Железногорская делегация практически неделю работала в Ангарске. Это был ответный визит в рамках нового проекта территорий «Образовательный туризм». Директора, завучи и педагоги общеобразовательных и спортивных школ, Дворца творчества, руководитель Молодежного центра Железногорска на этот раз знакомились с системой образования сибирского городка с населением 236 тысяч человек.
Его называют маленьким Петербургом - проектировали городок ленинградские архитекторы. И в этом его такая родная схожесть с Железногорском, но точно со своей историей и энергетикой. Ангарчане любят свой город, и чувствуется это во всем - не знаю, как это можно описать, чтобы прочувствовал каждый: идешь по улицам Ангарска и веришь лозунгам и плакатам про любовь, территорию успеха, пространство побед. По крайней мере, эта поездка в рамках проекта «Образовательный туризм» показала нам сибирскую глубинку только с лучших сторон. Мы не в розовых очках и понимаем, что проблемы в территории есть и с рабочими местами (производства закрываются), и с молодыми кадрами, и с перспективами развития, и с финансированием, но совершенно точно в Ангарске есть позитивный стержень про веру в себя и тех, кто ответственен за город. Удивило то, что у ангарчан нет в обиходе оборотов «против власти» - есть конструктивное «мы можем быть не согласны и всегда это обсуждаем». И что это действительно работает, мы смогли увидеть в действии. Например, уникальный опыт совместной работы Общественных советов: Родительская инициатива, Совет отцов, Совет женщин и администрации города, Управление образования на благо детей, родителей и педагогов. Это настоящее содружество заинтересованных людей: родителей, чиновников, депутатов, общественников, - и это реально работающий инструмент. Структуры не в противодействии, а ВМЕСТЕ решают вопросы. Мы об этом напишем отдельно, потому что это интересный опыт и его можно смело внедрять в Железногорске.
Вау-эффект в школе и детском саду
- Мы едем в новую школу Ангарского городского округа, - говорят железногорской делегации коллеги. - Ее открыли в прошлом году.
Вот это да! В Ангарске строятся школы! Это сообщение было из разряда шоковой терапии - наверное, потому, что мы уже свыкаемся с мыслью, что нет перспективы строительства новых учебных заведений в нашем городе. Подъезжаем в микрорайон Китой - это поселок, и его настоящим центром сегодня является школа №11. Современная, стильная, огромная. Нас встречают дети и педагоги. Впереди экскурсия по новым аудиториям - в классах продумано все до мелочей, оборудование вызывает нормальную профессиональную зависть - вот бы всем так: много света, современные станки, компьютеры, швейный цех для девочек, классы физики и химии с полным комплектом новейшего оборудования для лабораторных работ, лингафонные кабинеты. В школе работают телевизионная студия, редакция газеты, художественная галерея, зимний сад как зона релакса и студия исследовательской деятельности школьников. Здесь работает свой отряд волонтеров - учащиеся 8-10 классов (вообще в Ангарске очень развито волонтерское движение и наставничество). Делегация Железногорска могла только удивляться, восхищаться, интересоваться программами, перспективами, особенностями работы на школьных параллелях.
Такой же восторг педагогов вызвало пространство детского сада «Теремок». Счастливое детство - главный вектор работы воспитателей и всего персонала. Это автономный детский сад, и, по словам заведующей, в год им удается зарабатывать до трех миллионов рублей на дополнительных образовательных услугах. Плюс гранты и всевозможные конкурсы. В «Теремке» для детей разного возраста оборудованы зал лего-конструирования, кабинет программирования и развития компьютерной и инженерной грамотности, есть свой бассейн, интерактивная песочница, тематические фотозоны. А еще у этого детского сада недавно появился филиал - второе здание.
- Ангарск по архитектуре, отношению людей к своей работе и уровню гостеприимства очень похож на наш Железногорск, - говорит Евгений Карташов, заместитель главы ЗАТО Железногорск по социальным вопросам. - Поразили школа, набережная. Если новые городские зоны у нас тоже есть, то вот новой школой гордиться пока не можем. Я думаю, и нам пора искать возможность строительства новых школ и детских садов. Очень интересен был опыт взаимодействия системы образования и общественных организаций - в Железногорске тоже будем делать ставку на это, предстоит большая работа.
Гуманная педагогика в действии
Школа №24 Ангарского городского округа архитектурно очень похожа на некоторые школы Железногорска. Она тихая и приветливая. Железногорская делегация прибыла сюда вечером, чтобы познакомиться с особенностями работы методического центра гуманной педагогики. Звонок, перемена, дети... Кстати, в Ангарске вторая смена - норма, никто не возмущается, расписание выстраивается так, чтобы детям было комфортно совмещать дополнительное и основное образование. В этой школе своя методика, ее основа - гуманная педагогика Шалвы Амонашвили, он бывает здесь, курирует программы, помогает выстраивать уроки так, чтобы каждый ребенок чувствовал, что учитель рядом с ним, на его стороне. Здесь обязательны уроки духовности, потому что гуманная педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. За опытом в 24-ю школу Ангарска едут педагоги не только Иркутской области - здесь рады гостям со всех регионов страны.
- Ангарская система образования, безусловно, интересна. Но мы, на мой взгляд, не увидели чего-то совсем нового и до сих пор неизвестного нам в профессиональном плане, - резюмирует Евгения Титова, заместитель руководителя Управления образования ЗАТО Железногорск. - Зато еще в одном городе у нас появились потенциальные партнеры для реализации совместных проектов (и не обязательно на коммерческой основе). Думаю, что школам Железногорска и Ангарска можно найти друг друга по интересам. Вызывает уважение сплоченность ангарской команды, умение показать себя, по-хорошему завести зрителей, еще раз влюбить в свою профессию. Все это умеет и Железногорск… Вполне возможно, именно поэтому мы интересны друг другу.
Центр этнической культуры
Еще один микрорайон городского округа - Одинск. Здесь расположена школа №16. Ее особенность в том, что это центр сохранения этнокультурных традиций бурятского народа. 98% населения Одинска - буряты. Ученики местной школы обязательно изучают традиции, язык, историю своего народа.
- Первое мое впечатление - в Ангарске трудяги такие же, как и мы. И каждое образовательное учреждение самобытно и имеет свое лицо. Они могут гордиться этим, - делится впечатлениями Евгения Бреус, директор гимназии им. В.П.Астафьева №96. - Самобытность школы Одинска - бурятская этническая культура, это неповторимо: все так тонко от внешнего вида до программы познания своей истории. Это так важно сегодня, когда все заметнее тенденция к тому, что мы теряем корни. Я еще не все успела проанализировать. Но уже точно знаю, что было бы интересно организовать исследовательские туры для детей в Ангарск - по биологии и географии, например. Отдельного внимания достойно музейное дело Ангарска - меня поразили городской музей часов с мировым именем и музей боевой славы школы №37.
МВД, Росгвардия, МЧС и школы
Несколько образовательных учреждений Ангарска приоритетным для себя выбрали патриотическое воспитание. Железногорская делегация познакомилась с практикой школы №37. Здесь в старшие (8-11) профильные ведомственные классы ученики попадают по конкурсу, все серьезно: строевая подготовка, законы, оружие, стрельба, ответственность. А еще в этой школе открыт самый современный музей боевой славы – здесь проходят настоящие уроки воспитания патриотов малой и большой Родины.
- В нашей школе ДЮП «Брандмайор» занимается противопожарной безопасностью, но мы могли бы воспользоваться опытом ангарских школ и рассмотреть расширение образовательных возможностей в данном направлении, - делится Татьяна Шмидт, директор школы 93. - А лицею 102 предлагаю задуматься об открытии класса космонавтов (это шутка, конечно, но продумать проект для кадров Роскосмоса было бы интересно). Можно подумать над творческим воплощением долговременных образовательных игр (ДОИ), практикующихся в ангарской школе №40, вспомнив собственный опыт проведения ежегодных «Правовых игр» между образовательными учреждениями города.
Класс хоккеистов (спортсменов)
Школа и спорт: как совместить несовместимое, точно знают в ангарской школе №9. Гордость школы - классы хоккеистов. С началки здесь учатся целые команды местного хоккейного клуба «Ермак». Это классы мальчиков, но особых гендерных технологий здесь не используют - общеобразовательная программа сформирована с поправкой на то, что расписание этих детей в школе напрямую зависит от расписания тренировок на льду. Все гармонично. Здесь растет смена профессионалам. Кроме этого, в школе оборудованы залы для футболистов, борцов и восточных единоборств, бассейн пловцов.
- Спортивные классы - тема старая, известная многим. Периодически такие классы возникают, некоторое время существуют и исчезают в тех или иных общеобразовательных учреждениях и муниципальных образованиях. Условия возникновения - наличие заинтересованного преподавателя физкультуры или тренера, - рефлексирует Валентин Дюбин, директор СШ №1 Железногорска. - В Ангарске это интересы целого спортивного хоккейного клуба «Ермак». Дети в раннем возрасте попадают в команду. Клуб любыми способами старается удержать этих детей у себя, создавая условия и для учебы, и для тренировок. Не все, конечно, становятся хоккеистами, но те, кто остаются, имеют хорошую мотивацию для занятий спортом. Создание спортивных классов легче в игровых видах спорта, так как команда - это 15-20 человек одного возраста, соответственно, их можно определить в один класс, выстроить тренировочный и образовательный процесс. В индивидуальных видах спорта сложнее. Собрать 20 бегунов, лыжников, кикбоксеров или стрелков одного возраста проблематично. Пожалуй, для нашего города это неподъемная задача. Если выражаться простым языком, овчинка выделки не стоит. Есть более насущные проблемы, решение которых может улучшить качество подготовки резерва для спортивных сборных команд региона. Но отмечу, что такие туры по обмену опытом дают толчки для самообразования, поиску новых форм и методов организации тренировочного процесса и процессов обучения, взаимодействия между физкультурно-спортивными организациями и образовательными. Думаю, у нас будет продолжение - совместные интересные проекты.
«Лифт» для героев нашего времени
Еще одним центром притяжения Ангарска по праву считается молодежный центр «Лифт». Подчиняется он Управлению культуры и молодежной политики городского округа - это многое определяет. При нем созданы и работают 16 клубов по месту жительства - активно присоединяются к работе учреждения дополнительного образования. Удивила и порадовала включенность руководителей молодежного центра в события и жизнь разных сообществ города - они, например, ведут группы в социальных сетях, участвуют в поисковой деятельности, реализуют добрые и социально важные проекты в Ангарске своей «Командой А».
- Такой проект, как «Команда А», я бы точно взял на заметку, - признается Иван Святченко, директор Молодежного центра Железногорска. - Нельзя сдаваться и замахиваться исключительно на грандиозные события, можно и нужно делать реальные шаги для блага своего города - искать героев своего времени, как говорят в Ангарске. Само пространство молодежного центра в 3 раза больше, чем наш «Спартак», - завидую. Это здорово, когда на таких огромных (без преувеличения) пространствах можешь реализовывать проекты, открывать новые творческие зоны, привлекать резидентов и ЦМИТы, организовывать молодежь для встреч, игр, концертов, тренировок. На базе молодежного центра работает театр - это тоже особая аудитория.
***
Говорить об особенностях системы образования Ангарска и опыте для Железногорска, о межведомственном сотрудничестве для развития территорий можно много и долго - это всегда полезно. Железногорские педагоги встретятся специально для подведения итогов своей работы в Ангарске на следующей неделе - уже точно известно, что есть идеи для сотрудничества и общих проектов. Одна из них - автопробег навстречу друг другу, посвященный 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Думаю, это будет грандиозно и интересно, если идея не останется только теоретическим и эмоциональным впечатлением от поездки, а найдет поддержку разных сообществ нашего города. Верю в это!
Юлия ТРЕТЬЯКОВА