Понедельник, 25 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Предотвратить беду. Под тихое мычание

21 января 2020 / Общество / 0
«ГиГ» продолжает серию публикаций, посвященную проблеме подростковых правонарушений. Мы рассказываем о реальных жизненных ситуациях, в которых оказываются молодые железногорцы. Совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, сотрудниками полиции, педагогами, психологами пытаемся найти причины, которые заставляют детей нарушать закон, а также формируем конкретные советы для родителей, чтобы в первую очередь именно они присмотрелись к своим детям, наладили с ними взаимоотношения и смогли вовремя оградить ребенка от потенциальной опасности.

Под тихое мычание

В нашей стране то тут, то там происходят шокирующие случаи - или школьники жестоко избивают учителя, или наоборот. К постоянной матерщине подростков на улице мы уже все как-то попривыкли, иной раз и от совсем уж смешных карапузов доносится трехэтажный мат. А что происходит в железногорских школах, были ли случаи рукоприкладства, наказывают ли сейчас за нецензурную брань, спросили мы у специалистов комиссии по делам несовершеннолетних.

Пинал и рычал

И вот что нам ответили: за прошедший год набралось всего три истории на эту тему. Пойдем по порядку.
В феврале 14-летний подросток одной из школ города позволил себе выражаться матом в адрес учителя, находясь на уроке. Его вызвали на КДН, поговорили. Но уверена, это далеко не единичный случай, их сейчас сколько угодно. Второй эпизод: в апреле 11-летний школьник нанес побои учителю. Педагог попросила мальчика передать ей дневник, в ответ тот встал из-за парты, подошел к учителю и ударил в грудь, затем наотмашь еще три раза в предплечье. Нужно ли добавлять, что физическая боль человека намного перекрывалась моральной травмой.
Ну и третий случай. В марте девятилетний мальчик в ходе игры без объяснения причины сбросил со стола на пол карточки. Учитель сделала замечание, после чего собрала с пола домино и снова разложила на столе. Обидевшись, ученик подошел и начал складывать карточки в карман, тогда преподаватель забрала у мальчишки домино и вывела его из класса, чтобы отвести к социальному педагогу для беседы. В коридоре школьник начал рычать на учителя и стал отчаянно царапать ногтями кисти ее рук, а потом еще десяток раз пнул ее по ногам. У преподавателя - множественные ссадины. Вот такие второклашки попадаются…
Во всех трех случаях дети поставлены на внутришкольный учет, а также профилактический в УВД и КДН.

Где шалость

Что тут скажешь? Классные руководители то и дело слышат жалобы предметников: контрольную сорвали, кнопки на стул подложили, замок в кабинете залепили, довели молодую учительницу до слез шуточками. Многое из этого мы видели в «Ералаше», и обычно взрослые персонажи обязательно находят выход: в ответ пытаются сами удивить учеников, обескуражить, не поддаться на провокацию. Ведь это гораздо предпочтительней, чем кричать, вызывать родителей или просто растерянно молчать.
Но ведь и опытные педагоги поддаются на коварные уловки. На радость детям демонстрируют предсказуемую реакцию, ругаются, а потом корят себя за то, что не смогли достойно выйти из нелепого положения. Педагогическая позиция, когда учитель склонен обвинять только детей в нарушении дисциплины, тупиковая.
Преподаватели, у которых нет проблем с дисциплиной, поступают иначе: честно анализируют не только детей, но и себя, собственные навыки и опыт. Они готовы к признанию своих ошибок и думают над изменениями методов работы.

А где наглость

Но когда доходит уже до матов в лицо учителю, до систематических издевательств с участием большой группы детей, откровенного нахального гнобления, многочисленных срывов уроков - здесь уже все очень серьезно. Конечно, некоторые современные подростки склонны к провокациям и даже жестокости, справиться с ними действительно чрезвычайно трудно.
Каждая школа решает подобные проблемы внутри. С привлечением службы медиации (примирения), других учителей, психолога, всех учеников и их родителей. Где-то вопрос удается решить, где-то невозможно. Многие учителя от безвыходности меняют школу, но, стоит сказать, не всегда отношение к ним меняется и в новом коллективе. И вот тут есть вопросы к педагогу - на каком этапе и почему у него что-то идет не так? Создается впечатление, будто ход урока зависит только от школьников, а вовсе не от преподавателя. Может, стоит все-таки помнить о том, что поведение детей - тест на профпригодность самих учителей? И, повторюсь, нельзя изменить ситуацию, требуя изменений только от детей, но не от себя. И главное, что бы там ни произошло, нужно все-таки продолжать верить и в свои силы, и в своих учеников.

Большая разница

Традиционно мы предлагаем родителям советы. На этот раз ограничимся письмом железногорской старшеклассницы из самой обычной школы. Мы попросили ее обрисовать проблему, так сказать, изнутри. Намеренно решили обойтись в этом случае без привлечения специалистов. И думаю, родителям будет о чем поговорить со своими детьми после этого мини-сочинения.
И ещe. Девушка рассказала, как ее 9 класс однажды на протяжении нескольких уроков кряду сидел и мычал. И я подумала: во время Великой Отечественной дети этого возраста всеми правдами-неправдами убегали на фронт, сражались и погибали. А эти здоровенные лбы сейчас могут себе позволить сидеть и мычать на уроках. И все-то у них есть, и всем-то обеспечены. А они сидят и тупо мычат…

Алиса СБИТНЕВА
 
[из письма в номер]
Мне стыдно вспоминать!
- В моей школе, где я раньше училась, гнобить учителей было обычным делом, особенно новеньких, чтобы все сразу узнали, какой у нас знаменитый «крутой» класс! А класс гремел на всю школу, начиная с 5-го года обучения. И чем старше мы становились - тем хуже. На наши уроки постоянно вызывали завучей и директора для поддержания порядка, но даже это не помогало!
Помню, самыми распространенными у нашего 9-го класса проявлениями агрессии по отношению к учителям были огрызательство и хамство, это стало привычкой. На втором месте - плевки в сторону учителей сжеванными бумажками из трубочек от ручек. Вся аудитория под конец урока была заплевана. Учитель заставляла все это прибрать, пыталась не выпускать из кабинета на перемену, но каждый говорил: «Да это не я!» - и прорывался на волю. Ну а из самого привычного для нас было хоровое мычание. Один замычит - второй подхватывает, и так далее. Определить, кто мычит, невозможно, ведь все сидят закрыв рот с самым невозмутимым видом. Под такой гул мы легко срывали десятки уроков, доводили многих учителей.
Конкретно в моем классе была тогда некая ОПГ, назову ее так, которая вечно организовывала срыв уроков. Она работала по схеме: один вожак предлагает, начинает - друзья поддерживают, а остальные присоединяются, чтобы не оказаться в глазах остальных паиньками, предателями. Как стадо. Так стыдно мне сейчас это вспоминать! Радует только, что были единицы, которые все-таки понимали, что такое уважение к старшим, и не занимались глумлением над своими преподавателями. Этих детей толпа считала отстоем…
Я очень хорошо помню ситуацию, когда мой одноклассник очень грубо при всех обозвал учительницу-завуча шалавой. После этого его, естественно, повели к директору. Одноклассник покаялся, но не прошло и урока, как он снова приступил к обстрелу обслюнявленной бумагой по тому же преподавателю.
Не раз вообще слышала маты по отношению к учителям от школьников любого возраста - и посылали многие в открытую.
Но учителя сами иногда не очень правильно вели себя с детьми - оскорбления и рукоприкладство с их стороны тоже случались. Сама как-то попала в историю, когда учительница подумала, что я копаюсь в рюкзаке, чтобы переписываться в телефоне, который там лежал. Подошла, взяла меня за шкирку (мне было четырнадцать) и вышвырнула к доске со словами «Ах ты, маленькая мразь!» Я убежала в коридор и долго там плакала от обиды. А еще была преподаватель, которая плохо вела предмет: не объяснив темы, постоянно задавала задание из учебника, затем утыкалась в свой телефон и сидела так весь урок. Мы сильно отставали. Материал не давала вообще – «сами разберетесь!» А вела, между прочим, математику. Один мальчик не вытерпел и как-то заявил ей: «Вы учитель, а мы пришли учиться, а не смотреть на композицию «Учитель в телефоне». Дама без лишних слов выкинула мальчика из кабинета - и с ужасной силой (одноклассник так впечатался лицом в закрытую дверь, что она открылась, а он упал на пол, ударившись головой об лавочку). После этого случая над преподавателем дети стали издеваться еще больше, ее и так-то никто не уважал. Вскоре она ушла из школы, и с новым предметником пришлось догонять программу за год.
Но, к счастью, не все дети и учителя такие. В моей новой школе, где я сейчас учусь, ребята даже не посмеют голос повысить на старшего человека, и наши учителя уважительно к нам относятся. Вот тут у меня точно не поворачивается язык про какой-то гнобеж. Даже близко нет такого…
Я очень надеюсь, что мои бывшие одноклассники, когда выпустятся из школы, будут сожалеть о том, как относились к своим преподавателям, доводили их до истерик, когда те пытались донести до нас что-то доброе и полезное!
Ирина, 18 лет

 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения