В апреле горожане обнаружили в своих почтовых ящиках листки с перечнем и стоимостью работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, которые оказывает управляющая организация. После изучения прелюбопытнейшей информации возникли вопросы. Ответы на них «ГиГ» постарался получить у коммунальщиков.
В длинном списке первым пунктом стоит надзор за состоянием общего имущества дома. Он включает в себя общие, частичные и внеочередные осмотры конструктивных элементов и инженерного оборудования. За каждый отдельный вид работы выставлена его стоимость, причем единицей измерения служит один квадратный метр. К примеру: цена осмотра техническими работниками одного квадратного метра шиферной крыши составляет, судя по этому документу, всего 0,06 рубля. Сущие копейки! Но кто из жильцов знает, какова площадь крыши их дома, то есть сколько конкретно он должен платить работнику ЖЭКа, который следит, в порядке ли кровля?
В перечне прописаны также работы по подготовке дома к сезонной эксплуатации. Речь идет о промывке батарей, удалении с крыш наледи и снега, содержании подвалов и чердаков, узлов ввода и машинных помещений. Однако вряд ли кому из обывателей известно о том, какую протяженность имеет домовая сеть отопления, а также площадь чердачных и подвальных помещений.
Много туману и в стоимости содержания придомовой территории (к слову, это самая весомая в денежном выражении строка списка), которая тоже указана лишь за один квадратный метр, поэтому выглядит абсолютно невинно. К примеру, жителям сталинок по Чапаева эта услуга обходится в 4,19 рубля. Платить за уборку асфальтового покрытия, стрижку газонов и вырубку аварийных деревьев, конечно, нужно, но, согласитесь, информация о цене этих работ для неспециалиста выглядит совершеннейшей абракадаброй.
Итоговая цифра стоимости услуг не устрашает - всего-то 17 рублей 38 копеек. Однако, повторюсь, данная сумма рассчитана только на единицу измерения. К чему такие сложности?
- Мы разослали по всем почтовым ящикам информацию с перечнем и стоимостью услуг, которые выполняет обслуживающая организация по содержанию общедомового имущества, по распоряжению губернатора Красноярского края, - пояснила газете заместитель директора МП ГЖКУ Людмила Орешкова. - Стоимость каждого вида работы и услуги экономически обоснована. Все расчеты выполнены для каждого дома индивидуально после предварительного обследования его состояния. Узнать, какова площадь крыши, подвалов, сетей, можно из паспорта дома, он есть в вашей жилищно-эксплуатационной конторе.
То есть коммунальщики предлагают жителям многоквартирных домов самостоятельно посчитать, за что же они платят каждый месяц? Сомнительно, что люди начнут требовать в ЖЭКах паспорта домов и с калькуляторами в руках делать расчеты.
Больше всего вопросов вызывают строки перечня с указанием периодичности выполнения работ. Жильцы не могут достоверно знать, на самом ли деле у них проводятся профилактические осмотры шкафов водораспределительных устройств и действительно ли измеряется сопротивление изоляции проводников внутридомовой распределительной сети. Вполне возможно, что специалисты делают это именно так, как положено: один раз в 12 месяцев. А вот в каком состоянии содержатся лестничные клетки - известно всем. Кто из жителей многоквартирных домов может похвастаться тем, что в их подъезде работники ЖЭКов раз в год моют панели и стекла, протирают плафоны, двери и почтовые ящики? Может, кто-то из счастливчиков и живет в таком доме, но чаще всего мы наблюдаем иную картину: с потолка свисает паутина, подоконники завалены окурками, стекла черные от грязи, скопившейся за несколько десятков лет. Где уборщица ежедневно подметает влажным веником три нижних этажа и два раза в месяц моет весь подъезд? А ведь именно такая периодичность уборки лестничных клеток прописана в перечне работ и услуг, предоставляемых управляющей организацией.
- Представители жильцов дома должны потребовать от ЖЭКа, чтобы в каждом подъезде был вывешен график уборки, - сказала Людмила Орешкова. - Ежедневно уборщица сдает технику конторы акт о выполненной работе, его подписывают жильцы двух-трех квартир дома. Без данного документа никто не будет платить работнице зарплату.
Однако начальник ЖЭК №2 Игорь Михайлов заявил - он впервые слышит о том, что в подъезде должны наличествовать графики уборки. Такое распоряжение из ГЖКУ ему не поступало. Взглянуть на акты выполненных работ нам тоже не удалось. Документы, по словам Михайлова, могут посмотреть только представители советов домов, чьи полномочия подтверждены решением общего собрания. А если в доме совет не избран? Тогда, получается, эта информация для обычного жильца закрыта?
Впрочем, совершенно отказываться от предоставления журналистам документов Михайлов не рискнул, но тут же выяснилось, что техник как нарочно ушел в отпуск, а работник, его заменяющий, сейчас находится на объекте.
Зато в ЖЭКе №8 акты о выполненных работах нам показать согласились сразу. Начальник конторы Лидия Прохоренко сказала, что и паспорт дома, и все другие бумаги, касающиеся предоставляемых услуг, может посмотреть любой житель домов, которые они обслуживают. И никаких тайн мадридского двора здесь нет. Остается только догадываться, почему столь разная реакция у начальников ЖЭКов на один и тот же вопрос.
Марина СИНЮТИНА