Кто бы мог предположить еще год назад, что публичные слушания по проекту Генерального плана развития территории ЗАТО могут вызвать бурю в обществе. Как правило, такие мероприятия раньше проводились при небольшом количестве участников. Немного вносилось и предложений. Но на этот раз все было иначе.
Публичные слушания по вопросу о рассмотрении проекта генерального плана ЗАТО Железногорск на период до 2040 года сначала провели в поселках. В Додоново жители одобрили проект и предложили включить в него строительство общеобразовательной школы и спортивного сооружения, а также реконструировать здание, где сегодня размещаются здравпункт и почта. В Тартате - дополнили проект предложением о прокладке в поселке кабеля для телевидения и интернета. В Новом Пути самым животрепещущим вопросом стала судьба закрытого кладбища. Люди проголосовали против новых погостов - захотели расширить старый. А также предложили построить дорогу для нового квартала. Но в целом вектор развития территории одобрили. Жители деревни Шивера также согласились с проектом генплана.
А вот результаты публичных слушаний в Подгорном стали для властей неожиданностью. Жители поселка рекомендовали главе ЗАТО принять решение об отклонении проекта генерального плана на период по 2040 год и о направлении его на доработку.
Впрочем, такой ли неожиданной была негативная реакция людей? Говорят, что задолго до публичных слушаний председатели советов домов запустили анкету, где перечислялись объекты, запланированные генпланом в поселке. В том числе размещение в 2,5 километрах от Подгорного большого полигона ТКО и мусороперерабатывающего завода, а также нового кладбища и крематория. Предлагалось выразить свое отношение к этим объектам. Рассказывают также, что с председателями советов МКД плотно поработали некие люди с очень активной общественной позицией. Информация о строительстве крематория, который, по слухам, должен работать не только на ЗАТО, но и на Красноярск, а также о возможности появления огромной помойки рядом с поселком бурно обсуждалась на улицах, в магазинах, учреждениях и соцсетях. Накануне публичных слушаний неизвестные лица разбросали и расклеили по поселку листовки, в которых призывали обязательно прийти на мероприятие, где будет решаться судьба населенного пункта. «Ты хочешь жить рядом с крематорием? - подогревали и без того взбудораженных людей авторы прокламации. - Ты хочешь, чтобы в твои окна валил дым от мусорного завода? Будет ли вместо наших зеленых полян мусороперерабатывающий комплекс в 40 га - решать тебе!»
Неудивительно, что Подгорный загудел, как потревоженный улей. Людей также возмутило, что публичные слушания были назначены на 15 часов - самый разгар рабочего дня. Тем не менее, 28 марта в зал ДК Подгорного пришли более 600 человек - 10% от числа жителей поселка. Конечно, в основном пенсионеры - электорат, который очень легко поддается на различного рода провокации. Особенно когда дело касается подмены понятий.
Именно поэтому участники публичных слушаний в Подгорном моментально завелись после выступления вице-спикера Заксобрания Красноярского края Алексея Кулеша. Он потребовал предоставить материал по обоснованию выбранного варианта для площадок под строительство нового полигона ТКО и кладбища с крематорием. «Существует ли оценка возможного влияния планируемых объектов на развитие территории, и каковы риски при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера?» - спросил Кулеш. И пока представители администрации лихорадочно пытались отыскать необходимые документы, началась демонстрация видеообращения жителей Подгорного. В ролике говорилось о том, что некогда уютный поселок стал неухоженным: единственная школа находится в аварийном состоянии, много лет не проводится благоустройство, нет мест для отдыха жителей, а гордость Подгорного - живописное озеро - превратилось в сточную яму. Но в проекте генплана предусмотрен единственный социально-культурный объект - лыжная трасса. Вместе с тем вблизи поселка предполагается разместить огромную помойку, мусорный завод и крематорий. Чем отличаются жители Подгорного от жителей Железногорска, разве не вправе они также дышать чистым воздухом, вопрошали авторы обращения.
Раскаленную обстановку попытался разрядить Сергей Пешков, первый замглавы ЗАТО. Он предложил исключить из проекта все пункты, вызвавшие негатив у населения, добавить озвученные предложения и проголосовать за проект в целом. Однако активисты сорвали голосование, заявив, что людей обманывают. Дескать, после голосования ничего уже нельзя будет изменить, поэтому необходимо отклонить проект полностью, как недоработанный. С большим трудом ход слушаний удалось продолжить. В результате из проекта были исключены полигон ТКО и кладбище с крематорием, затем в документ внесли пункты по благоустройству поселка.
Казалось бы, конфликт был исчерпан. Однако Алексей Кулеш вновь вернулся к вопросу об отсутствии обоснованности выбора площадок под полигон и крематорий и предложил Совету депутатов ЗАТО Железногорск принять решение об отклонении проекта генерального плана и направлении его на доработку. И более 600 человек его поддержали. Сергею Пешкову ничего не оставалось, как вынести на голосование предложение - рекомендовать главе ЗАТО принять решение об отклонении проекта. Оно и было принято в итоге.
А в соцсетях Алексей Кулеш меж тем сообщил, что в Подгорном люди проголосовали против крематория и МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНОГО завода. А не мусороперерабатывающего, как сказано в проекте генплана. Сомнительно, что вице-спикер ЗС не знает, что различие между этими объектами существенно, и просто оговорился. Подмененное понятие разошлось в сети. Неудивительно, что накануне публичных слушаний в Железногорске в нашей редакции раздался телефонный звонок. Встревоженная читательница просила газету помочь собрать народ на публичные слушания, чтобы не допустить строительства МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНОГО завода в ЗАТО. Все наши аргументы, что слушания будут проводиться по согласованию проекта генплана на 20 лет, и что никакого МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНОГО завода там не предусмотрено, а объекты ТКО в Подгорном уже исключены, были бесполезны. То есть сценарий, опробованный в Подгорном, имел все шансы повториться и 2 апреля на заключительном этапе публичных слушаний в Железногорске. Тем более что они были назначены на 18 часов - все желающие могли принять в них участие.
Железногорцы тоже проявили невиданную по нынешним временам активность. В здании администрации, где проводились слушания, были полностью заняты оба зала четвертого этажа (в одном шла демонстрация на экране в режиме онлайн). Но участников зарегистрировалось в два раза меньше, чем в Подгорном, - 360 человек. Приехали и представители этого поселка, чтобы еще раз заявить о своих требованиях. В отличие от слушаний в Подгорном, мероприятие прошло довольно спокойно - не было возмущенных криков с мест, не было озлобленных лиц. Докладчики сменяли друг друга, в нормальном рабочем режиме обсуждались все интересующие людей моменты. В том числе и пресловутый мост через озеро. Широко разрекламированная «изюминка» не получила поддержки населения, как и ожидалось. Жители сомневались в целесообразности данного сооружения, предрекая, что из-за него ухудшится состояние озера. Против строительства моста высказались и представители железногорского парусного спорта. Их совершенно не устраивало, что эллинги планируется перенести на другой берег. В итоге эту спорную затею из проекта генерального плана исключили. По требованию жителей Подгорного вновь состоялось голосование по поводу полигона ТКО и крематория. И с таким же результатом. Неожиданно для всех Сергей Пешков объявил, что вместо строительства мусороперерабатывающего комплекса будет доведен до ума старый полигон ТБО, закрытый по причине природоохранных требований.
К концу слушаний ряды участников заметно поредели. Далеко не всем удалось выдержать в душном зале почти три часа. Но нормы закона были соблюдены, и процедура публичных слушаний благополучно завершилась - проект генерального плана ЗАТО Железногорск на период до 2040 года был согласован. Все замечания, внесенные в проект, будут учтены разработчиками, пообещал глава ЗАТО Игорь Куксин.
- Меня порадовала активность жителей, - сказал после публичных слушаний Игорь Германович. - Подчеркну, что в уже утвержденный генеральный план можно будет внести изменения, ведь это живой документ.
А сделать это наверняка придется. Ведь главные вопросы - куда в недалеком будущем девать мусор и где хоронить умерших - были «по желанию трудящихся» заблокированы. И стоило ли так будоражить население, если результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер? Этот момент и стал неприятным послевкусием от чрезмерной активности вдохновителей протестных настроений.
Марина СИНЮТИНА