Вы любите провокации? Такие, чтобы вас втянули в дискуссию, и в какой-то момент появилось ощущение, что теряете контроль и не можете понять смысла происходящего. А потом вдруг озарение и желание очень быстро что-то изменить в собственной жизни и даже в мире вокруг. Вот именно так произошло со мной и практически всеми участниками встречи с известным педагогом-новатором Дима Зицером.
Зал в научной библиотеке Красноярска был полон. Встреча прошла в форме диалога. Аудитория - педагоги и родители. Задавали вопрос и получали провокационные, но очень искренние ответы. Говорили много и очень спорно о школе, подходах к ребенку и, главное, о том, кто формирует систему образования.
--Как быть с подростками? Есть ли секрет общения с ними? Они же не слышат ничего…
- Само слово «подросток» вообще довольно серьезная низость. Я его очень и очень не люблю. Смотрите: есть дети, про которых все понятно, есть взрослые, с которыми тоже все ясно, а есть некие фантастические твари - «подростки» - странные существа, которые не там и не здесь. Даже звучит как-то унизительно. При этом кризис так называемого переходного возраста - далеко не первый в жизни человека. И с годовалыми, и с четырехлетками, и с младшими школьниками взрослым легко справиться, перевес сил на нашей стороне. Родитель в этот период король. А когда мы имеем дело с человеком 15 лет, который уже сам накопил достаточно силы и нашей может противопоставить свою, начинаем страдать и жаловаться. На что жалуетесь-то, товарищи родители?
Прежде всего, прекратите бороться с собственным ребенком. Это ведь самый любимый ваш человек. Нужно воспринимать его как человека с самого начала - и в год, и в пять, и в семь лет. И тогда, столкнувшись с очередным изменением, которое произойдет с ним в 12, вы не будете шокированы. Заинтересованы, удивлены, восхищены - да. Но не испуганы. Это же настоящее счастье - видеть, как развивается твой ребенок, как у него формируется взгляд на мир, знакомиться с ним все ближе и ближе.
Более того, если слушать его, находиться с ним в диалоге, на его мнение можно даже влиять. Запреты и авторитарность в этом смысле тоже работают, но до поры до времени. Не пытайтесь ломать - живите. Дети и так живут очень униженно: в мире, где любой взрослый только потому, что он больше и старше, норовит их перевоспитывать. Мы думаем, что способны их изменить, но на самом деле - нет. Очень важно понять это, иначе вы зря потратите уйму времени и сил, пытаясь превратить сына или дочь в то, чем они не являются. Вы не только будете страдать сами, но и причините много боли своим детям.
Не давить вообще? Учиться не будут. Как заставить в школу ходить?
- Ключевое слово в вашем вопросе - «заставить». Ребенку в любом возрасте нужна мама, а не надсмотрщик, который держит баланс. Не вступайте в сговор с другими взрослыми против своего чада. Важно искренне понять, что интересно детям, и заинтересоваться их увлечениями. Старшеклассник вдруг скатился до двоек и забил на учебу? Родители волнуются и предостерегают: не будешь учиться - пойдешь дворы мести. Делаете так? Но уже поздно, ребята. Учеба перестала быть ему интересной гораздо раньше, просто тогда человек слушался, и вас все устраивало. А к седьмому-восьмому классу у него появился резонный вопрос: «А зачем мне все это?». И если мама с папой не могут дать внятный ответ, не подают примера тяги к знаниям, сами не любят узнавать новое и мало что помнят из школьной программы, просто твердят, что учиться «надо», ребенок перестает в эту муть верить.
Так это же система такая. Надо школу менять и подходы.
- Ох, как вы круто берете. А кто должен менять? Вы, родители. И не возмущайтесь. Сейчас объясню. Вообще школа - место, куда человека по сути приводят силком, завлекают обманным путем. Все эти рассказы, что вот он теперь большой, что круто быть школьником, эти дурацкие линейки и торжественные речи… Чтобы человек не разочаровался (а разочарование наступает довольно быстро), важно сделать так, чтобы в школе ему было еще и интересно. И это ответственность родителей.
Школу как минимум надо выбирать, к склонностям ребенка прислушиваться, к учителям присматриваться. Не заставлять учиться, а сотрудничать на протяжении всего пути. Если я не понимаю, зачем иду в школу и что там для меня хорошего и важного, я приучаюсь не жить, а существовать, тащиться по жизни, я приучаюсь к тому, что жизнь - это такое убийство времени. Зачем ходить в школу? Вот главный вопрос. Ответьте мне на него. Только честно.
И тут началось… Вариантов родительских ответов было много, и все разбивались о критику или встречные вопросы. В зале звучало одно: как это мы не можем найти смыслов в том, что детей отправляем в школу? Это же проще простого - надо учиться, знания получать.
- А зачем, - педагог Зицер снова вывел зал из равновесия, вытаскивая из взрослых людей простые смыслы. И это оказалось сложно настолько, что в аудитории восторжествовало сомнение в том, что мы знаем, зачем нужна школа нашим детям и зачем она была нужна нам. - Не переживайте - это нормальная ситуация. Я всегда родителям задаю вопрос: «Что вы хотите от школы?», а ответов нет. Только что-то типа того, что произносите вы: «Я хочу, чтобы школа учила». Чему? Физике? «Да, физике!» А чему в физике? Принципу синхрофазотрона? «Да, если это есть в программе!» Я могу спросить вас, что это такое, и вы не ответите, хотя это проходят в школе. Я не говорю, что этого учить не надо. Я говорю, что тот, кто является клиентом, должен сформулировать запрос. И желательно вместе с ребенком.
Знания сегодня находятся на расстоянии вытянутой руки, а не в школе. Это вам могли сказать: «Не будешь учиться, станешь дворником или проституткой, в зависимости от пола и везения». И вы верили, развесив уши. А сейчас дети в курсе, что это несвязанные вещи. Они понимают, что любую информацию добудут в считанные минуты. Понимаете в чем дело - сегодня педагог как передатчик информации ребенку не нужен.
То есть школа ни при чем? Все должны делать родители?
- Давайте рассуждать. Понятное дело, что педагог - ключевая фигура в школе. Главное его качество, мне кажется, это умение сомневаться и задавать вопросы. Время, когда тебя нужно было привязать, усадить, дать какие-то знания, без которых ты якобы не проживешь, - оно кончилось, ушло без следа. Сегодня в школу имеет смысл ходить только затем, чтобы исследовать себя, мир вокруг, понимать, каковы способы взаимодействия с ним. Значит, учителя должны прийти к нам любопытные, ищущие, сомневающиеся, умеющие задавать вопросы, не удовлетворяющиеся простыми ответами, понимающие, что мир не бывает черно-белым. Их полно! Не только учителей - людей таких. Надо просто хорошо искать.
А еще важно, чтобы педагог наших с вами детей постоянно тормошил, учил все время задавать вопросы и искать ответы. Большинство учителей - не скажу, что все - готовы разговаривать и меняться. Иногда нам нужна остановка, чтобы задуматься. Давайте вместе подумаем не о том, ЧТО, а о том, КАК мы преподаем. И сделаем это вместе - другого пути нет.
Во-первых, участие родителей в образовательном процессе предусмотрено законом об образовании - не стоит так рьяно отказываться от этого. Во-вторых, удивительным образом многие учителя (и директора, и завучи) поначалу испугаются, напрягутся, но в результате вполне пойдут на это сотрудничество.
Министерство образования часто высказывается против того, чтобы школу называть услугой. Это очень удобная позиция, когда и заказчик, и исполнитель в одном лице. Но любая школа по определению является частной. Она существует на твои деньги, которые взимаются в виде налогов, и по твоему заказу предлагает определенный образовательный набор. Если убрать из этого заказчика, проблема начинается. Поэтому интуитивно или сознательно все больше и больше родителей чувствуют неудовлетворенность. Не говоря уже о детях, но их реже спрашивают, к сожалению.
Поэтому сформулируйте запрос, сравните с тем, что есть, и начинайте влиять. Или менять, или открывать свое. Когда ты покупаешь себе кофточку, ты не выбираешь ее по принципу «у меня на первом этаже открыли магазин, пойду туда». А со школой как? «Вот есть за углом, давайте его туда сдадим и через 11 лет заберем».
Изменить систему образования? Не в этой жизни…
- И снова здравствуйте. «Чего вы на самом деле хотите от школы?» - отвечайте уже! На этот вопрос никто не знает ответа. Хороший тон - ругать современные российские школы. Но это ничего не дает. Мы не знаем, чего хотим. Нужно сформулировать заказ не на пафосном уровне, не «мы хотим, чтобы он знал математику». Он знает математику уже к третьему классу достаточно. Больше, синус-косинус - зачем? Не поленитесь, возьмите ручку и запишите. Не отделываясь фразой: «Я хочу хорошего образования». Это не ответ. Потом сделайте то же самое, только с частицей «не». Напишите, с чем вы ни в коем случае не согласны. Вы согласны с тем, чтобы ребенок выполнял чужую волю без объяснения причин? Согласны, что он должен быть настолько унижен, чтобы прилюдно отпрашиваться пописать? Я не говорю, как надо, - напишите. А дальше нужно этот заказ реализовывать. Если человек понимает, чего он хочет, если может, пусть интуитивно, сформулировать, зачем это ему нужно, если он спокоен и счастлив, дальше все пойдет почти само собой.
Как этот запрос для себя формулируете?
- Для себя я отвечают так: в школу ходить имеет смысл, если в школе я познаю себя, окружающий мир, строю взаимодействие между собой и другими людьми, природой, знаниями, если учусь задавать вопросы и искать ответы, потому что это вечные навыки. Родители - это чемпионы по рассказам, почему ничего нельзя поменять и сделать так, чтобы дети нормально жили. «Нам не дадут, нам запретят, нас уволят!» Остановитесь! Первичным должно быть взаимодействие. И это достижимо, и много где в мире сделано. И в России все больше и больше. Я бываю в далеких глубинках - детей в школе нет. Свинтили. Я не шучу. Когда у них появляются силенки, условно, плюнуть в глаза учителю, они уходят, потому что не понимают, что там делать. Формулируйте, ищите, делайте это вместе с ребенком. В конце концов, если вы хотите, чтобы ребенок ел, начните вкусно готовить!
Юлия ТРЕТЬЯКОВА
P.S.
Этой статьей «ГиГ» открывает новый проект «Родительский час». Мы готовы помочь формулировать смыслы, запросы и искать ответы на вопросы про самых главных людей в нашей жизни - наших с вами детей.
Дима Зицер - доктор педагогических наук, директор Института неформального образования INO и школы НО «Апельсин» в Санкт-Петербурге. Главный принцип работы и творчества педагога-практика в том, что все люди разные, и к каждому нужен свой подход. И ученик с помощью педагога сам определяет, что именно и как он будет изучать.