Этот возраст называют трудным, переходным, кризисным. Но именно от 11 до 16 лет ребенок готовится к взрослой жизни, и каким станет человек, зависит от родителей, педагогов и психологов. Психолог Железногорского кадетского корпуса Наталья Адаменко рассказала об особенностях современного подросткового периода и поделилась советами, как помочь ребятам комфортнее преодолеть период взросления.
- Наталья Васильевна, проблема отцов и детей существует вечно. И все-таки чем отличаются сегодняшние подростки от тех, что были 20-30 лет назад?
- Мы росли в другой стране. Тогда не принято было ставить личное выше общественного, выделяться из толпы. Сейчас, наоборот, в детях воспитывают индивидуальность, ориентируются на личные особенности каждого, но при этом новое поколение порой забывает о тех, кто рядом, главное - чтобы «мне было хорошо». Но между взрослыми и подростками все же происходит положительное взаимодействие: дети учатся у нас думать о ближнем, мы - не равнять всех под одну гребенку. И современная система образования совсем иная. Мы искали ответы в книгах, а они чуть что делают запрос в интернет. Мы были наивны и не приспособлены к жизни, наши дети предприимчивы, легче адаптируются в современном социуме.
Но при всех отличиях поколений в нынешних подростках мы можем узнать себя в их возрасте. Они протестуют, когда их контролируют, требуют от них послушания. Это уже не дети, но еще и не взрослые. Опыта жизни нет, а претензии на взрослость есть: они хотят самостоятельности, но отношение к миру чисто детское, потребительское - дай! Они пытаются купить расположение сверстников внешними атрибутами - айфоном, крутой одеждой, вечеринкой для друзей. Чтобы выделиться, начинают делать то, что им несвойственно. Помните, лет десять назад были распространены неформальные молодежные объединения - эмо, готы. По большей части там были дети из обеспеченных семей. Почему? Они уже «удивили» мир гаджетами, модными шмотками... и нашли иной способ самовыражения.
- У каждой семьи свой достаток, и подростку трудно порой объяснить, что все его «хотелки» невозможно выполнить. Что посоветуете?
- Примерно с десяти лет детей нужно учить домашней экономике. Заведите тетрадь, записывайте туда доходы и потребности вашей семьи. И на домашнем совете пусть все решают, куда и на что потратить свободные деньги. Постепенно можно доверить детям вести расходы. Девочке - поручить покупку продуктов, мальчику - сделать коммунальные платежи. Когда ребенок видит реальные возможности семьи, у него меньше претензий. Не надо выращивать потребителей, подростки должны знать ценность вещей.
- Часто говорят, что современным детям не хватает любви и внимания. А как в сложных экономических условиях родителям найти драгоценное время?
- Много времени и не нужно, главное искренность. Когда малышу три-пять лет, любовь матери и отца проявляется через заботу о нем. Чем ребенок взрослее, тем больше требований и упреков. У подростка внутри все трепещет, возмущается - такова его природа. И в этот период ему как никогда необходимы душевный комфорт и родительская любовь, правда, уже другого уровня: поговорить о чувствах, переживаниях. Поддерживайте ребенка, когда он участвует в делах семьи или чем-то увлекается; ему важно знать, что его любят, им гордятся, он нужен. Учеба в этом возрасте может даваться с трудом, что вполне объяснимо: происходит гормональный взрыв, эмоции часто управляют разумом. Снять эмоциональную нагрузку помогут регулярные спортивные тренировки. И если подросток плохо учится, не надо закрывать его в комнате и заставлять зубрить, пусть сначала как следует загрузит мышцы. А потом за учебу!
- В кадетском корпусе чисто мужской коллектив. Как сказывается на психологическом развитии мальчика раздельное образование? Мальчишки между собой не конкурируют?
- Борьба за первенство заложена в мужской природе, и именно на этом построено воспитание в кадетских корпусах. Здесь хорошо организованы социальные роли, у каждого своя должность и сфера ответственности. Если кто-то показал себя с нехорошей стороны, лишают этой ответственности и назначают другого. Для мужчин потерять доверие - самое страшное, и они стараются не упасть в грязь лицом. С другой стороны, отсутствие общения с противоположным полом делает их диковатыми. В Красноярске, например, кадетский корпус и мариинская гимназия находятся рядом, и все мероприятия у них совместные. Наши мальчишки этого общения лишены. Конечно, иногда на вечера приглашаются девочки из города, но у них другое воспитание, они более свободные, и мы часто опасаемся, как бы они не пошатнули дисциплину наших кадетов (Смеется. - Авт.). Может быть, когда в нашем городе откроют гимназию, эта проблема уже будет не актуальна.
- У вас учатся дети из многих территорий края. 10-12 лет мальчишки росли под маминой заботой, и вдруг попадают в совершенно чужую среду с жесткими правилами. Понятно, что это стресс. Как адаптируете новичков?
- Первые два месяца для ребенка, который впервые поступает в кадетский корпус, вводится «чрезвычайное положение». В этот период с ребятами работают и психолог, и офицер-воспитатель, и классный руководитель. Воспитатели приучают мальчиков себя обслуживать - подшивать воротнички, стирать белье, соблюдать личную гигиену. День кадета расписан по минутам, так что скучать не приходится. Ко мне обращаются, если случаются нервные срывы, и моя задача - уравновесить психологическое состояние. Внимание эксцентричного ребенка стараемся переключить на творчество (у нас есть танцевальная студия), подвижного отправляем в спортивную секцию (самбо, бокс).
- Какие методы вы используете в работе, чтобы помочь подростам справиться с эмоциями?
- У нас всего 160 детей, мы их всех знаем. И если кто-то из воспитанников себя не так ведет, сразу видим. В этом возрасте мальчишки скрытные, и мне нужно догадаться, о чем они молчат. Видите, на стене висят графические изображения людей с яркими негативными эмоциями? Когда приходит «загруженный» ребенок, предлагаю покидать в картинки дротики, а сама наблюдаю. Если метит в глаза, значит, увидел что-то не то; в уши - услышал; в область рта или носа - обидели чем-то. Тогда начинаешь говорить с ним на его языке, ребенок охотнее раскрывается, тем более пока кидал - острая душевная боль ушла. А когда эмоции настолько сильные, что хочется разнести все вокруг, предлагаю об эти картинки разбить коробочку от киндер-сюрприза. Попробуйте, это на самом деле очень трудно сделать - требуется немало физических усилий. Выхожу за дверь и даю парню возможность выпустить пар. Как правило, такая практика завершается разносом кабинета и бурным смехом, что и требуется для снятия эмоционального напряжения. После уже можно спокойно говорить.
- Бунтовать для подростков свойственно. Но в последнее время одни сводят счеты с жизнью, другие жестоко издеваются над сверстниками, третьи хватаются за оружие. Как остановить?
- Когда стали известны трагические случаи среди школьников, находящихся в группе «Синий кит», все были напуганы. Надеюсь, что сейчас мы с этой бедой справились. Но именно она подтолкнула многих взрослых обратить внимание на душевное состояние подростков, интересоваться, чем они увлекаются, сидя в интернете. Если рассматривать недавний трагический случай в Керчи, как ни прискорбно, он тоже должен нас многому научить. Ведь чаще всего педагоги жалуются на детей, которые хулиганят на уроках, дерзят… Поверьте, это не самая большая проблема - эмоции таких ребят на виду. А вот замкнутый ребенок накапливает негатив молча. На такого подростка в первую очередь должны обращать внимание взрослые: родители, педагоги, школьные психологи. У таких детей, как правило, богатый внутренний мир. И нужен стимул, чтобы то, что копится у него внутри, вышло и раскрылось. Если девочкам хватает разговоров по душам, ведения дневников, то мальчикам нужно действие.
- Но, согласитесь, перекладывать всю ответственность только на родителей тоже нельзя. Взять, к примеру, проблему буллинга, когда агрессия направлена на тех, кто не такой как все. Она вырастает именно в школьной среде…
- От травли не застраховано ни одно школьное сообщество, это было всегда. Изгойские позиции начинают проявляться к концу пятого класса, когда в коллективе есть ребенок, не похожий на остальных. Помните, как в сказке про Дюймовочку: когда она попала в общество жуков, ее не приняли, потому что «у нее нет даже усиков»? В задачи школьного психолога входит измерение социального пространства класса: это уровень сплоченности, конфликтности детей и социальный статус каждого ребенка. И если есть тревожные звоночки, нужно работать с детьми - как со всем классом, так и индивидуально. Причем всем: и педагогам, и родителям. Один психолог в школе с этой задачей не справится. Один из рецептов помочь ребенку: родителям организовать совместное мероприятие вместе с подростками, психологу провести тренинг на сплочение класса, а классного руководителя освободить от лишних бумаг. И когда каждый будет заниматься своим делом, сложный переходный возраст пройдет менее болезненно для всех.
Вера РАКОВА