Дети и сотрудники называют его ласково - домик. И когда они это произносят, абсолютно у всех появляется особая теплота в голосе. Для каждого эти стены значат свое, но обязательно что-то хорошее. Одни выпускаются, уходя в большой мир, другие только приходят сюда - жизнь здесь не останавливается ни на секунду вот уже 20 лет. В этом году у Железногорского детского дома юбилей.
Нам подарили любовь
Он был одним из тех малышей, которых 31 августа 1999 года привели в детский дом из 27-го садика. Сейчас Сергею Поварову 25 лет, о своем детстве, проведенном здесь, вспоминает с теплотой. Он до сих пор каждый день приходит в детский дом, но теперь уже на работу.
- Когда нас привезли сюда, мы были маленькими и глупенькими - сначала не понимали, что нас бросили. Но здесь было хорошо жить - приходишь в детский дом и чувствуешь любовь. Первые воспитатели были очень добрыми, мы были как семья, где тебе дарили любовь, полностью в тебя вкладывались, чтобы из тебя в этой жизни что-то получилось. Мои первые педагоги - Надежда Петровна, Светлана Михайловна, Анатолий Михайлович. Это самые лучшие воспитатели, они учили так, чтобы ты вышел в будущем в жизнь и умел что-то делать и преодолевать свой страх. Каждый вечер мы убирались в группе, стирали себе. Конечно, не все получалось, взрослые потом переделывали, но сам факт - они нас учили быть самостоятельными.
Помню, как в 2013-м году вышел из детского дома и пошел в магазин. И был такой момент: не знаю даже, что купить. На меня сразу упала куча ответственности, куда-то что-то заплатить. Но в любой момент своей жизни я могу обратиться к педагогам, которые меня воспитывали, и они обязательно помогут, подскажут. Эти люди стали для меня по-настоящему родными.
У нас были занятия, кружки, нас отдавали в спорт. Когда я задумал бросить плавание, воспитатели меня настоятельно вернули, объяснив и убедив, что из меня может что-то получиться. Я кандидат в мастера спорта, участвую в соревнованиях российского уровня, занимаю призовые места. Сейчас поступаю учиться на спортивного судью.
Даже борщ сварить могу
Евгений Буканов в детский дом попал в 10 лет. Сейчас ему 23, уже пять лет он живет самостоятельно, получил две профессии, работает в Атомспецтрансе.
- В детский дом меня привезла милиция. Сначала я подумал, что это детский садик, спрятался под кровать и сидел там целый день. Потом со всеми познакомился, поел, освоился. Мне все понравилось: режим хороший, питание. Если дома я голодал, то здесь ни в чем себе не отказывал, всегда был чистый, аккуратный. Нас учили порядку. Хочу поблагодарить воспитателей Надежду Петровну, Валентину Алексеевну, Анатолия Михайловича, Валентину Федоровну, Галину Ивановну, Юлию Евгеньевну, Юлию Георгиевну - нашего директора, когда я тут жил. Всех сейчас и не вспомнить. Они реально заменили нам маму и папу.
Когда оставался последний год, и я понимал, что скоро выпущусь из детского дома, я побаивался, не знал, что будет. Но приехал в общежитие в Красноярск и понял, что реально все умею, даже борщ готовить. Это спасибо Наталье Аркадьевне!
Нас постоянно водили на спортивные мероприятия, соревнования. У меня много наград, есть что детям потом показать. Конечно, для семьи я пока еще молод, сначала хочу встать на ноги, чтобы ни в чем не нуждаться. Своим детям хочу дать то, чего сам не получил в детстве, - любовь и заботу родных папы и мамы.
Место, где тепло и уютно
Для Юлии Татариновой Железногорский детский дом - часть жизни. Два десятка лет назад он открылся при ее непосредственном участии. Вместе с ней все начиналось, за ее плечами семь лет руководства этим учреждением, и сегодня Юлия Георгиевна продолжает помогать воспитанникам уже в качестве социального педагога.
- В городе назревала необходимость открытия детского дома, подвигли на это два директора: 179-й коррекционной школы Раиса Ивановна Пашкова и 94-й школы-интерната Людмила Романовна Замятина, где обучались и жили в том числе дети-сироты. Были какие-то идеи, мечты… И в один прекрасный момент, случилось это зимой 1998 года, Светлана Григорьевна Катаргина (а мы с ней работали в Санаторно-лесной школе, тогда она называлась ДДРК), мне говорит: «Ну, все, мы начинаем».
Мыслили мы на тот момент стереотипно: бедные, несчастные дети-сироты, - и с этой установкой подходили к делу. (Уже спустя много лет мы поняли, что все по-другому...) Быстро нашли здание - бывший детский сад по Восточной, 19а, он как раз находился на реконструкции. Когда мы со Светланой Григорьевной туда приехали в первый раз, сразу родилась идея - будет разделение на группы. Потом бесконечные планерки, строительство, верстка устава, подбор воспитателей. Взять за основу готовую модель было невозможно, это сейчас все прописано законодательно, а тогда мы реализовывали свои собственные идеи. В августе здание уже сдали в эксплуатацию - все на едином дыхании. Строители, когда уходили, такой праздник нам закатили, как будто эстафету передавали: девчонки, мы построили, запускайтесь, дай бог вам всего.
И вот наступает 31 августа. Постановление главы администрации, списки детей из трех учреждений - 94-го интерната, коррекционной школы и 72-го детского комбината. Мало того, что все разного возраста, дети очень по-разному подготовлены интеллектуально, у каждого своя жизненная история. По какому принципу их комплектовать? Детский дом открывался на 64 человека: 8 квартир на 8 детей каждая. Взяли за основу принцип «как дома» - братья-сестры в одну группу, и к ним уже добавляли детей.
Помню, как сейчас, они идут к нам пешком отрядами, а у воспитателей, у которых в руках примерные списки, паника: как детей определить, кто есть кто, как всех запомнить?.. Привели их вечером, надо спать укладывать, помыть. А не во все группы кровати завезли, матрасы были, а кроватей недокомплект - машина задержалась. Вот так их в спальнях на пол и положили. Это была самая романтическая ночь, и дети безумно счастливые.
Было четыре дошколенка, одна девочка вообще только ходить начала. Мелкие все время за воспитателей держались. Для старших все в диковинку, интересно, необычно: я могу в ванной мыться, прямо сесть в нее, в любой момент, да хоть весь день. Дети пребывали в эйфории, не верили, что сюда попали, что так может быть и так можно жить. Одна девочка 17-летняя даже плакала: да я же тут и не поживу, мне выпускаться надо, почему мне так много лет.
И началась круглосуточная, круглогодичная, без выходных и праздников жизнь и работа, и ни на секунду ты остановиться не можешь. За 20 лет не было ни одного дня, чтобы учреждение осталось пустым. Формально рабочий день у нас, конечно, есть, но по факту это невозможно - жизнь не останавливается ни днем, ни ночью.
А спустя буквально полгода медики пригласили нас в соматику. Мы со Светланой Григорьевной пришли, видим грудничков-отказников, в казенном манеже - большом, высоком, белом, в ползунках со штемпелями, их трое… «Берем!» Это было какое-то сумасшествие, за три дня подготовили место для них, детская кухня подключилась. И тогда мы начали попутно заниматься подготовкой приемных родителей - все было стихийно. Стали устраивать малышей в семьи, они у нас находились не более полугода.
В 2002 году к детскому дому присоединяется отделение неотложной социальной помощи, куда временно помещаются детки, попавшие в трудную ситуацию. Открылся филиал на Элке - в двухквартирный коттедж с приусадебным участком заехали две группы по 6-7 детей, и работали там две семейные пары.
А в 2006 году начался перевод учреждения из муниципального подчинения в краевое. Край был в ужасе от нашей структуры, штатного расписания, финансирования. В тот момент я ушла из детского дома.
Я уже была директором радио, когда Валерий Головкин предложил мне должность директора детского дома, долго сомневалась, прежде чем согласиться. И первая задача от министерства - привести в соответствие штатное расписание. Так моя деятельность как директора началась с необходимости сократить 21 ставку. Конечно, это было больно. Филиал на Элке закрыли, приюта уже не было к тому моменту - получился классический детский дом.
Когда только все начинали, думали - дети должны привязаться к этому месту, это так здорово - у них теперь дом появился. Да не их это дом! Это не их родное гнездо. Это то место, где им было тепло и уютно, и вокруг были добрые, хорошие люди. Хочешь - помни, не хочешь - не помни, у тебя есть право выбора. Но больше, конечно, помнят и приходят в гости.
Это не работа, это жизнь
О том, что детский дом представляет собой сегодня, какие задачи приходится решать и о планах на будущее рассказала и.о. директора Елена Гой.
- Принципиальных изменений в нашем детском доме за 20 лет не произошло, потому что изначально он создавался по принципу семейного проживания. Поэтому, когда в 2015 году вступило в силу постановление правительства о реформировании системы детских домов, мы достаточно легко пережили этот этап.
Во все времена приоритетной задачей таких учреждений являлось устройство детей в семью, и сейчас актуальным остается сокращение срока пребывания ребенка у нас. Конечно, здесь есть трудности. Во-первых, дети приезжают к нам со всего края, и это одно из отличий современного детского дома. Во-вторых, в последние годы возникла тенденция - приходят семьи по два, три ребенка подросткового возраста. Сейчас готовимся к приему семьи из 6 детей. Представляете, как сложно им найти замещающую семью, ведь разделять братьев и сестер ни в коем случае нельзя. К счастью, есть люди, готовые принимать наших воспитанников, становиться их наставниками, но, к сожалению, их не так много.
Далеко не всем ребятам получается найти семью, поэтому другая важная задача - подготовить воспитанников к самостоятельной жизни. И нашим детям очень повезло. В каждой группе есть вся необходимая бытовая техника, которой дети могут свободно пользоваться. У нас нет общей столовой, воспитанники кушают в своих группах. Это очень удобно, так как ребята разного возраста, естественно, прийти в одно время у них не получается. И они могут, как дома, поставить еду в холодильник, подогреть ее в микроволновке, попить в любое время чай.
И очень важно в нашей работе - сделать все, чтобы не только дети не боялись социума, но и социум не боялся их. Мое больное место - отношение людей, которые не работают с нами и не знают реальной картины жизни в детском доме, но у них сформировалось негативное мнение о детях-сиротах - из фильмов, разговоров, СМИ. И вот с этими шаблонами мы все время боремся. Учреждение работает на открытость: мы ломаем стереотип, что ребенок из детского дома обязательно проблемный, преступный, неадекватный. Мы открыты в своей деятельности, во взаимодействиях с учреждениями и партнерами.
С 2015 года детский дом реализует новое направление - постинтернатное сопровождение. Каждый выпускник знает, что может обратиться по любой проблеме к специалистам детского дома. Сопровождение осуществляется до 23 лет, но к нам приходят и бывшие воспитанники в более старшем возрасте, и не только с проблемами, просьбами, но и делятся радостью, своими успехами, достижениями.
Но детский дом - это не только дети. Одни из них приходят, другие выпускаются - взрослые же находятся постоянно. Нашу работу сложно назвать работой - здесь живут. А сложно ли быть сотрудником детского дома? Можно ли ответить, сложно вам быть в своей семье?.. Ни один воспитатель не скажет, что ему легко. А если человек так ответит - он слукавит. Но и если скажет, что очень сложно - значит, это не его место. Педагоги здесь на самом деле живут, потому что 8 характеров, 8 разных темпераментов, 8 жизней - ты в каждом ребенке. А вот со своей семьей - сложно. Постоянно на телефоне, вечно что-то решаешь, подскакиваешь, срываешься в выходной. Нашим семьям, конечно, нелегко, поскольку наша работа является частью жизни. Но родные все понимают, поддерживают.
Сейчас нам важно сохранить сформировавшийся уклад. Продолжать развивать социальные связи и партнерство. Поддерживать кадры, стимулировать профессиональный рост, развивать компетенции педагогов.
Валерия ПАЛАВАЕВА
Директорами детского дома в разные годы были
Светлана Григорьевна Катаргина (1999-2005)
Тамара Дмитриевна Семененко (2005-2006)
Юрий Дмитриевич Шулаев (2006-2007)
Юлия Георгиевна Татаринова (2007-2014)
Екатерина Андреевна Головинкина (2014-2019)
КГКУ «Железногорский детский дом» сегодня
8 групп-квартир, где есть санузел, кухня, место для приема пищи, 4 спальни и гостиная
41 ребенок от 7 до 23 лет
73 сотрудника
29 педагогов