Понедельник, 25 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Докажи, что не можешь

24 января 2020 / Общество / 0
В публичном пространстве сегодня все еще комментируют и обсуждают новый приказ Минтруда России от 27 августа 2019 года №585н. В нем прописаны новые критерии установления инвалидности для взрослых и детей. Конечно, эмоциональнее всего реформы воспринимают родители детей-инвалидов - особенно когда звучит, что вновь придется доказывать по инстанциям, что их ребенку нужен этот статус и сопровождение.

Действуй по алгоритму
 
Приказ №585н называется так: «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Именно этот документ впервые в России вводит детские критерии установления инвалидности - ранее были общие для любого возраста. Всероссийская организация родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) опубликовала официальное обращение с рекомендациями, на что обращать внимание и куда бежать, если что-то пойдет не так: «…новые критерии перестанут носить чисто медицинский характер, наличие диагноза, а будут использовать Международную классификацию функционирования. Рекомендуем родителю перед прохождением МСЭ найти в интернете приказ Минтруда 585н, открыть приложение 2, найти диагноз (и направляющий, и все сопутствующие) ребенка и самому прочитать, какие нарушения 0-30%. Если ребенок укладывается в них - значит, инвалидность не положена. 40-60% - это 1 степень ограничений в ИПРА, 70-80% - 2 степень, 90-100% - третья степень. В форме 88/у направления на МСЭ должно быть описано состояние ребенка так же полно, как в приложении, можно больше: не просто название диагноза, а описание полное - что, как и почему. Также рекомендуем родителю найти приказ Минтруда 52н/35н и по списку проверить, какие анализы, исследования, заключения необходимо приложить к направлению в соответствии с диагнозами (форма 88/у), и сроки их действия. Убедиться, что врач не забыл ничего. Родитель имеет право знакомиться со всеми медицинскими документами ребенка, поэтому после прохождения всех исследований и обхода врачей, рекомендуем убедиться, что форма 88/у заполнена подробно в п.30. Диагноз, включая сопутствующие.
 
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Подробно заполненное направление и приложенные все необходимые исследования позволят вам сохранить время и нервы. В случае если вы считаете, что вашему ребенку необоснованно отказали в установлении или продлении инвалидности, обращаться в ваше региональное отделение ВОРДИ».
 
- Конечно, первая реакция однозначно негативная, у абсолютного большинства родителей детей-инвалидов паника, страх, ощущение безысходности и раздражение, - комментирует нововведения заместитель руководителя ОО «Этот мир для тебя» Татьяна Войнова. - Нам просто необходима встреча с членами МСЭ, чтобы они разъяснили все, разложили по полочкам. Особенно много вопросов сейчас возникнет у тех, кому предстоит впервые получать и оформлять инвалидность. Тем, кому нужно пройти переосвидетельствование, тоже надо понимать, куда идти, какие документы и доказательную базу собирать. Есть ощущение, что все это будет непросто с новыми ограничениями: кто и как будет определять те самые 30 или 40 процентов нарушений у ребенка, чтобы выставить инвалидность. Много непонятного.
Что значит эта фраза: «Нарушения до 30% под инвалидность не попадают»? Если ходит ребенок, то не подпадает под инвалидность, несмотря на то, что ограничения в движении и самообслуживании есть. Получается так, что совсем не факт, что диагноз ДЦП сейчас дает право на инвалидность, как это было раньше. При сахарном диабете раньше была однозначно инвалидность, а сейчас большой вопрос - надо доказать частые падения и скачки сахара, обморочные состояния, придется много бегать по инстанциям. Если раньше врачи просто писали диагноз, и этого было достаточно для оформления инвалидности, то сейчас этого не будет хватать?
 
Инвалидность стала социальной
 
Для оформления инвалидности нужно сначала получить в поликлинике или местном органе соцзащиты направление на медико-социальную экспертизу. Если вам отказали в направлении, то должны дать справку, с которой можно обращаться в МСЭ самостоятельно. Освидетельствование проходят по месту жительства.
 
Итак, приказ Минтруда утвердил классификацию и критерии, которые должны применять сотрудники МСЭ при оценке состояния пациента. Степень нарушений измеряется в процентах. Первая группа инвалидности устанавливается при нарушениях в 90-100%, вторая - 70-80%, третья - 40-60%. Инвалидность для ребенка предусмотрена начиная с 40%. Если у человека несколько нарушений, то процент начисляется только по одному из них - самому серьезному. Особенность новой системы оценок заключается в том, что она учитывает не только физическое состояние, но и влияние болезни на способность человека к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению и т.д.
 
Как всегда, общество на пути реформирования разделилось на тех, кто за, и тех, кто против или сомневается. Есть чиновники, например, которые считают, что переход от медицинской к социальной модели инвалидности - это прогресс. То, как инвалид ощущает себя в жизни и чего ему недостает для самореализации, важнее, чем медицинские характеристики, рассуждают они. Конечно, авторы реформы утверждают, что инвалидность снимается только с тех людей, чье заболевание позволяет это сделать. И снова для примера диабет - он не считается, видимо, болезнью, это, по мнению некоторых, образ жизни, поэтому с 14 лет ребенок сам может следить за собой, а следовательно, и статус инвалида ему не нужен. И есть такие чиновники с большой земли, которые раздают советы, мол, в случае отказа в установлении инвалидности или ее продлении надо принять новый образ жизни и научиться решать определенные сложности в социуме.
 
Конечно, для родителей детей-инвалидов такие заявления звучат как издевательства. И отсюда рождаются те самые раздражения и негативные настроения, о которых говорит Татьяна Войнова. Для полноты картины отметим, что председатель бюро медико-социальной экспертизы в Железногорске Наталья Бижик считает, что поводов для волнения нет. По ее словам, ничего в процедуре и алгоритме работы бюро не изменилось. Это звучит несколько странно на фоне родительского волнения и активного обсуждения нового приказа Минтруда, но, видимо, у экспертов есть мнение особое или информации больше. Это мы можем узнать только по запросу в вышестоящие бюро МСЭ, что непременно сделаем.
 
Татьяна Войнова тоже считает, что в Железногорске пока нет особых проблем - с детством все более или менее понятно: если уже выставлен диагноз и определен статус инвалидности, то до 18 лет ребенка никто его не лишит, и здесь есть гарантии. А вот что будет дальше?
 
Дальше будет планомерная работа, к которой надо готовиться. И главный совет сегодня от экспертов - тщательно собирать документы и доказательную базу. Работать по-новому придется абсолютно всем: и врачам, и специалистам ПМПК и МСЭ. А радует во всей этой истории то, что в нашем отдельно взятом городке система работает и не отторгает. Во всяком случае, пока.
 
- Родители должны изучить перечень документов. Выписки ПМПК должны быть самыми подробными, важны нюансы - нельзя ничего упустить, - делает акцент Татьяна Войнова. - Это работа не только медиков и родителей - всех специалистов, которые работают с детьми-инвалидами. Сейчас время наведения порядка, все приводят в соответствие. Мне кажется, что необходимо учитывать все новые реалии и работать на опережение. Родителям детей-инвалидов надо быть в курсе всех изменений законодательства, изучать нормативные акты, консультироваться. А еще лучше включаться в те проекты, которые гарантируют нашим детям умение жить самостоятельно. Например, можно и нужно поддерживать проекты создания качественных условий для проживания инвалидов с сопровождением. В этом году 68 субъектов страны входят в пилотные проекты, и Красноярский край в том числе. Тем более что есть поддержка таких инициатив на самом высоком уровне. Прорвемся!
 
Юлия ТРЕТЬЯКОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения