В Железногорске открылся муниципальный ресурсный центр для помощи некоммерческим организациям (НКО). В городе их более сотни, но реально работают только сорок. С какими трудностями сталкиваются общественники, какая ниша социальных услуг в городе остается незанятой, как открыть собственную НКО, рассказала нашей газете руководитель Ресурсного центра общественных инициатив «Содействие» Кристина Томилова.
- Кристина, в последние годы НКО стали появляться словно грибы после дождя. Они берут на себя многие социальные услуги, которые раньше выполняли государственные структуры. Муниципалитет уже не справляется с социалкой?
- Речь идет не об отказе от обязательств, а о передаче части социальной работы тем организациям, которые могут выполнить ее более качественно и эффективно. Как правило, это люди, сплоченные какой-то общей идеей, проблемой, которую они пережили, знают ее изнутри, у них есть заинтересованность, возможность и свобода для эксперимента. (Будь то помощь больным детям, многодетным семьям, людям с ограниченными возможностями, пожилым.) У них есть личная мотивация оказывать те услуги, которых пока еще нет на рынке. К примеру, сколько бы муниципальные учреждения ни занимались семейной политикой, они не охватывают все проблемы полностью, не решают все вопросы в силу многих причин - дефицита бюджета, ресурсов и других. Отдавать всю социалку некоммерческим организациям никто не собирается, только 10 процентов услуг. Вопрос - готовы ли к этому НКО? Хватает ли им квалификации, опыта, профессионализма, главное, ресурсов на конкуренцию с муниципальными учреждениями. И это тоже задача власти – наладить системное повышение квалификации добровольцев и сотрудников СОНКО, создать условия для участия в конкурсах на поставку товаров, работ и услуг, а также на предоставление услуг в социальной сфере. Такие образовательные мероприятия нами запланированы уже в рамках работы центра.
- Возможно ли, что в скором времени вся социалка будет передана в частные руки?
- Невозможно. Указом Президента Российской Федерации утвержден перечень услуг, который может быть передан негосударственным поставщикам. И это только часть услуг, предоставленных в государственных ведомственных перечнях. Например, это не коснется общего образования, значительного объема услуг в области здравоохранения. Таким образом, самые важные для жизнеобеспечения населения услуг государство оставляет за собой. И кстати, вопрос с добросовестностью отдельных неправительственных организаций по-прежнему остро стоит. Известно, что в Перми, где практически весь сектор услуг в сфере социальной защиты населения передан НКО периодически выявляются случаи непозволительного отношению к пожилым клиентам и некачественного исполнения госзаказа.
- Общественные организации активно стали появляться шесть-семь лет назад по своей инициативе и развивались, а «Содействие» только открылось. Чем конкретно помогает муниципальный ресурсный центр?
- Да, действительно, НКО возникли только из личной заинтересованности граждан. Они систематически реализуют социально-значимые проекты с привлечением денежных средств. Раньше это были собственные средства и помощь жертвователей, потом появилась грантовая поддержка, в том числе президентские гранты - от 300 тысяч до 6 миллионов рублей. Однако их выигрывают единицы, потому что нужно правильно составить заявку, а потом отчитаться. Мы готовы сопровождать социально ориентированные НКО при подаче документов, оказывать бухгалтерские и юридические услуги. Также у нас в городе много людей с интересными идеями, но они не знают, куда обратиться и где найти единомышленников. Мы их ждем здесь. У нас мешка денег нет, но поможем вместе найти ресурс, который есть в городе, в том числе и среди градообразующих предприятий, я уже не говорю о краевом и федеральном. Мы сможем организовать обучение на площадке ресурсного центра.
Более того, НКО сейчас разбросаны по городу, тратят много времени на то, чтобы найти помещение для проведения мероприятия или для размещения своей организации. Многие из них располагаются, как говорится, на дому. А это неправильно. Муниципалитет может предоставить помещение бесплатно, но здесь есть проблема: коммунальные затраты для юридического лица - серьезная сумма, платить могут не все, а только те, кто оказывает платные услуги. В других регионах есть субсидирование части коммуналки для социально ориентированных НКО, в Красноярском крае нет. Я разговаривала с врио губернатора края Александром Уссом, когда он приезжал на День города, попросила, чтобы он обратил на это внимание и предусмотрел в бюджете края эту субсидию. Надеемся, что наша просьба будет услышана.
- Есть ли какая-то ниша для развития НКО, которая сейчас не занята? С семьей работают, с инвалидами, ветеранами, есть хоспис… Чего не хватает?
- Сейчас очень нужны территориальные общественные самоуправления - ТОСы. У нас есть один, но он пока не ведет ту деятельность, которой должен заниматься, и не является конкурентом государственной структуре. ТОС – это люди, объединенные местом жительства, они ведут финансово-хозяйственную деятельность сами и могут претендовать на часть бюджета. Они организуют все: от вывоза мусора до благоустройства своего двора и проведения праздников. Но пока жители не хотят объединяться в этом направлении (не только у нас в Железногорске, но и в Красноярском крае). Хотя перспектива есть. Вот, например, инициативная группа организовала проект «Мой двор – моя забота». И посмотрите - весь город у нас зацвел. Люди сами хотят этим заниматься. При содействии муниципалитета начали проводить праздники двора. Но наша задача - побудить жителей не просто быть пассивными зрителями, а самим провести такое мероприятие.
- Вместе с муниципальным ресурсным центром есть проектный офис Яны Горбуновой, которая тоже сопровождает НКО. Чем ее работа отличается от вашей?
- Когда-то очень давно мы вместе с Игорем Брусиловским (в 2005 -2006 годах заместитель главы ЗАТО Железногорск по социальным вопросам, после – известный общественник. - Авт.) занимались первыми конкурсами социальных проектов. Но на уровне власти никто эту работу не курировал. Потом стали проводить консультации на базе Молодежного центра для людей до 30 лет. Но ведь были еще и другие желающие. Эту нишу заняла общественная организация Яны, которая выиграла общественный грант на создание ресурсного центра. Она занимается консультационно-методической поддержкой, но это одна из форм работы с НКО. И, несомненно, в этих вопросах мы будем с ней пересекаться, пригласим на встречи, чтобы поделиться опытом, которого у нее в этом вопросе много. Но задача нашего центра шире – это максимальное использование муниципального ресурса на реализацию общественных инициатив. В больших городах таких центров много, они могут быть созданы на базе любого учреждения, готового предоставить свои возможности для развития в разных направлениях.
- НКО давно работают в Железногорске, но о них знают немногие.
- Да, конечно, нам необходимо популяризировать их работу, больше рассказывать о них в СМИ. Кроме того, в середине октября в нашем городе пройдет краевой слет общественных организаций, а в декабре состоится церемония общественного признания гражданских активистов «Светлые люди», на котором мы хотим рассказать о тех, кто каждый день безвозмездно отдает часть себя этой работе. Наша задача как можно шире представить этих людей и власти, и всему городу. В Железногорске жителей, которые хотят быть активными и что-то делать, много, нужно их найти и предоставить им возможность для самореализации. Самое главное - человек, участвуя в общественной жизни и меняя пространство, прирастает к месту, в котором живет. Ведь по-настоящему счастлив человек, когда он может что-то сделать для другого, получив от этого удовлетворение. Когда я работала с волонтерами, многие из них уезжали на «большую землю» со словами «Я перерос этот город!», но спустя какое-то время возвращались. И не потому что здесь семья и есть работа, а потому что в нашем городе они почувствовали себя нужными. А это дорогого стоит.
Беседовала Вера РАКОВА
Ресурсный центр в Железногорске находится по адресу: ул.Свердлова,47 (боковой вход,1 этаж). Телефон 74-55-55.