Среди поисковиков он больше известен под позывным «Гриф». Он организует командную работу волонтеров, а в случае пропажи человека плечом к плечу с товарищами прочесывает лес, радуется, когда удается найти, переживает, анализирует, исправляет ошибки, если что-то не получилось. Он командир Краевой региональной общественной организации поисково-спасательной группы «Сибирь» - Андрей Поляковский.
- Андрей, почему в наше время, когда каждый сам за себя, вдруг возникают такие группы, готовые сорваться на помощь, несмотря на погоду и время суток?
- Наш город находится посреди тайги, на берегу Енисея. И люди терялись здесь всегда. В советские годы на предприятиях были организованы специальные поисковые отряды. В постперестроечные времена предприятиям нужно было выживать, и они такую службу убрали. Но теперь появились социальные сети, открывая безграничность получения информации, и есть люди, которые не могут сидеть без дела, хотят приносить пользу, ведь это заложено в человеке. Главное - правильно применить оба этих ресурса.
В августе 2017 года в социальных сетях появилась информация от заместителя начальника ЕДДС Ольги Димовой, что в Кантатском ущелье потерялись двое молодых людей. Она просила добровольцев помочь с поиском, поскольку государственные силовые структуры не имеют штата для поиска в лесу. Горожане откликнулись и быстро нашли потерявшихся. Через неделю - такая же ситуация. И те же добровольцы, в числе которых был и я, отправились в лес. Общими усилиями ребят нашли. Мы поняли: нужно объединяться, чтобы быстро реагировать в подобных ситуациях.
- Насколько сложно было начинать? Ведь был вариант стать филиалом красноярских поисковиков…
- Сперва не все шло слаженно, постепенно набирались опыта, получили поддержку двух красноярских отрядов - «Поиск пропавших детей» и всероссийского «Лиза Алерт». У нас создалась структура, которая работает как часы: в случае объявления команды «Внимание. Поиск» у каждого своя обязанность. Есть замкомандира, координаторы, инфорги, старшие поисковых групп, радисты, завхоз, инструкторы. Сейчас в группе 126 человек, и около 3 тысяч подписчиков, которые делают репосты - и это тоже очень сильно помогает. За два года мы участвовали в 103 поисках.
Конечно, основные поиски ведет отдел поиска пропавших граждан полиции, но, сами понимаете, один в поле не воин… Главное в этом деле - не упустить время! У поисковиков есть такая фраза: «Медлить - значит хоронить». Когда потерялся человек, счет идет на минуты. Именно поэтому мы не стали филиалом ни одной из уже работающих в Красноярском крае групп. Во-первых, специфика закрытого города не позволяет приглашать волонтеров из соседних городов. И кто, как не мы, родившиеся и выросшие в городе, знаем здесь каждый подвал, колодец, переулок, лесную тропинку и прочее. Мы и людей знаем, с которыми придется работать, и даже тех, кого приходится искать. Во-вторых, нам проще иметь управление внутри города, отслеживать ситуацию. Мы быстро созваниваемся, можем штаб организовать прямо в машине и сразу отправиться на поиски.
- Вы проводите и профилактическую работу, ваш проект «Дети - детям» стал победителем конкурса в рамках церемонии чествования «Светлые люди» как лучший проект года. Не жалко времени на это?
- Нет, это же профилактика! Раньше ее проводили наши инструкторы - опытные поисковики. Была разработана методика на основе опыта других отрядов, конечно, с добавлением своих уникальных приемов. В нашем отряде много творческих людей, в том числе учителей, психологов, представителей сферы культуры. Идейный вдохновитель и организатор - Анна Логиновская, творческий и сильный человек, она проделала большую работу по организации этого направления.
Профилактика ориентирована на школьников начальных классов. А потом родился проект «Дети - детям». Мы подготовили старшеклассников, теперь они рассказывают, как себя вести, чтобы не потеряться, и что делать, если беда приключилась. Это более эффективный способ, потому что дети говорят на одном языке, больше доверяют друг другу. Кроме того, есть у нас старшеклассники, которые, выпускаясь, становятся членами нашей команды.
Есть задача - научить ребенка с самого раннего возраста понятию безопасности в городе, лесу, около водоемов. Раньше этим занимались в школе и семье, но в какой-то момент мы упустили детей. Увлекшись гаджетами, они верят больше «Алисе» и «Гуглу», нежели собственной интуиции, глазам, мыслям. Поэтому, если мы будем давать им какой-то алгоритм действий, он отложится на подсознательном уровне. И теряться они будут меньше, будут способны выживать, ну а у нас будет меньше поисковой работы.
- Месяц назад ПСГ «Сибирь» получила свидетельство о регистрации НКО. Теперь у вас открываются новые возможности?
- Идея возникла давно, ведь группа, которая занимается таким видом деятельности, не может существовать без материальных вложений. Все два года работы каждый из нас для поисков брал свое оборудование, кто-то приобретал необходимое на собственные средства. Конечно, нам иногда помогают, например, печатают ориентировки, дают помещение для проведения мероприятий, но каждый раз ходить и что-то брать безвозмездно неудобно. Именно поэтому нам нужен был свой бюджет - купить тот же навигатор для группы. Одна поисковая группа состоит из 4-8 человек, в период поисков у нас может быть до 10 групп. Цена навигатора - от 8,5 до 35 тысяч рублей, взять из семейного бюджета такие деньги не может ни один поисковик. Поэтому отрядное оборудование должно быть общее, а значит, куплено на средства гранта, а его можно выиграть, если ты официально зарегистрирован как юридическое лицо.
Теперь мы получили статус НКО и готовы включаться в конкурсы, для этого у нас есть проектная группа, которая просматривает всевозможные варианты. Я ей полностью доверяю. И победы у нас еще впереди.
- Как семья относится к тому, что немало личного времени тратите на волонтерство?
- Это очень сложный вопрос. Действительно, кажется, что это время мы забираем из семьи. Но если у тебя есть дело, которым ты увлечен, всегда приходится чем-то жертвовать. А если говорить конкретно о семье, то, наоборот, я стал больше времени уделять жене и детям в период между поиском и работой. Я стараюсь больше сделать дома, для родных, чтобы меня потом легко отпустили. Если раньше можно было где-то полениться, посмотреть лишний раз телевизор или подольше полежать в кровати, то сейчас начинаешь рационально использовать каждую минуту своей жизни.
Я всегда нацеливаю своих ребят на правильное распределение ценностей. Сначала семья, потом работа, и только после твои личные увлечения, желания, в том числе и наша группа. Моя задача как командира - распределить нагрузку так, чтобы люди не перегорели, потому что есть те, кто готов каждый поиск выезжать и работать подряд много часов, не жалея себя. Естественно, они устают сильно. Я стараюсь давать им отдохнуть. Еще и потому, что если один человек рьяно за что-то берется, другие при этом расслабляются, а такого быть не должно.
Помимо этого волонтерская работа требует поощрения, даже просто сказать «спасибо», «умнички», «молодцы» - это очень нужно и важно. У меня нет премий, нет кубков или медалей, которые я бы вручал каждому из них, но есть большая возможность сказать слова благодарности, похвалить, подбодрить. На этом мы и держимся. Ребята у нас отличные, они изначально пришли сюда не за наградой и деньгами, а спасать тех, кто попал в беду.
- У каждого в группе есть позывной - обычно это какое-то животное или птица. У вас «Гриф». Почему?
- Гриф - это такая птица, которая сидит на суку, наблюдает за полем боя и под конец разгребает все, что осталось. Вот и я занимаюсь наблюдением, разбором, анализом… У нашей команды есть гимн, который я написал. Просто собрал мысли и слова поисковиков и оформил в стихи. Там есть такие слова: «Поиск - это вам не детский сад». Многие думают, что поиск - игра, приключения. Это далеко не так: когда от твоего решения, твоих действий зависит жизнь человека... К сожалению, были случаи, когда мы не находили пропавшего, потому что информации о том, куда он мог пойти, было мало. Мы об этом не говорим в публичном пространстве, но каждый такой случай отзывается болью. Это урок нам, что мы должны больше анализировать, практиковаться и проводить профилактику. Наша работа как бой, только без оружия, бой с самим собой, со своими слабостями.
Сегодня я не мыслю своей жизни без этой работы. А ведь еще три года назад вообще не знал, что люди теряются. А когда начал заниматься поиском людей, нашел себя.
Вера РАКОВА
Андрей Поляковский родился в Железногорске в 1971 году. Окончил КГПУ им. В.П.Астафьева по специальности «педагогика и методика начального образования». С 1992 года работает на Горно-химическом комбинате, ветеран атомной промышленности. Женат, трое детей.