Подтянутые парни в опрятной синей форме, стройные девушки с яркими оранжевыми и синими бантами встречаются нам на улицах города. Они курсанты, и слушатели, и студенты Сибирской пожарно-спасательной академии. А чем и как живут эти молодые люди? В рамках празднования 30-летия МЧС России корреспондент «ГиГ» на один день стала курсантом академии - и никаких поблажек!фоторепортаж ЗДЕСЬПеред боемКогда соглашалась на эту авантюру, даже не могла предположить, что меня будет ждать… Чемодан пакую с вечера, к 6 утра нужно быть на месте. С собой велено взять: спортивный костюм, кроссовки, теплую одежду и купальник. Еду по ночному Железногорску, вокруг ни души, а я уже в полной боеготовности.
Меня провожают к начальнику второго курса Денису Ершову, на четвертом этаже приветствует наряд. Надеваю повседневную форму курсанта, и на сегодня я второкурсница рядовая Антошенко.
Пока все спят, знакомимся с расписанием.
- Порядок дня для всех один, - вводит в курс дела Денис Александрович, показывая мне на информационную доску. - Это наш закон, утвержденный начальником академии, здесь все поминутно, все мероприятия, проходящие на территории академии. Это называется войсковым порядком. В расписании также есть регламент служебного времени для офицерского состава.
- А бывает, что курсанты уходят, потому что пугаются такого режима? - интересуюсь я.
- Если только на первом курсе, но это очень редко, - продолжает Денис Александрович, - кто-то просто понимает, что не туда попал - у нас не обычный вуз. Опять же, мы не по объявлению набираем, все знали, куда шли.
Наблюдаю со стороны6.00, в академии общий подъем. Уже через 10 минут - построение. А я пока наблюдаю и думаю, что же меня ждет. Следом по распорядку - утренняя зарядка на плацу. Но сегодня ее не будет, выпал снег, и это значит, что вместо упражнений - уборка территории.
- Здраааавия желаю, товарищ подполковник, - протяжным унисоном ребята приветствуют начальника курса и строем отправляются чистить снег. И даже здесь все строго: гребут в ногу, сразу в 7, а то и в 11 лопат в ряду. Меня к тяжелой работе не допускают, снова наблюдаю со стороны.
- Мне здесь очень нравится, на первом курсе было тяжело, а сейчас к распорядку привык. Мы не только получаем престижное высшее образование, но и специальное звание, - бодро рассказывает в перерыве между работой второкурсник Владимир Лемкин. - И каждый знает, что после обучения будет распределен для дальнейшего прохождения службы в комплектующие подразделения СФО.
После зарядки-уборки - утренний туалет. Курсанты живут по двое в комнате. Здесь ребята не только отдыхают, но и готовятся к занятиям. Везде идеальная чистота, на покрывалах ни складки, в тумбочках порядок, отглаженные рубашки лежат ровной стопкой, несколько пар обуви - одна к одной, все начищено. На учебное время курсанты оставляют телефоны на специально отведенных столах. Пользоваться связью разрешено только тем, кто находится в наряде, и то не для личных, а для служебных целей.
Снова построение.
- Первая шеренга, два шага вперед! Кругом! Головные уборы снять! - перед занятиями командир группы проверяет внешний вид.
У курсанта должны быть идеально белая подшивка на воротничок, начищенная обувь, опрятный внешний вид. Парни - будущие офицеры. Проверяется и наличие удостоверения, оно должно быть у каждого курсанта.
- Закончить утренний осмотр, - командует Денис Александрович, - через 5 минут построение на малом плацу для убытия на завтрак.
На убойУ курсантов трехразовое питание. Нормы пайка утверждены начальником академии. Дежурный по академии каждый день оценивает контрольное блюдо по специальной шкале. Беру на раздаче кашу, макароны с сосиской и кофе.
- Возьмите омлет, очень вкусный! - советуют мне повара. И я охотно соглашаюсь.
Хлеб и сушки в неограниченном количестве. Голодным не оставляют никого, если нужно - можно попросить добавку. Пробую всего понемногу - вкусно и сытно!
В столовой, наконец, замечаю девчонок, учатся они на первом курсе. Девушек в академии - единицы, женского набора давно не было, и в этом учебном году его снова открыли.
- Мальчики нас ценят и любят, - Анастасия Лоншакова рассказывает о том, как им служится наравне с таким количеством ребят. - Если какой-то тяжелый физический труд, то девушек не привлекают, а во всем остальном мы наравне с парнями занимаемся. Конечно, бывают трудности, но ко всему привыкаешь. Это очень ответственная профессия - спасение жизней.
- А у меня родители работают в этой структуре, - хвастается Екатерина Хрулькевич, - и когда знаешь, что происходит, чувствуешь себя частью большой системы. С самого детства это закладывалось в меня, в итоге я поняла, что тоже хочу спасать людей.
Газы и разводТеперь наведение порядка в общежитии и утренняя тренировка. Учимся правильно и быстро надевать противогаз.
Команда «Газы!» - и я с непривычки медленно шарю руками в сумке, закрываю глаза, натягиваю средство защиты на голову, выдыхаю. Вердикт командира - долго! Пробуем еще раз. Уже гораздо быстрее, успеваю обогнать даже нескольких курсантов, внутренне радуюсь, что помню школьные уроки ОБЖ.
Утренний развод - это отдельное мероприятие. Курсанты и студенты, все как один - подтянутые, опрятные, строятся на большом плацу. Все в ожидании начальника факультета инженеров пожарной безопасности - Сергея Николаевича Молодца. Каждый день начинается с его речи и напутствий.
- Вы прекрасно знаете, что если заболеваемость достигает критического уровня, то прекращаются все выходы в город, - декламирует Молодец. - В наших интересах соблюдать требования личной гигиены. Кроме того, в связи с погодой возникает риск травматизма. Помните об этом, смотрите, куда ступаете, помните о соблюдении правил и мер безопасности при передвижении во время занятий и работ. Вопросы?
- Нииииикак нет! - в голос отвечают будущие спасатели и под звуки оркестра строем отправляются на занятия.
Шагаю в строю вместе со всеми. Сказать, что это волнительно и страшно - ничего не сказать! Выбрать правильный темп, пристроиться в ногу, в нужный момент отдать приветствие - этому специально учатся несколько месяцев на строевой подготовке, а я вынуждена постигать все на лету. Спасибо курсантам, которые шагали рядом, - потихоньку успевали мне шептать, что нужно делать.
Учимся спасатьНачались занятия. Все аудитории учебного корпуса просторные, красивые, в каждой специальное оборудование для проведения занятий.
Я на важной дисциплине - «Оказание первой помощи».
- На прошлом занятии мы говорили о биологической смерти. Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили, что такое смерть, - начинает урок Татьяна Зинченко, доцент кафедры тактики и аварийно-спасательных работ, между прочим, награждена медалью «За пропаганду спасательного дела».
Своим вопросом преподаватель сразу сбивает меня с толку, ведь, согласитесь, тема даже несколько философская. Однако здесь все строго: главная задача любого курсанта - спасти человеческую жизнь, и как это сделать правильно и быстро, рассказывает именно Татьяна Васильевна. После непродолжительных теоретических баталий приступаем к практике.
Отрабатываем приемы оживления. «Вижу, слышу, ощущаю», - вот основные правила диагностики пострадавшего. Я впервые пробую делать искусственное дыхание младенцу (сегодня это, слава богу, манекен, но от этого не менее тревожно). Беру куклу в руки, переворачиваю вниз головой, поднимаю и опускаю несколько раз, а потом кладу на спину и качаю грудную клетку не полной ладонью, как это делается взрослому, а лишь двумя пальцами. Все максимально аккуратно: ритм - 110 ударов в минуту, 30 толчков. «Раз, два, три…» - считаю вслух, чтобы не ошибиться.
- Воздух набираем за щеку с ложечку, - подсказывает мне Татьяна Васильевна, - иначе ребенку разорвет легкие.
В кабинете есть даже специальное электронное оборудование, к которому подсоединен манекен. Частота и глубина надавливания, требуемый ритм, насколько правильно выполнен вдох - все это учитывается и выводится на экран. Каждое движение отрабатывают до автоматизма, потому что потом на раздумья времени не будет.
Своим подопечным Татьяна Васильевна не дает расслабиться, на ее занятиях ребята также практикуются в поиске болевых точек, техниках транспортировки, затрагивают и психологические аспекты.
Следующее занятие - по специальной технической подготовке. Это изучение пожарно-технического обеспечения автомобилей. Сегодня знакомимся с оснащением спецтехники.
- Это на крыше автомобиля лафетный стационарный ствол, - объясняет преподаватель дисциплины начальной профессиональной подготовки Иван Сацук. - А это комбинированные гидравлические ножницы, благодаря им мы можем поднять груз, например, плиту, массой до восьми тонн.
Вверх!Следующий этап был для меня, пожалуй, самым сложным. Пожарно-строевая подготовка. Что ж, раз уж пришла, пробую на себе все. Будем примерять боевую одежду пожарного.
Боевка (при реальной работе спасателей) готовится заранее, одежда правильно уложена - так, чтобы пожарный максимально быстро смог надеть ее. На сбор и выезд по тревоге дается всего одна минута!
Смотрю, как это делают уже опытные курсанты. Потом пробую сама - долго, неправильно. Форма специальная огнеупорная, неудобная и тяжелая - больше 5 килограммов, плюс ко всему в ней очень жарко. Вторая попытка дается мне гораздо легче, и я даже пытаюсь посоревноваться с ребятами на время.
Шагаем к учебной пожарной башне, здесь специально сконструированная четырехэтажная стена, оснащенная лестницами-штурмовками. Разминаемся и только потом взбираемся наверх.
Скажу честно, сделать это в подобном комплекте одежды для неподготовленного человека очень тяжело, но я не сдаюсь. Ребята выполняют этот норматив на время, а я уж как придется. Но все же высоту двухэтажного здания преодолеваю - не без помощи бойцов-курсантов, конечно. А ребята тем временем с легкостью достигают четвертого этажа.
Наконец-то снимаю боевку - можно выдохнуть.
Конечно, курсанты иногда отдыхают, в распорядке дня у них есть личное время. Но чаще проводят они его тоже активно. Здесь для этого есть все: футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, бильярд, тренажерный зал и даже бассейн. Есть и комната отдыха, где ребята смотрят телевизор или читают.
Полное погружение18.00, только закончились лекции, а я уже еле стою на ногах. Столько испытаний за один день - физических сил просто нет.
- Осталось самое приятное, - говорит мне командир взвода Никита Пахомов, именно он весь этот день курировал пребывание журналистов в академии.
С ужасом смотрю на него.
- Для вас сегодня открыт бассейн, и он в полном вашем распоряжении.
- Сдавать нормативы?.. - спрашиваю я.
- Нет, поплавать в свое удовольствие, - смеется командир.
Меня провожают в бассейн - так вот зачем мне сказали взять с собой купальник. После тяжелого трудового дня погружаюсь в воду. Чувствую прилив сил и облегчение. Хорошо, что на сегодня все закончилось.
Сегодня я ощутила на себе: спасать людей - тяжелый труд, и учиться этому нужно не один день. И поняла, что это не та профессия, к которой я готова. А вот на этих парней в синей форме положиться можно - с уверенностью могу сказать.