Понедельник, 23 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Владимир ФОМАИДИ: «Достижения социальной сферы люди предпочитают не замечать»

22 мая 2013 / Общество / 0
Уж если кто, как говорится, и съел собаку в железногорской социальной сфере, так это Владимир Фомаиди. Закончив в 1976 году тогдашний ВТУЗ, инженером-механиком Владимир Юрьевич проработал на нашей звездной фирме шесть лет. Потом пошел по профсоюзной линии, отдав НПО ПМ 25 лет своей трудовой биографии. Общий же стаж в кресле заместителя главы города по социальным вопросам в июне составит 10 лет. Все эти годы именно ему подведомственные учреждения и организации стабильно осваивали львиную долю железногорского бюджета. При этом сам Фомаиди ухитрялся (особенно последние годы!) оставаться в тени, публичности и журналистов всячески избегал, за что те на него часто обижались. О причинах такого отношения к СМИ, о железногорской социалке и ее перспективах – в нашем интервью.

- У нас всегда есть про что рассказать. Но последнее время как-то сложилось, что журналистов интересуют лишь недостатки и проблемы, - сетует Владимир Юрьевич. - Достижения социальной сферы предпочитают не замечать. Даже если и говорят про успехи, это подается как достижение каких-то конкретных исполнителей. А вот все сбои – это вина чиновников! Несправедливо, по-моему. Раньше было иначе. Если в чем-то обвинять, надо в чем-то и поддерживать. Все успехи – наши общие. Сегодняшняя подача информации не работает на позитивный имидж Железногорска. И вы, и мы – все работаем на развитие нашего города. Никто не говорит, что надо закрывать глаза на проблемы. Но город не может состоять из одних недостатков. А получается, какой канал ни включи, Железногорск видишь только со стороны канализации, ям на дороге и свалок. Так нельзя! Город состоит из наших учреждений, где работают замечательные, талантливые люди, которыми можно и нужно гордиться. Да, мы не идеальные, но на общем фоне выглядим очень достойно и лучше многих. А у населения, на которое каждый день льется этот поток негатива, складывается впечатление, что все вокруг рушится и валится, что нет ничего хорошего, и конец света вот-вот наступит. Нельзя так, позитив должен быть обязательно!

Разве наш бюджет – не позитив? БОльшая его часть из года в год как раз и идет на социалку.

- Да, красивая цифра: три с лишним миллиарда. Но столько же было у нас и в 2002 году. Если посчитать реальную стоимость сегодняшнего рубля, начинаешь понимать, насколько необходимо максимально эффективное использование этих денег. Решать, что делать в первую очередь, а что может потерпеть - и в образовании, и в культуре, и в спорте, и в медицине, должны профессионалы. Вот тогда будет все прекрасно. Да, кого-то такие волевые решения раздражают: дескать, какие окна, давайте лучше делать пандусы! Шлагбаумы! Заборы! Подобное публичное дилетантское обсуждение приоритетов приводит к выводам, что мы, дескать, не защищаем наших детей. Я бы хотел переломить эту ситуацию в пользу тех специалистов, которые в таких условиях, при такой зарплате и на фоне таких разговоров стабильно продолжают давать отличные результаты. Необходимо им помогать и поддерживать во всем. Недостатки же надо анализировать, искать выходы, принимать меры, а потом обязательно рассказывать, что получилось, а что нет, на что денег не хватило. Именно такая доброжелательная атмосфера была в городе всегда – до 90-х годов. А потом все как начали бороться друг с другом непонятно за что, так и продолжаем. Это наши общие беда и боль. Непатриотично это. Поэтому некоторые газеты я уже давно не читаю.

 Приоритет окна перед забором – это вы о школах?

- Каждый год мы выделяем средства на текущие ремонты школ. Сразу скажу, что проблем там очень много. Поэтому приходится выбирать приоритеты. Сегодня в их расстановку вмешались предписания соответствующих органов, в первую очередь – по обеспечению безопасности. Речь идет о видеонаблюдении, об укреплении внешнего периметра школ – тех же заборов. Кроме того, мы вынуждены выполнять решения судов по обеспечению доступности образовательных учреждений для маломобильных групп. Никаких дополнительных денег на эти цели у нас нет. Да, действительно, на образование Железногорск тратит практически половину своего бюджета, но не стоит считать, что тут можно что-то выкраивать. К сожалению, деньги все целевые. Единственное, по результатам конкурсов могут образоваться некие резервы… Вот только их и можно потом решением сессии направить на иные нужды. Что это будет за сумма, сказать трудно. Но у нас главное на эти годы - замена окон. Тепловой контур – это самое важное, особенно для дошкольных учреждений! Часть успели сделать, но надо еще порядка 100 млн рублей, чтобы завершить работу во всех образовательных учреждениях. Меры первичной безопасности у нас обеспечены, и я нахожу их достаточными. Конечно, можно лучше: и видеокамеры, и контролируемый доступ… Но когда все это кладешь на чашу весов, мой выбор – все же тепло, потому что это здоровье! Поэтому при перераспределении сэкономленных средств мы будем настаивать на замене окон. Состояние-то печальное, все обветшало. И технология затыкания дыр в рамах ватой просто нетерпима.

Как будете затыкать дыры в штатных расписаниях?

- В городе растет рождаемость, но мы вводим дополнительные мощности детских учреждений, это программа, рассчитанная на пять лет. Практически ликвидировав очередь в детсады, теперь принимаем заявления от тех, кто хочет ходить в конкретный садик. Например, поближе к дому или к конкретному воспитателю. Будем искать возможность реализации этих очень понятных желаний. Правда, возникла проблема персонала. Мы вынуждены кадры буквально заманивать. К сожалению, последнее повышение зарплаты в детских садах проблему не решило. При полутора-двух ставках заработок в 21-23 тысячи рублей кажется сносным. Но в каком режиме приходится работать! Детей-то в группе не 10-15, а 20-25. Нас греет решение правительства и президента довести зарплату педагогов, в том числе и дошкольных, до уровня средней по экономике региона. По дошкольным - это 2016-2018 годы, но думаю, что все может произойти раньше. С 1 января 2014 года фонд оплаты труда – обязанность региона. Красноярский край - богатый, уверен, что экономика будет и дальше развиваться, так что найдется возможность защитить наших «дошколят».
Железногорск по-прежнему остается привлекательным для жителей других территорий. Мы отличаемся от других своей 20-процентной доплатой в рамках ЗАТО. Приглашаем выпускников педучилищ и педвузов из Сосновоборска, Красноярска, Лесосибирска, Канска, Ачинска, Минусинска, обеспечивая их служебным жильем. В итоге у нас появились коммуналки. Вот как раз сейчас жилищная комиссия рассматривает заявку управления образования о выделении жилья для десяти молодых специалистов, которые с 1 сентября начнут работать в городских школах. Думаю, вопрос решится положительно.

Почему наши школы и садики так неохотно идут в автономию?

- Садики в основной массе ушли в бюджетную форму. Это переходный этап – тут нет такой полной свободы, как в автономии. Но они тоже имеют право давать дополнительные услуги, использовать имущество в своих целях. Сдерживающим фактором я считаю те горы отчетности, которые при этом требуются. Желание-то хорошее и понятное: чтобы каждый бюджетный рубль дошел до цели. Но затраты на контроль над этим рублем уже перевалили за два! Считаю это ошибкой, которая, несомненно, будет в ближайшее время поправлена.
Школ пока автономных нет, но сейчас лицей №102 завершает оформление документов по переходу. Лагеря «Орбита» и «Горный» давно работают как автономные, опыт положительный. И зарплата там выросла, и есть возможность оперативно заключать нужные договоры, на тот же ремонт, например. Благодаря этому нам весьма комфортно при подготовке лагерей к лету. Деньги используются более эффективно. Не хочу плохо отзываться о конкурсах, идея-то хорошая. Но получается, что подрядчик, выиграв конкурс, гонит откровенную халтуру. А потом мы долго выясняем отношения, срывая сроки, а в итоге получаем все равно совсем не то, что хотели. С моей точки зрения, автономная форма позволяет всего этого избежать.

Скоро Железногорск будет принимать спартакиаду городов края. Мы уже готовы?

- Мы готовимся. Работает оргкомитет, есть план. Наши спортивные учреждения и площадки в неплохом состоянии, но мы хотели в рамках подготовки к спартакиаде попросить у края помощи в ремонте зрительских трибун, сделать над ними навес, отремонтировать наш павильон и спортзал. Но в крае сейчас все средства брошены на зарплату бюджетникам, так что нам выделили только 5 млн рублей для приведения в порядок наших спортзалов и раздевалок. Это тоже крайне важно. И я уверен, что мы сумеем провести спартакиаду на должном уровне.

Каких результатов ждем от местных команд?

- Задача поставлена занять место не ниже третьего. Мы не возражаем уступить первенство Красноярску, а вот второе-третье места разыграть с Ачинском и Зеленогорском. Норильск нам не конкурент.

Как продвигается тема строительства крытого катка? И что будет со «Спутником»?
- Проектно-сметная документация и экспертиза проекта Ледового дворца уже есть. После общественных слушаний специалисты ГХК внесли уточнения, авторы проекта сейчас их дорабатывают. Пока не решен окончательно вопрос с финансированием. Проект заявлен ГК «Росатом» как один из объектов финансирования в 2013 году. Если случится это счастливое решение, то уже во второй половине 2013-го можем приступать к работе. Если нет, то все равно не теряем надежды, что строить этот очень нужный городу объект начнем в 2014 году. Досуговый семейный центр на месте клуба «Спутник» - второй объект, одобренный и нашей общественностью, и Росатомом. Но тут пока идет проработка технического задания. Потом будет разработка ПСД, что займет не менее полугода, затем экспертиза. И в лучшем случае лишь через год мы будем готовы заявиться, получается, уже на 2015 год.

А социальные объекты, что связаны с созданием кластера? Там ведь не только подстанции и дороги!

- Как территория заинтересованная, мы, помимо здравоохранения, заявились и по линии образования, культуры, спорта. Очень много объектов и на большие деньги - несколько миллиардов! Федерация рассмотрела заявки всех территорий, и мы попали, слава богу. Но в приоритетных задачах действительно энергетика и транспортная инфраструктура. Объекты социальной сферы, к сожалению, перенесены на следующий этап. Как только дадут добро, мы начнем заказывать проектно-сметную документацию по реконструкции хирургического корпуса – там появится Центр «Мать и дитя», по ремонту роддома и тубдиспансера. А вот по Центру скорой медицинской помощи работы начнутся уже в этом году. Их финансирует ФМБА, думаю, в 2015-м Центр заработает. До конца года детская поликлиника (та, что в жилом доме на Мира) должна переехать. Освободившиеся площади переведем в квартиры для тех же медиков.

Горожане обеспокоены судьбой муниципальных аптек. Видимо, информации явно не хватает.

- Наши муниципальные аптеки сейчас в процессе передачи в «Губернские аптеки». Я считаю это правильным решением. Но его надо было принимать еще в 2006-2007 годах. Мы бы тогда смогли избежать очень многих проблем. Наши аптеки просто не выдерживают конкуренцию с частными. И это не вина их, а беда. У частников небольшие помещения, экономия на всем, все – по минимальным стандартам. В наших же аптеках все по-другому: огромные залы, большие подсобные помещения, в том числе для приготовления лекарств. Это было оправданно и нужно в свое время. К сожалению, теперь времена иные, и частник в выигрыше, наши же аптеки созданный фармацевтический рынок не выдержали. И единственное сильное государственное учреждение в крае – это «Губернские аптеки». Без ущерба и риска, что эта ниша останется у нас вообще без каких-то страховок и гарантий, мы идем в мощное и сильное учреждение, которое поддерживает правительство края. Сегодня особых проблем по льготным медикаментам нет.

Татьяна ДОСТАВАЛОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения