В марте в школах Великобритании проходила образовательная стажировка для победителей проекта «Школа Росатома», в которой приняли участие пять педагогов из Железногорска. В своих путевых заметках они поделились впечатлениями и наблюдениями.
Пожалуй, ни одну страну мира мы не изучаем так много и не знаем так мало, как Британию. Со школьной скамьи постигая английский, мы, увы, все же не умеем говорить на языке Шекспира в зрелом возрасте. Страна Робин Гуда, Диккенса и Шерлока Холмса, туманов, овсянки и five o’clock, страна строгих традиций, в школы которой обожают отправлять своих юных отпрысков олигархи и прочие толстосумы, остается для многих из нас загадкой. Щедрый подарок проекта «Школа Росатома» помог приоткрыть завесу тайны. И оказалось, что многое – мифы.
Миф первый. Английские туманы
Мы ехали в туманную весну из заснеженной Сибири, вооружились зонтами и непромокаемой одеждой. Однако Альбион встретил нас снегопадом в середине марта. Увидеть знаменитые английские туманы так и не удалось. Зато в Линкольне весенний ветерок не давал забыть о родине. Вдруг неожиданно из-за туч появлялось солнце. Яркие первоцветы на клумбах отряхивались от снега. Птицы щебетали. Люди улыбались. Весна!
Миф второй. Эти чопорные британцы
Их классические костюмы застегнуты на все пуговицы - своеобразный футляр от посягательств на приватность. Миф о нелюдимых и высокомерных англичанах был развеян в первый же день. В начальной церковной школе Грэнтема (National Junior School) в распахнутом настежь пиджаке нас встретил очень милый и улыбчивый Джон Гиббс, ее директор. Он волновался, мы опаздывали, а его воспитанники давно собрались в ожидании гостей на ассамблею. Это особая форма ежедневного общешкольного сбора, где мистер Гиббс благодарит учеников за их достижения, вручая грамоты и даже медали, учителя делают какие-то сообщения относительно распорядка учебного дня, а ребята морально настраиваются на рабочий лад. Завершается ассамблея пением школьного гимна и молитвой.
На этот раз (вероятно, в нашу честь) начали с выступления школьного оркестра и хора. Дети все это время сидели прямо на полу (как заметили коллеги из России - «на холодном полу»), и было им вполне комфортно.
Затем мы заходили на уроки, совали любопытные носы в тетрадки, фотографировали стенды и учебные пособия, иногда и самих школьников. Они практически никак не реагировали на гостей, не вскакивали со стульев, не замирали по стойке смирно.
Миф третий. Строгие учителя
По дороге из Линкольна в начальную школу Грэнтема нам попался плакат «Каждый ребенок имеет право на игру!». Как выяснилось позднее, это была тема дня.
Оказывается, английские учителя очень эмоциональны. Они размахивают руками, пропевают и даже протанцовывают слоги на уроках родной речи, жестикулируют и загибают пальцы при счете на уроках математики. Их лица отнюдь не суровая маска ментора, это отдельное «обучающее средство». Они смешно гримасничают, радуясь правильному ответу, или округляют глаза, сопереживая, если решение не совсем верное. А еще в классе есть ассистенты (начинающие педагоги либо студенты колледжа), задача которых - помочь (буквально - подсказать) отстающим. Потому что каждый ученик должен получить от учителя свою порцию похвалы. Это важно! Иначе как воспитать уверенность в себе и уважение к собственному успеху?
Это не уроки, скорее квест, где можно найти разгадку, как из букв получаются слова, а из цифр числа.
«Неурочная» и организация учебного пространства в классе. Парты не выставлены рядами, ученики не сидят парами. Островки школьной мебели хаотичны: отдельные группки детей - голова к голове - вокруг одного стола, другая компания чем-то занята у интерактивной доски, а кто-то сидит прямо на полу.
Миф четвертый. Богатые школы
Спросите наших педагогов, почему у нас в образовании проблемы. Ответ даже не придется угадывать – денег нет. Начальная и младшая школы Грэнтема не выглядят богатыми. По словам Д.Гиббса, это обыкновенные государственные учебные заведения. Не элитные, не имеющие состоятельных покровителей. Основному зданию школы 300 лет. Кабинеты маленькие, коридоры узкие. Мебель самая обычная. В росатомовских городках и обстановка, и ремонты, и оснащение не в пример лучше.
Зато в школе Грэнтема есть то, чего не встретишь у нас: максимальное использование имеющихся ресурсов. Обучающая стена, всевозможные самодельные плакаты из бумаги и подручных материалов в классах, пособия, стенгазеты. Их делают учителя вместе с детьми. Разномастные, яркие, шутливые и не очень, они создают особую атмосферу учебного пространства - атмосферу игры.
Пишут ученики не только в тетрадках, у них имеются специальные пластиковые планшеты, а надписи фломастерами легко удаляются щеткой. Очень экономно получается.
Миф пятый. Овсянка, сэр
За все время пребывания в Объединенном Королевстве знаменитой овсянки не удалось попробовать ни разу. Создалось впечатление, что сами англичане ее не употребляют. Разве что кормят овсом своих лошадей, к которым относятся с большой любовью. Они укутывают их попонами, в то время как детям позволяют резвиться под снегом и дождем с непокрытой головой и без верхней одежды. Юные жители туманного Альбиона вообще воспитываются в весьма спартанских условиях. Например, горячие обеды есть не в каждой школе, и ученики приносят из дома завтраки. Зато правительство ежедневно выдает им фруктово-овощной набор - сырая морковь (доминирует), яблоки, груши, китайская капуста, огурцы. Говорят, что английским детям привычно есть полезное, такая рациональная повинность!
Миф шестой. Five o’clock
Видимо, не повезло, но хорошего английского чая нам не подали ни в одном заведении. Пришлось купить в магазине настоящий китайский и пить его вечерами в отеле. Британцы же вообще пьют неправильный чай из пакетиков, разбавляя его молоком. Да и время чаепития - пять вечера, увы, всего лишь эпизод из «Алисы в Стране чудес».
В государственной женской школе Walton, которая входит в Топ «100 лучших школ Объединенного Королевства», девочки угощали нас чаем и сладостями, приготовленными ими на уроках технологии. Это совершенно особенное учебное заведение. Кроме математики и английского здесь изучают историю искусств и дизайн, фотографию и музыку, театр и пластику, занимаются пением, танцами, гимнастикой и даже играют в футбол. Мы увидели хорошо воспитанных и в то же время абсолютно свободных юных леди. С одной стороны, строгая форма (никаких каблуков и косметики), с другой - полная раскрепощенность на сцене или в спортивном зале, отсутствие комплексов, свойственных подросткам. Сопровождали нас по школе русскоговорящие ученицы Уолтона.
Миф седьмой. Английский юмор
Вот это оказалось истинной правдой. Англичане очень любят шутить по любому поводу. Например, охранник на входе в Тауэр, проверяя сумки, делает страшное лицо и приговаривает: «Тааак, что бы мне взять в этой сумочке? Фу, и здесь ничего интересного! Проходите». И даже не обидно, что тебя обыскали.
Конечно, юмор английский несколько специфичен для нас, тут нужно уметь услышать скрытый подтекст. Директор Королевской академии для мальчиков в Грэнтеме практически с порога заявил нам, что он бездельник, потому как его учителя работают в поте лица, а он только прохлаждается. Вот и сейчас забежал на минутку - с нами повстречаться. Затем предложил скинуть верхнюю одежду, чтобы не мешала, вывел во двор школы и коротенько, минут на десять, под пронизывающим ветром неторопливо поведал историю своего образовательного учреждения. Мы, конечно, восхитились готической архитектурой, но взмолились увести нас в здание.
Миф восьмой. Британские школы - одни из лучших в мире
В том же Грэнтеме в академии старшеклассников готовят к поступлению в вузы. Однако при составлении индивидуальных учебных планов им рекомендуют включать в список изучаемых предметов науки и искусства. Много внимания уделяется музыке, ну и, безусловно, спорту. А посещение бассейна вообще, похоже, является обязательным для всех, включая самых маленьких. И еще нас удивило, что в школах Грэнтема урок может длиться и 30, и даже 50 минут . Все зависит от желания учителя. И тут мы очень позавидовали свободе английских коллег. Обязательные национальные тесты на разных ступенях обучения роднят британское образование с нашим современным. Англичанам такое тестирование тоже не нравится. Но они лишь шутят по этому поводу… в свойственной им манере.
Мы почти поверили в то, что их школы одни из лучших, потому что они нам понравились, еще больше - работа наших коллег. Но уже в первый лондонский вечер встретились с Дэвидом Хиггинсом, бывшим директором средней школы и ярым приверженцем учения Льва Выготского. И мистер Хиггинс убедил нас, что лучшее образование все-таки в России! Особенно в начальной школе. В Англии, к сожалению Хиггинса, министерство образования по непонятным причинам пока игнорирует технологию развивающего обучения. Но есть определенные подвижки в этом направлении в Уэльсе. Поэтому мы все дружно пожелали в следующий раз посетить школы Уэльса, чтобы сравнить их результаты с нашими.
Это намек. Росатому…
Виктория ГОРБУНОВА