Воскресенье, 29 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

38 попугаев

22 февраля 2020 / Общество / 0
Внимание, будет больно. Но не всем. Просто снова возвращаемся к драке, которая, казалось бы, завершилась, и участники ее объявили перемирие и начали плановую работу на результат. Ненадолго, потому что появились новые вводные. Поясним - речь идет о реформировании железногорского образования. Вернувшийся в город заместитель главы по социальным вопросам Евгений Карташов, который, собственно, и является главным инициатором преобразований, решил взять слово и объяснить, что же он имел в виду, когда писал проект оптимизации детских садов и школ Железногорска. «ГиГ» предоставляет Евгению Александровичу такую возможность. Далее вашему вниманию, уважаемый читатель, авторский текст вице-мэра Карташова.

...Разные спекуляции вокруг истории по оптимизации социальной сферы ЗАТО Железногорск подвигли меня написать эту статью. Материал посвящен преобразованиям в сфере образования, но в случае необходимости я готов в подобной логике провести размышления по учреждениям спорта и культуры. В рамках первой части предлагаю разобраться в причинах произошедшего, во второй части проанализировать те меры, которые предприняты, а в третьей описать возможные пути развития.

Начнем с описания того, как организовано управление образовательными организациями (детские сады, которых в 2020 году стало 14, школ - 13, три загородных лагеря и 4 учреждения дополнительного образования). Учредителем образовательных организаций является администрация ЗАТО Железногорск в лице главы, от администрации курирующим лицом является заместитель главы по социальным вопросам, общую координацию осуществляет МКУ «Управление образования» - около 100 человек, 70 из которых занимаются ведением бухгалтерии в детских садах. Таким образом, предлагаю обратить внимание читателей, что администрация - это не то место, где придумывают методы решения вопросов, связанных с образованием, для этого есть МКУ «Управление образования», обходящееся налогоплательщикам в более чем 70 млн руб. в год, а в администрации утверждаются треки (способы решения проблем и задач) и финансируется эта деятельность.

Все началось три года назад с проблемы из-за нового финансирования детских садов. Тогда был введен «подушевой норматив», который предполагал финансовые преференции по отношению к педагогическим работникам, занимающимся с детьми с ограниченными возможностями, но не позволял удержать фонд оплаты на младших воспитателей и обслуживающий персонал. В результате учреждения, решающие важные вопросы с нашими ребятишками с особыми потребностями, в которых по определению меньше детей, оказались с существенно меньшим количеством младших воспитателей. В тот период сеть детских садов сократили с 38 до 34 учреждений, объединив несколько учреждений.

В январе 2019 года В.Г.Головкин на совещании доложил о том, что системе не хватает 9,6 млн руб. для 40 младших воспитателей. Тогда МКУ «Управление образования» была поставлена задача подготовить модель сети дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Железногорск, которая учитывала бы мнение профессионального педагогического сообщества, интересы детей и работников учреждений, и позволила бы создать положительный баланс образовательных организаций. В результате В.Г.Головкин представил вариант: сократить сеть дошкольных учреждений в два раза, не изменяя штатного расписания учреждений, переведя заведующих в должности заместителей или старших воспитателей, которые занимаются методической работой и организуют воспитательно-образовательный процесс в детском саду (методисты). Мое предложение, согласованное с главой, - сделать Муниципальный центр дошкольного образования, увеличив при этом количество детских садов до 38 (по количеству зданий), в каждом из которых обозначить руководителя, ответственного за реализацию воспитательно-образовательного процесса, а хозяйственное направление передать центру.

На заседании комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций ЗАТО Железногорск 27.05.2019 обсуждался вопрос объединения детских садов. Из доклада руководителя МКУ «Управление образования» В.Г.Головкина стало ясно:
1. 8 учреждений, начиная с даты ввода нормативов в 2016 году, испытывают дефицит средств на сумму 9,6 млн руб. в год;
2. Из-за недофинансирования в системе дошкольного образования не хватает более чем 40 ставок младших воспитателей.

Представленная МКУ «Управление образования» модель основана на экономической целесообразности, т.е. детские сады, имеющие годовой положительный баланс (потребностей и имеющегося бюджета ДОУ), объединяются с учреждениями с отрицательным балансом. Объединение решено провести путем присоединения к более успешным (по мнению Управления) детским садам, которые определены после анализа управления финансами, управления хозяйством и результатами образовательной деятельности (протоколов и измеряемых показателей МКУ «УО» не представило).

Тогда на комиссии я рассказал всем участникам о рисках реализации такой модели:
• Отрицательный баланс объединенных МБДОУ №71 и МБДОУ №68 (-740,2 тыс. руб.) не позволит решить поставленных задач по данным учреждениям;
• Из-за перераспределения бюджета и увеличения количества ставок могло произойти уменьшение средней заработной платы в ДОУ, как следствие - возникновение сложностей с удержанием младших воспитателей и набором 40 новых (при отсутствии предложений на рынке труда);
• Географическая отдаленность объединенных ДОУ (на территории города расстояния между объединяемыми учреждениями достигают 3,5 км) уменьшит управляемость учреждениями;
• Предварительный анализ потребностей ДОУ на дату ввода нормативов в 2016 году показывал, что, например, в проблемном с точки зрения баланса МБДОУ №71 «Сибирская сказка» (-2709,9 тыс. руб. в год) при 55 ставках персонала обучалось 143 воспитанника (2,6 воспитанника на одного работника), в то время как учреждения (по версии Управления образования, «на которые деньги свалились случайно, по независящим от учреждений, как снег на голову»), например, МБДОУ №63 «Лесные гномики» (+2758,4 тыс. руб. в год), где 64 ставки персонала работают с 317 воспитанниками (4,95 воспитанника на работника), имеют и большую нагрузку, и производительность труда.

Исходя из перечисленных рисков, с целью их снижения мною было предложено Управлению образования провести ряд мероприятий:
1. Пересмотреть модель, сделав ее экономически устойчивой с учетом географического расположения ДОУ (в шаговой доступности + один распределенный);
2. Организовать публичные мероприятия по определению детских садов, которые возглавят объединенные учреждения, или разработать приемлемые, измеряемые критерии;
3. Предусмотреть пропорциональную систему мер поддержки заведующих с учетом отдаленности и количества зданий;
4. Подготовить предложения по штатным расписаниям объединенных учреждений;
5. Провести специальные мероприятия по объединению коллективов.

К сожалению, мероприятий проведено не было. В начале декабря 2019 года первый заместитель главы ЗАТО г.Железногорск по стратегическому планированию, экономическому развитию и финансам озвучил, что социальной сфере не хватает 21 млн руб., а детским садам в частности - 1,45 млн руб. Управлением образования это было принято как очередная задача, с которой невозможно справиться. Стало понятно, что реализованная модель не придала системе никакой устойчивости.

Здесь отдельно стоит обратить внимание на то, что проблема не в том, что МРОТ поднимается, а в том, что люди за свою работу получают мало денег. Создание муниципального центра подразумевало, прежде всего, непопулярную меру по сокращению количества кастелянш, кладовщиков, дворников, грузчиков, садовников и бухгалтеров, централизацию хозяйственных процессов и внедрение новых технологий. Освободившиеся средства планировалось направить на увеличение зарплат нянечкам, поварам и оставшимся работникам.

Но вместо этого Управление образования, занимаясь популизмом, вводило полумеры. После тщетных попыток призвать Управление образования к генерации модели и подготовке расчетов, у заведующих детскими садами был сделан запрос, из которого подготовлены обобщающие таблицы (одну из которых некоторые назвали «бумажкой»). Из документов стало понятно, что нянечек стало больше на 5 человек по сравнению с прошлым годом, а вакансий уменьшилось по сравнению с прошлым годом с 7,5 до 5,5 ставки. Этот факт подтвердил опасения, что произошло использование финансовых средств одного детского сада для покрытия убытков другого, что в литературе называется кросс-субсидированием и, по мнению многих отечественных и зарубежных аналитиков, является признаком неустойчивого состояния.

Теперь о школах. Первый заместитель главы ЗАТО Железногорск по стратегическому планированию, экономическому развитию и финансам в декабре озвучил, что школам для индексации на 4,3% необходимо дополнительно 418 тыс. руб., и средств на это не хватает. Перед Управлением образования поставлена задача по оптимизации расходов на содержание зданий, в связи с недостачей средств для увеличения заработной платы с 18048 руб. до 19408 руб.

Управление предложило несколько вариантов, среди которых - увеличение норм уборки (а как следствие, сокращение количества уборщиц), направление ремонтных денег на заработную плату и аутсорсинг.

В конце декабря подписана дорожная карта, подготовленная Управлением образования, по переводу услуг уборки школ в клининговые компании, - как единая услуга для всех школ ЗАТО под руководством Управления образования.

Необходимо отметить, что среднестатистическую школу Железногорска убирали 9 уборщиц (как правило, 22 ставки), в 2018-м их заработная плата составляла не менее 10592 руб., в 2019 году - 18048 руб. (после повышения МРОТ), а в 2020 году стала 19408 руб. В это же время Управление образования доводит средства до учреждений на январь-март 2020 года из расчета 10592 руб. на одну уборщицу, в связи с чем директора приводят штатное расписание в соответствие с выделенными деньгами.

В результате с января 2020 года в школах определены штатным расписанием 4 ставки уборщиц, которые далее в качестве лимитов будут переданы в аутсорсинг. Если сравнить эту сумму с прошлым годом, то будет видно, что школы только на техничек недополучили более 10 млн руб.

Таким образом:
1. Уже сегодня наблюдается ухудшение качества уборки школ (что подтверждается жалобами на школы 100 и 90);
2. Делает невозможным наем клининговой компании на средства, которые соответствуют оплате работы четырех уборщиц.

В завершении повествования хочу обратить внимание, что по многим признакам социальная сфера города находится в неустойчивом состоянии (один из признаков - изменение фонда оплаты труда меньше чем на 10% - отправляет систему в пике), а мы тормозим изменения.

Если ничего не делать, то все равно изменения произойдут естественным образом, школы и детские сады не закроют. Но если мы делаем проект, то контролируем, видоизменяем и ускоряем ход событий. И это может дать городу статус значимой площадки и позволит претендовать на дополнительный ресурс.

Евгений КАРТАШОВ
(Стилистика автора сохранена.)

P.S.
- Ждете?
- Ждем…
- Вы неправильно ждете! Вы ждете в одну сторону, а нужно во все сразу!
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения