние новости, интересовались даже, в чем девчонки нынче ходят. А мы обрадовать-то толком не могли после полугода учебки в каракумских песках. Никаких увольнительных в помине не было. На службе выполнял обязанности по роте, сопровождал спецколонны, входил в состав поисково-спасательной группы. Побывал в Джелалабаде, посылали с постоянными командировками в Кабул, куда сопровождал ребят из первого (секретного) отдела. Приходилось летать и на места падения наших сбитых вертолетов.

Письма домой контролировал особый отдел. А то встречались такие фантазеры, которые писали что-то вроде «на убитом духе» и тому подобное. На самом деле редко кто правду рассказывал, многие сообщали, что служат в других частях. Зачем родных расстраивать? Один мой друг попал в Германию, наши мамы дружили, так он своей сообщил - видел меня в увольнении. Я же писал, что мы вместе служим. Обычным делом было перед отъездом в командировку или на операцию сразу штук десять писем оставить дневальному, он раз в неделю по два отправлял, чтобы родные не волновались. Мои до последнего не знали про Афганистан, пока домой не приехал загоревший, как после юга.

Нас назвали оккупантами…

В 1986-м принимал участие в операции «Гранит» по выводу с территории Афганистана шести полков. Такое решение правительство нашей страны приняло под давлением мирового сообщества. Только вот это сообщество почему-то не говорило о том, сколько за 10 лет присутствия советских войск там было построено автомобильных и железных дорог, школ, тоннелей в горах, ГЭС. По всей стране такие же, как у нас, хрущевки стоят. Сколько афганской молодежи и военных получили образование в Советском Союзе! И знаете, до сих пор есть афганцы, которые добрым словом вспоминают шурави. Так они нас, советских солдат, называли.

Мы не пришли туда как, например, американцы - нарыть алмазов и распределить наркотрафики. Те ведь буквально рядом, в Пакистане, обучали в своих лагерях афганцев воевать против СССР. Но несмотря на это, бойкот Олимпиады объявили именно нам, и нас, а не их, назвали оккупантами. Сейчас посмотрите - что Сирия, что Ирак разграблены американцами. Кто теперь узнает, сколько исторических ценностей и золота оттуда вывезено? Советский Союз вел борьбу с наркоторговцами и душманами. Духи нападали на своих же, солидарных с советским правительством. Афганцы вступали в комсомол и в партию, советские же солдаты были в большей степени щитом между враждующими сторонами в их гражданской войне. Чего-чего, а масштабных боевых действий за 10 лет не было, а тем более - какой-то четкой линии фронта, как, например, в Великую Отечественную.

Удар по вековым традициям

Тогда призывали много парней из республик Средней Азии. В том числе для того, чтобы они служили в качестве переводчиков. К тому же у многих родственники среди местных имелись. Да и похожая внешность тоже была не лишней. Русский Иван, даже загорелый и с бородой, все равно узнаваем! Учить язык нам не приходилось. Афганцы же торговцы, люди общительные. Обращались что-то купить-продать-обменять. У местных многие на дембель мамам платки приобретали, кто-то открытки с актерами из индийских фильмов брал, они очень тогда популярны были. Дипломаты, часы качественные японские...

Афганцев в свою очередь интересовало почти все советское, вплоть до армейских ремней.

Живут они по своему мусульманскому календарю - у нас 20 век, а у них только 14-й. Было удивительно это понимать. Но не только по календарю, в реальной жизни тоже много где царило средневековье: старые ружья, мужчины пашут на буйволах, женщины обязательно в парандже. Но если мы в аул заходили - никакой стрельбы. Это харам, грех - ты же гость. Но отношение со стороны местного, не торгового, населения по большей части было настороженное. Не все понимали и принимали от советских людей блага цивилизации. СССР многое делал неправильно, слишком напористо. Нельзя было так радикально в другой стране привычный ход вещей менять. Были случаи, когда женщины начинали снимать паранджу, работать учителями в школах, занимать должности. Представляете, какой это был удар по вековым традициям?

Страна изменилась

Домой меня отправили после полутора месяца в госпитале. Попал под обстрел, получил ранение в грудь и ногу, присвоили вторую группу инвалидности. Друзей и знакомых больше всего интересовало, озлобился я в Афганистане или нет. Нет. Какие тут обиды - я свой долг выполнял. На гражданке одни друзья звали золото мыть, другие в мединститут или политех тащили, третьи - куда-то еще на заработки. Через некоторое время вызвали меня в военкомат и предложили поступить в Красноярский педагогический институт на специальность «начальное военное обучение». Пошел учиться, а после выпуска по распределению попал в Железногорск.

Вопреки распространенному мнению, по возвращении на Родину какого-то негативного отношения к нам не было. Скорее наоборот: все полагающиеся льготы получали, о проблемах при принятии на работу тоже ни от кого не слышал. Жильем обеспечивали, талонами на автомобили, путевками. Но вот что сразу почувствовали, оказавшись дома, - страна уже поменялась. Мы уходили служить из стабильного государства, а вернулись к пошатнувшемуся. Как только из Афганистана начали войска выводить, то же самое начало происходить в Таджикистане и Узбекистане.

Сегодня служить проще

Если немного отойти от афганской темы, хотелось бы обратиться к теперешним призывникам. Чего им точно не стоит делать, так это бегать от армии. Служба всего год, не успел призваться - уже на дембель собираться. Вот у знакомого сын пробегал до 30 лет. Потом из-за отсутствия военного билета его не взяли на престижную работу. Сейчас проще стало, можно даже род войск выбрать - мы о таком и не мечтали! Конечно, в этом случае по здоровью не должно быть нареканий. На своем примере могу подтвердить: в армии раньше взрослеешь. Когда вернулся домой, сразу почувствовал разницу со своими не служившими одноклассниками. Соображали они точно медленнее!..

Записала Екатерина МАЖУРИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения