Так и хочется сказать - ну что, поехали! Честно признаюсь, давно ждала этого проекта, и очень хочется, чтобы он был полезным, чтобы новых статей ждали мамы и папы, бабушки и дедушки, педагоги и воспитатели. А еще мечтается, что на него обратят внимание главные люди в нашей жизни - дети. И не потому, что президент страны вдруг решил заявить о …
Когда ничего не хочется
Одна очень хорошая и заботливая мама написала нам: «Здравствуйте, у меня вопрос не проходящий и больной. Он про мотивацию к учебе. Как найти ее, развить и поддержать в ребенке? Моя дочь ничего не хочет, не делает так, как надо, не слушается, все отрицает. В школу ходит, конечно, но без желания и радости. Что делать? Я точно знаю, что проблема эта не только для нас актуальна. Многие родители не знают, как правильно мотивировать детей… Если это вообще возможно.
Хороший вопрос, правда? Как мотивировать ребенка учиться, добиваться результатов, заниматься чем-то? Сегодня размышляем на эту тему, потому что актуально, зацепило, касается каждого думающего родителя, претендующего на осознанность. Здесь наш собственный опыт и наблюдения, наработки психологов, современные тренды и размышления. Присоединяйтесь - споры, обратная связь, вопросы приветствуются. Ибо именно это мотивирует!
\Устали - отдохните
В абсолютном большинстве вопросы о мотивации и ее невозможности возникают в тот момент, когда наше чадо идет в школу или начинает на постоянной основе заниматься в какой-то, как нам кажется, серьезной секции. Именно здесь мы, родители, входим в состояние серьезнейшего стресса. И, конечно, делимся этим стрессом с детьми. А причина его кроется в уровне адекватного отношения к тому, чем занят наш ребенок. Если поход в школу - стресс для всей семьи, это признак неадекватного отношения к процессу. Прекрасно по этому поводу пишет известный психолог Людмила Петрановская: «Надо относиться к ситуации по-хозяйски, без священного трепета, что мы ведем детей в храм, где учителя - жрецы, которые принесут их в жертву или пожалеют… Это всего лишь стереотип, за которым ничего не стоит... Помните - детям будет лучше, если родители успокоятся».
Родители часто мечтают об умном и образованном ребенке, и детское «не хочу учиться» воспринимается как неизбежное зло и лень, с которыми надо бороться. К сожалению, традиционная школьная система также активно подключается к этой борьбе. Многие родители и учителя боятся, что если ребенка не стимулировать, не дисциплинировать, то он ни за что не будет развиваться и учиться. А в подтверждение их страхам все больше детей уходят в виртуальную жизнь, не засиживаются за уроками и, кажется, ничем не интересуются, кроме как своим телефоном.
Вы спрашивали самого ребенка, почему так происходит? Спросите - уверена, его ответ вас очень удивит. Есть прекрасный совет: если появляется усталость - отдохните. А вот если становится скучно, значит, надо менять дорогу. Это работает для всех - и для взрослых, и для детей. Присмотритесь, может быть, пришло время рассмотреть новое направление - помогите взрослеющему человеку.
Дети от природы любопытны. Им бы еще опыту побольше… Согласитесь, никто не учит их быть замотивированными что-то познавать и интересоваться чем-то новым. Чтобы дети учились, им не должно быть страшно. Как, скажите, можно относиться к тому, что в школе родителю каждый день говорят о том, почему его ребенок плохой, не справляется с элементарным, не слушается, отвлекается? А у меня пульсирует всегда один вопрос - сколько раз в день ребенка похвалили, разве нет повода просто сказать: «Молодец! Ты справился! Ты умница»? Я не поверю никогда и ни за что, что нет повода хотя бы один раз похвалить каждого ребенка в течение учебного дня или урока. А вместо этого у детей и родителей вырабатывается устойчивая привычка к критике, страх допустить ошибку. У учителей есть ведь правила и требования, которые всех уравнивают, и никто не собирается учитывать какие-то там индивидуальные особенности вашего отдельно взятого чада. Зачем? Это отнимает силы и время. Как это он боится публично выступать? Не должно - сказано рассказать по правилам стихотворение вслух, значит надо рассказать. И помнить про список требований - их нельзя обойти! Потому что наша образовательная система построена на фиксации ошибок. И это постоянный стресс для ребенка, в котором нет места мотивации. Нет. Она стирается системой и отношением к ребенку человека, который в какой-то момент становится таким же важным, как мама и папа, потому что его ожиданиям тоже теперь приходится соответствовать.
Спокойствие, только спокойствие
Для того чтобы детям было интересно, чтобы они учились, им должно быть безопасно (они не должны бояться ответить, высказать мнение, задать вопрос, ошибиться, в конце концов). Когда организм чувствует стресс, он включает режим экономии: мы стараемся делать все как будто на автопилоте. А развитие происходит только в состоянии покоя. Только когда мы не боимся, что нас обидят, обзовут, накажут, только в этой ситуации проявляется любопытство. Это необязательно будут уроки: для ребенка это довольно скучное занятие, а еще он искренне не понимает его ценности. Если отвлечься от идеи учить детей только с помощью уроков, становится ясно, что любой ребенок постоянно развивается - дайте ему эту возможность, помогите открывать новое в окружающем мире (в гаджетах, кстати, тоже многое можно найти). Многие родители и учителя этого, к сожалению, не осознают. В школе ребенка ловят на том, что он перепутал, не успел (ох уж это время на контрольную, скорость чтения и так далее), сделал не так (нельзя от заданной формы отходить - это наказуемо). А дома мама с папой усиливают стресс, ругая за те же ошибки, порой сами понимая, что ругают свое чадо за то, что не смогли бы объяснить. Есть дети, которые легко с этим справляются, для других это слишком жесткие условия. Что делать? Спокойно, сейчас будет простая и сложная одновременно истина: нужно показать, что вы любите его за то, что он ваш ребенок, а не за то, что он что-то сделал - мы же любим человека, а не его поступки. Поэтому лучшее, что можно сделать для него - максимально снизить напряжение. Он должен быть уверен, что он нравится семье такой, как есть - независимо от школьных оценок или характеристики на секции. Школа не оценивает нас как хороших или плохих мам и пап, не ставит оценки за родительскую успеваемость. Это просто такое место, где ребенку должно быть интересно и хорошо.
Не теряйте времени
В воспитании, общении и в поиске мотивации (ее, кстати, ищут только взрослые - у детей все с этим вопросом в порядке) очень важен пример родителей. Дети
копируют поведение взрослых. Если родители только и делают, что смотрят телевизор или сидят в соцсетях, то какие могут быть претензии к детям? Если мы сами хотим быть в вечном анабиозе или виртуально создаем фальшивую копию жизни, то сложно ожидать, что дети от нас что-то получат. Когда мы превращаем образование из сферы свободы в сферу обязаловки, мы можем ставить крест на мотивации совсем. Это, к сожалению, общемировая тенденция. Ребенок становится рабом, а вместе ним и вся семья. Опаздывать нельзя, пропускать нельзя, ошибаться и сомневаться нельзя, громко говорить запрещено, радоваться вслух тоже - это нарушает общий распорядок… Не родители решают, как ребенку лучше провести день, а школа. Звучит это возмутительно. Но именно эта система определяет наше настоящее. Если родители не станут этому сопротивляться, то так оно и будет. Мы не призываем к революциям - нет-нет-нет, и без нас достаточно переворотов. Но совершенно однозначно пришло время по-новому посмотреть на систему и сформулировать-таки родительский запрос к современной школе. Чего мы хотим для наших детей? Может быть, решиться на этот диалог и дать шанс детской мотивации повзрослеть? Или учителя и родители будут сопротивляться, или у нас окончательно случится этот переворот, про который уже сейчас говорят: «Школа - это место, где дети мешают учителям работать с документами» (с).
Смените фокус тревоги
Мама-вертолет - это та мама, которая, как квадрокоптер, нависает над ребенком и следит за ним, беспокоится, тревожится, стремится к его идеальной реализации, строит планы и контролирует. Узнаете? Еще бы. Сегодня большинство из нас, мам, такие. А как иначе, да? Кто же позаботится о будущем чада, кроме нас? У меня еще вопрос, главный: как часто вы спрашиваете самого ребенка, чего он хочет? Как часто следуете за ним и за его желаниями? Если редко или никогда, «поздравляю» - вы тот человек, который помогает тщательно стирать мотивацию к учебе и какой-либо деятельности ребенка. Вы попробуйте - это как минимум интересно: узнавать своего ребенка и его интересы, а еще прекраснее разделить их с ним, только с одним условием: искренне, вам должно быть по-настоящему интересно делать с ним что-то вместе (дети очень чувствуют ложь? и тут стирается самое главное - доверие). Мне лично в этом плане очень нравится подход в некоторых отделениях Станции юных техников у нас в Железногорске - там родители на равных условиях включены в работу и образование детей, это по-настоящему совместное творчество и развитие, где дети узнают маму и папу.
Инвестируйте умно
Чего уж таить, современные родители относятся к своим чадам как к настоящему инвестиционному проекту, в которого нужно обязательно максимально вложиться, начиная еще до его рождения, ставя классическую музыку ему в живот, а при рождении сразу внедряют карточки, методики, кубики, буквы, развивашки… Ребенок не успевает включить свою познавательную активность. Ему ее устраивают, в итоге мотивация присваивается родителями. Ребенку ничего не остается. Если уж вы в своем «проекте» претендуете на осознанное родительство (спасибо Шефали Тсабари за то, что придумала этот термин), то будьте добры каждый свой шаг в отношении ребенка продумывать. Не претендуем на истину, но возьмемся систематизировать существующие советы в направлении: мы - они - школа.
Первое - не заводитесь и не участвуйте в той истерике, которую навязывает система. Оценки - условная вещь, в них много субъективного. В школе важны шаблоны, схемы, и если ребенок не слишком успешен в учебе, возможно, он просто не совсем понимает действие этих схем, и стоит вместе с этим разобраться.
Второе: школа - не поле боя. В треугольнике отношений «школа - родитель - ребенок» не должно быть альянса против кого-то: ни родитель и школа против ребенка, ни ребенок и родитель против школы. Важно почувствовать, что у всех общая цель: дать ребенку возможность получить образование и не превратиться в неврастеника.
Третье - научитесь доверять учителю. Если уж вы решили доверить ребенка этому преподавателю и в целом все идет хорошо, не стоит особо вмешиваться. Если же ваш ребенок постоянно учится с репетиторами и усваивает материал только с ними, то нужна ли вам такая школа? Ищите варианты, не забывая про то, что главный в этом выборе - ребенок. Очень часто в общении с психологами дети жалуются, что родителей не интересует ничего, кроме их уроков. А это не так! Вернее - не должно быть так.
Уроки - это дело ребенка
Дети не должны хотеть делать домашнее задание. Сейчас возмутились, да? До тех пор, пока родители считают уроки своим делом, они будут делать уроки сами… И это снова в минус работе мотивации, которая рождается изнутри. То, что ребенок не хочет делать уроки, совершенно нормально. Никто из нас же не радуется, когда берет работу домой… Когда мы вынуждены брать из-за аврала работу домой, мы считаем, что это несправедливо, нас нужно жалеть, что мы пострадавший. Ребенок по умолчанию живет в этой ситуации, каждый день из 11 лет своей жизни, когда он вынужден каждый день «брать работу домой». И уже давно посчитано, что рабочий день старшеклассника длиннее рабочего дня взрослого. Поэтому абсолютно нормально, что ребенок не хочет делать уроки. Так вот, в этой ситуации надо научиться ребенка поддерживать. Важно понимать и принимать тот факт, что делать уроки или нет - это дело ребенка. И если он не хочет, если страдает от этого, мы можем ему помочь справиться с этим, пожалеть, посочувствовать, дать совет из личного опыта преодоления трудности. Помощь очень даже возможна с уроками. Но не допускайте подмены - не делайте этого за него, это не ваша ответственность и не оценка вашего родительства. Ваши навыки и умения не родят в ребенке желания что-то узнать самому - зачем, если кто-то это делает за тебя. Удобно. И снова нет места мотивации - она ушла, уступила место.
Любопытство: вернуть и поощрять
Взрослые часто говорят, что дети ничем не интересуются, книжки не читают, уроки не делают, а только сидят в своих телефонах. Психологи настаивают на том, что на самом деле дети любопытны от рождения, а вот учителя и родители не осознают этого и часто отбивают у них охоту к познанию. Вы только не обижайтесь, уважаемые, - я ведь тоже в ваших рядах. Родители ошибочно считают, что ребенок сам ни за что не станет делать то, что важно, любопытно, интересно, если сзади не будет стоять какой-то взрослый с ремнем, конфеткой, рублем и постоянным контролем. Это не так. Наши дети достаточно умные, чтобы без нас решить, что им действительно важно. Человек действует не потому, что его оценивают или сравнивают с другими. Напротив. В нас заложено стремление познавать, узнавать, открывать, исследовать. А маленькому ребенку все любопытнее троекратно. Для него мир прекрасен, ему все очень интересно. Мотивация идет изнутри - она еще никуда не делась, ее не стерли, ей не надо уступать место амбициям родителей или требованиям других взрослых. И тут очень важно не убить в ребенке этот интерес, любопытство, жажду познания оценками и сравнениями. Если мы хотим, чтобы наши дети росли, понимая, чего они хотят, и умели к этому идти, с удовольствием открывая для себя новое, наша задача - помочь им преодолеть давление оценочной системы. Создавайте для них тыл, такое место, где его совершенно точно ни с кем не сравнивают.
Учите задавать вопросы
Да, нам с вами необходимо научить ребенка задавать много вопросов - это важно. Сегодня многие дети говорят: «Нельзя спрашивать! Нам скажут, что мы тупые, если не поняли с первого раза». Это ситуация шока. Мы должны помочь ребенку развивать его познавательную активность, а не просто ставить клеймо на нем в стиле «Ничего не хочет. Ничего из него не получится». И эта реплика обращена не только к родителям (зачем все время усиливать их тревогу) - это обращение к педагогам, которые работают с детьми и в каком-то своем формате задают им именно такой настрой. Молчи - удобней будешь? Никого не хочется обидеть - наоборот, есть желание развернуть всех заинтересованных друг к другу лицом. Не обвинять, не перекладывать ответственность, не нагружать детей, а вместе двигаться вперед и изучать те ресурсы, которые есть у нас для того, чтобы помочь ребенку, учителю, школе.
Ученик прекращает познавательную активность, потому что он боится совершить ошибку, боится оказаться недостаточно успешным, боится, что его осудят или скажут: «Сядь, опять ничего не понял». Дети рассказывают о своем страхе - он их парализует. Именно поэтому они и не пытаются больше ничего делать, легче капитулировать и заткнуть рот собственной мотивации. Это путь к низкой познавательной активности, это снова минус. Как изменить этот путь? Расскажите своему ребенку, что задавать вопросы - не стыдно, стыдно - не задать вопроса. Говорите с педагогами, настаивайте на том, что дети должны получать ответы на свои вопросы и имеют право их задавать, даже если учебный план гонит!
Играйте вместе
Это серьезная просьба. Важно играть с детьми любого возраста - так же как и читать им вслух, особенно если они этого просят. И я понимаю, что многие сейчас внутри искренне возмутились, - мол, времени нет на учебу, занятия, покушать спокойно и выспаться нет, а вы со своими играми. Не смешно. Да, соглашусь, что абсолютно не смешно. Это, к сожалению, еще одна катастрофа, которая настигла нас с вами. Сокращается время свободной игры. Ее замещают и вытесняют развивали - это когда вместо мамы с ребенком кратковременно занимается чужая тетя или не занимается никто, потому что времени нет. Думаете, глупости? А вот и нет… В процессе игры развивается мышление, внимание, память, воображение, речь, умение общаться, способность самовыражаться и творить. Мы играем с ребенком, и он точно знает, что его принимают, ему сопереживают, подключаются к его чувствам, разделяют их. В игре мы можем научить детей преодолевать трудности, решать задачи, делать выбор. Чем не основание помочь ребенку разгадать секрет его личной мотивации к открытиям и решениям, действиям и новым знаниям? Конечно, мы не задумываемся об этом столь рационально, когда играем по-настоящему, но если претендуем осознанность в родительстве, то должны успевать и это спланировать.
Попробуйте - и получится!
Родители зачастую очень плохо переносят, когда ребенок чего-то не понимает или не знает. Взрослый готов долго терпеть чужого ребенка, но вспыхивает молниеносно, когда его ребенок вдруг чего-то недопонимает. Как это работает? Наверное, это про то, что нам сложно пережить ситуацию стыда: как же это так, он же мое продолжение, он не может быть глупым? Столько оценочности в этом всем, ярлыков, которые мы сами навешиваем на самых родных людей, пользуясь тем, что мы сильнее!
Есть дети, у которых все получается быстро. Они доверяют взрослым, пробуют новое, падают и встают. Но есть и другие дети, которые от взрослых ничего хорошего не ждут. И это необязательно дети из неблагополучных семей. Это могут быть дети, которых настолько затюкали родители обучением и развитием, что для них все вокруг стресс, они постоянно ждут осуждения, оценки, наказания. Какая уж тут мотивация - здесь нет места даже мысли об активности или инициативе, потому что все пойдет с маркером «наказуемо». А мотивация должна рождаться внутри и быть ребенком присвоена - это его мотивация. Взрослые же постоянно пытаются подкручивать ее снаружи. Но тогда надо отдавать себе отчет в том, что это уже не его мотивация - это вообще не про мотивацию, это про манипуляцию, про заставить, про воздействие, принуждение. Потому что мотивация - это то, что идет изнутри, это то, что я САМ хочу. Надо для нас - это мнения других о том, как нам жить. Хочу - это то, во что мы верим.
Почему-то принято считать, что, если мы не развиваем детей, не толкаем его по жизни, не выбираем за него, то мы плохие родители. Несолидно это. Надо развивать! Невесело все то. Потому что в подростковом периоде такого ребенка родители хватаются за голову и их типичная жалоба: он ничего не хочет, лежит на диване, глядит в компьютер, учиться не хочет, работать не хочет… Мотивация на нуле, даже в минусе - ее отняли, она не существует у самого ребенка. У него не было для этого никаких возможностей. И только в наших силах создать условия для таких возможностей нашим детям. Попробуйте - уверена, у вас получится.
Юлия ТРЕТЬЯКОВА